Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Американская и африканская системы прав человека




Контрольные механизмы ОБСЕ в области защиты прав человека.

Главные органы ОБСЕ:

· Парламентская Ассамблея ОБСЕ(ПА ОБСЕ)

· Совет министров.

Контрольные органы ОБСЕ

· Бюро по демократическим институтам и правам человека(БДиПЧ)в Варшаве.

· Суд по примирению и арбитражу в Женеве.

Основные документы ОБСЕ:

I. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе(1975г)

II. Парижская хартия для новой Европы(1990г): «Эра конфронтации и раскола Европы закончилась».

III. Будапештский документ (1994г): введен термин «Человеческое измерение».

Человеческое измерение ОБСЕ-- Европейские стандарты прав человека

ü Верховенство права

ü Возможность выражения мнения каждым

ü Подотчетность обществу органов власти

ü Поощрение контактов между людьми и др.

В России распространено несколько уничижительное отношение к развитию уровня свободы слова и печати за рубежом. Если речь идет о западноевропейских или североамериканских стандартах, то они зачастую представляются «двойными» и не слишком в своих ограничениях отличающимся от наших. Если же речь заводят о развивающихся странах, то нас вообще представляют неким образцом, задавающим вектор развития. На деле всё обстоит не совсем так. Поговорим о двух континентах, где относительно недавно созданы региональные системы защиты прав человека, в том числе и права на свободу выражения мнения. Да, в Африке и Южной Америке немало автократий, немало проблем. Однако уровень стандартов свободы выражения мнения достаточно высок, по ряду параметров он выше, чем в России, а механизмы их защиты получают всё большее развитие. Недаром в вопросах свободного поиска информации решения Межамериканского суда по правам человека выглядят передовыми на фоне постановлений Европейского суда по правам человека.

Американская конвенция о правах человека – один из актов, принятых Организацией американских государств (ОАГ), старейшей из региональных международных организаций. Он был подписан в 1969 году и вступил в силу в 1978 году, заменив существовавшую до него Американскую декларацию прав и обязанностей человека. Конвенция содержит весьма подробную статью 13, названную «Свобода мнения и его выражения»:

1. Каждый имеет право на свободу мнения и его выражения. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любого рода, независимо от границ, как устно, так и в письменном и печатном виде, в форме художественного изображения или с помощью других средств по своему выбору.

2. Пользование правом, предусмотренным в предыдущем пункте, не может подвергаться предварительной цензуре, но может быть предметом последующей ответственности, которая точно установлена законом и необходима, чтобы обеспечить:

a) уважение прав и репутации других лиц;

b) защиту национальной безопасности, общественного порядка или общественного здоровья или нравственности.

3. Право выражения своего мнения не может быть ограничено косвенными методами или средствами, как-то: злоупотреблением правительственным или частным контролем над бумагой, частотами радиопередач, инструментами или оборудованием, используемыми в распространении информации, или любыми иными средствами, направленными на задержку в обмене и распространении идей и мнений.

4. Несмотря на пункт 2 данной статьи, публичные представления могут согласно закону подвергаться предварительной цензуре с единственной целью регулирования доступа на них несовершеннолетних по соображениям моральной защиты детства и юношества.

5. Всякая пропаганда войны, а также национальной, расовой или религиозной вражды, которая ведет к подстрекательству к незаконным действиям против любого лица или группы лиц на основе расы, цвета кожи, религии, языка или национального происхождения, рассматривается как преступление, наказуемое по закону.

Как видим, кроме повторения норм статей 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), статья 13 Американской конвенции о правах человека содержит определённые и весьма позитивные новшества. В пункте 3 речь, например, идёт о запрете косвенного ограничения свободы выражения мнения через контроль над средствами производства, ограниченным ресурсом бумаги, частот, оборудования (включая передатчики, типографии, сети связи). Такими ограничениями признаются, по сути, любые попытки задержать, осложнить распространение информации и идей без законных и обоснованных целями пункта 2 оснований. В пункте 4 предполагается возможность предварительной цензуры публичных представлений (кинопроката, шоу, театральных постановок), но только с одной целью – определить возраст зрителей, которых можно допускать на эти представления без опасения нанесения вреда их моральному развитию.

Споры, связанные с нарушениями Американской конвенции о правах человека, а также связанной с этим интерпретацией её положений разбирает Межамериканский суд по правам человека – созданный в 1979 году юридический орган ОАГ. Он заседает в г. Сан-Хосе (Коста-Рика) и состоит из семи судей, избираемых Генеральной ассамблеей ОАГ на четыре года с возможностью однократного переизбрания на второй срок.

