Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административное принуждение




В теории административного права выделяют четыре основных вида государственного принуждения: уголовное, административное, дисциплинарное и гражданско-правовое. По своей сути административное принуждение является разновидностью государственного принуждения. Оно применяется компетентными государственными органами и их полномочными представителями на основании норм административного права.

Административное принуждение — это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях предупреждения, пресечения административных правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Для административного принуждения характерно сле-дующее:

■ административное принуждение применяется только на основе закона. Нормами права регулируется следующее: какие меры, при каких условиях, в каком порядке и кем могут применяться] Четкая регламентация принудительных мер необходима для соблюдения принципов неприкосновенности личности, жилища и личной собственности граждан;

■ по общему правилу для него характерен внесудебный порядок применения,/ так как использование административно-принудительных мер отнесено к ком-петенции соответствующих исполнительных органов или должностных лиц, которые непосредственно реа-лизуют их без обращения в суд. Однако, необходимо учитывать, что в соответствии с российским законо-дательством отдельные меры административного при-нуждения используются судами в случаях наложения более строгих административных взысканий;

■ административное принуждение применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы;

■меры административного принуждения применяются как к лицам, так и к организациям;

■ порядок их применения урегулирован нормами административного права и является составной частью административного процесса;

■ для административного принуждения характерна множественность органов и должностных лиц, его применяющих;

. • ■ административное принуждение имеет цель: нака-зание правонарушителей, пресечение и предупреждение административных правонарушений;

■ правоограничения лиц, к которым применяются меры административного взыскания, менее ощутимы и суровы, чем те, которые сопровождают другие меры государственного принуждения (например, меры уголовного наказания);

■ меры административного принуждения могут при-меняться как в отношении правонарушителей, так и к лицам, не совершающим правонарушений (на-пример, меры, применяемые при возникновении чрезвычайных обстоятельств, и т. д.);

■ административное принуждение применяется не всеми субъектами управленческой деятельности, а лишь теми, кто специально уполномочен законом на их применение;

■ административное принуждение в значительной степени имеет также и профилактическое значение.

Меры административного принуждения очень разно-образны и обладают различными признаками, которые мы рассмотрим в данной главе. \у^ По целевому назначению меры административного принуждения могут быть подразделены на три группы:

а) административно-предупредительные меры;

б) административно-пресекательные меры;

в) меры административной ответственности.

Общим для всех мер административного принуждения

является их принудительно-обязательный и государственно-властный характер; все они являются административно-правовой формой охраны правопорядка, характер каждой из них определяется конкретным видом отношений, которые они обеспечивают.

Административно-предупредительные меры применяются при отсутствии правонарушений, при наступлении определенных условий, чаще всего чрезвычайного харак-тера. Целями их является предупреждение правонаруше-ний, охрана общественной безопасности и предупрежде-ние вредных, тяжелых последствий.

К административно-принудительным мерам относятся:

■ досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);

■ проверка документов, удостоверяющих личность;

■ административное задержание;

■ закрытие участков государственной границы и др.

Административно-пресекательные меры, их сущность состоит в принудительном прекращении противоправных действий или деятельности граждан, должностных лиц, учреждений, организаций или предприятий.

В качестве административно-пресекательных мер при-меняются:

■ требования прекратить противоправные действия;

■ непосредственное физическое воздействие, например, применение приемов самообороны сотрудниками милиции при задержании правонарушителя;

■ применение специальных средств, например, сотрудниками милиции резиновых палок, слезоточивого газа, наручников и т. д.;

■ административное задержание лица для составле-ния протокола об административном правонаруше-нии и др.

Меры административной ответственности обладают карательными свойствами. Именно через административные взыскания реализуется институт административной ответственности.

КоАП РФ в ст. 3.2 закрепил следующие администра-тивные наказания:

■ предупреждение;

■ административный штраф;

■ возмездное изъятие орудия совершения или пред-мета административного правонарушения;

■ конфискация предмета орудия совершения или предмета административного правонарушения;

■ лишение специального права, предоставленного фи-зическому лицу;

■ административный арест;

■ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

■ дисквалификация;

■ административное приостановление деятельности.

Таким образом, каждое из названных средств правовой охраны выполняет определенную и только ему присущую функцию в системе мер рассматриваемого вида государственного принуждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.