Вопросами защиты прав, содержащихся в статье 13 конвенции, занимается Специальный докладчик Организации Американских Государств (ОАГ) по вопросу свободы выражения мнения. Этот пост был учреждён в 1997 году Межамериканской комиссией по правам человека (МКПЧ) с мандатом в следующих сферах деятельности:

1. Подготовка ежегодного доклада о состоянии со свободой выражения мнения в Северной и Южной Америке, являющегося частью ежегодного доклада, который Межамериканская комиссия по правам человека представляет Генеральной ассамблеи ОАГ.

2. Подготовка докладов по тем или иным проблемным сферам свободы выражения мнения.

3. Сбор информации для целей подготовки таких докладов.

4. Неотложное информирование Межамериканской комиссии по правам человека в отношении проблем, требующих её охранительного вмешательства, или временных мер, которые МКПЧ сочтёт необходимым просить ввести Межамериканский суд с целью предотвращения нанесения вреда правам человека.

5. Информирование Межамериканской комиссии по правам человека по вопросам рассмотрения жалоб по случаям, связанным со свободой выражения мнения.

Региональная система защиты прав человека действует ещё на одном континенте – в Африке. Здесь международная межправительственная организация Африканский Союз (АС), правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ), в 2002 году объединила 53 государства континента.В 1981 году ОАЕ приняла вступившую в 1986 году в силу Африканскую хартия прав человека и народов. Эта хартия гарантирует социально-экономические и гражданские права как человека, так и народов, а также содержит ряд обязанностей человека. Статья 9 этой хартии – одна из самых лаконичных международных норм в отношении свободы выражения мнения. Она состоит из двух пунктов. В первом сказано «Каждый имеет право на доступ к информации». Интерпретация понятия «доступ» здесь очевидно оставлена на усмотрение национальных органов власти. Во втором пункте установлено, что «каждый имеет право на выражение и распространение своих взглядов в соответствии с законом». Другими словами, пределы права на свободу слова и выражения мнения должны быть установлены в национальном законе, причем никаких оговорок в отношении допустимых целей возможных ограничений или их необходимости в тексте Африканской хартии нет. Это позволяет говорить, что в отношении свободы выражения мнения африканское соглашение является самым слабым из региональных систем защиты прав человека.

Надзор за выполнением Африканской хартии происходит в форме рассмотрения докладов государств о её выполнении и заявлений о ее нарушениях. Его осуществляет Африканская комиссия по правам человека и народов, созданная в 1987 году. В г. Аруше (Танзания) недавно начал действовать Африканский суд по правам человека и народов в составе 11 судей, избираемых на шестилетний срок в возможным однократным переизбранием, в декабре 2009 года этот суд вынес свой первый и пока единственный вердикт.

В тех же рамках функционирует Специальный докладчик по вопросу свободы выражения мнения Африканской комиссии по правам человека и народов. В полномочия докладчика входят:

· анализ национального законодательства о СМИ и практики его применения в государствах-участниках, мониторинг соблюдения стандартов свободы выражения мнения в целом и Декларации принципов свободы выражения мнения, в частности, оказание консультативной помощи государствам-участникам;

· изучение ситуации на местах в тех государствах-участниках, из которых поступают сообщения о массовых нарушениях свободы выражения мнений, и предоставление Африканской комиссии соответствующих рекомендаций;

· осуществление поездок в те или иные государства, другой деятельности, направленной на информирование о своей деятельности и на улучшение ситуации с полной реализацией права на свободу выражения мнения в Африке;

· публичное вмешательство в ситуации, когда по его сведениям происходит нарушение свободы выражения мнения. Это может происходить в форме публичного заявления, пресс-релиза, срочного призыва;

· ведение надлежащего досье о нарушениях свободы выражения мнения и публикация своих докладов, представленных Африканской комиссии; а также

· представление докладов на каждом очередном заседании Африканской комиссии о состоянии с выполнением свободы выражения мнения в Африке.

Упомянутая выше Декларация принципов свободы выражения мнения(Declaration of Principles on Freedom of Expression) была принята на заседании Африканской комиссии по правам человека и народов в 2002 году. Она представляет интерес как образец современных представлений о гарантиях свободы массовой информации в регионе, не обязательно относящемся к зоне «западных представлений» о правах человека. В соответствии с этой Декларацией к африканским принципам свободы в этой сфере относятся следующие:

I. Свобода выражения мнения включает право на поиск, получение и распространение информации и идей в любой форме коммуникации представляет собой основное и неотчуждаемое право человека, неотъемлемый компонент демократии.

II. Любое ограничение свободы выражения мнения должно быть предусмотрено в праве и быть необходимым в демократическом обществе.

III. Свобода выражения мнения налагает на органы власти позитивные обязательства по развитию, в частности, широкого спектра информации и идей, плюралистичного доступа к СМИ, развитие СМИ на языках африканских народов.

IV. Каждый имеет право на доступ к информации в ведении органов власти, а также к информации, хранимой частными лицами – если это необходимо для защиты любых их прав. Отказ в предоставлении информации можно оспорить в независимом органе или в суде. Даже в отсутствие запроса, органы власти публикуют важную информацию, представляющую общественный интерес. Не наказуемо в принципе раскрытие информации в интересах разоблачения нарушений, предотвращения угрозы здоровью, безопасности или окружающей среде, за исключением случаев, когда наказание служит законным целям и необходимо в демократическом обществе.

V. Государственная монополия на телерадиовещание несовместима со свободой выражения мнения. Государства содействуют развитию разнообразного независимого сектора вещания. Его правовая база основана на независимости регулятора, гласности и справедливости лицензирования, направленного на развитие плюрализма мнений и развитии общинного вещания для бедных и сельских районов.

VI. Государственные и контролируемые органами власти телерадиовещатели должны быть трансформированы в общественные, подотчётные населению посредством скорее парламентского, чем правительственного контроля. Деятельность общественных вещателей должна подчиняться следующим принципам: они подчиняются правлению, защищённому от политического, экономического или иного вмешательства; гарантируется редакционная независимость; система финансирования защищена от волюнтаристских изменений размера бюджета; осуществляется максимально возможный охват сигналом территории страны; программная политика ясно определена и включает в себя гарантированное получение населением объективной политически сбалансированной информации, особенно в период выборов.

VII. Любой государственный или общественный орган по контролю за сферой вещания и телекоммуникаций должен быть защищён в своей деятельности от политического, экономического или иного вмешательства. Процедура назначения его членов должна быть открытой и гласной, она не может контролироваться какой-либо политической партией, в процедуре участвуют институты гражданского общества.

VIII. Система регистрации печатных СМИ не должна представлять существенных ограничений права на свободу выражения мнения. Издаваемые органами власти печатные СМИ не должны подвергаться политическому вмешательству. Государство должно побуждать владельцев СМИ и журналистов достигать соглашений о гарантиях редакционной независимости.

IX. Эффективное саморегулирование – лучший способ повышения стандартов работы СМИ. В государстве должна действовать доступная населению система рассмотрения жалоб на СМИ, действующая в соответствии с установленными правилами и этическими кодексами и независимая от политического, экономического или иного вмешательства. Полномочия органа саморегулирования должны иметь административный характер и не узурпировать роль судов.

X. Право на работу в СМИ не должно ограничиваться чрезмерными юридическими ограничениями. Журналисты вправе организовывать профсоюзы и ассоциации.

XI. Нападения на журналистов (убийства, похищения, преследования или угрозы) и нанесение материального ущерба средствам связи подрывают независимую журналистику и свободу выражения мнения. Государства обязаны принимать эффективные меры по расследованию таких нападений и наказанию виновных. В условиях вооружённого конфликта журналисты не должны признаваться комбатантами.

XII. Законодательство о защите репутации не должно карать за достоверные сведения; оно предусматривает то, что общественные деятели мирятся с более высоким уровнем критики, чем рядовые граждане. Интересы защиты частной жизни не препятствуют распространению информации в общественных интересах.

XIII. Любые меры уголовного наказания в отношении содержания информации должны служить законным интересам в демократическом обществе. Свободу выражения мнения нельзя ограничивать по основаниям защиты общественного порядка или национальной безопасности, если только не очевиден риск нанесения вреда законным интересам и существует очевидная причинно-следственная связь между риском нанесения вреда и содержанием мнения.

XIV. Государство создаёт благоприятные экономические условия для процветания СМИ; оно не использует возможности размещения государственных объявлений в зависимости от содержания печатного СМИ. Государство принимает эффективные меры по недопущению чрезмерной концентрации собственности в СМИ.

XV. Работники СМИ не должны принуждаться к раскрытию конфиденциальных источников информации, если только такое раскрытие необходимо для расследования тяжкого преступления или защиты обвиняемого, эту информацию нельзя получить иным способом, общественный интерес в раскрытии перевешивает вред свободе выражения мнения и раскрытия требует суд после проведения по этому вопросу полноправного заседания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.