Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение законности в государственном управлении




 

Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами требований действующего законодательства.

Законность служит неотъемлемой основой построения и функционирования демократического, правового государства, деятельности всех его звеньев. Особенно важно строгое соблюдение законов государственными органами и их должностными лицами.

Конституционные нормы, касающиеся принципа законности, распространяются на все три ветви государственной власти - законодательную, исполнительную и судебную и на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые самостоятельны.

Эффективное управление зависит не только от уровня законности, но и дисциплины участников управленческого процесса.

Дисциплина выполняет важную роль в формировании организованности и согласованности действий всех участников управленческой деятельности.

Государственная дисциплина заключается в соблюдении и точном и неуклонном исполнении государственными организациями, рабочими и служащими, общественными организациями и гражданами установленных государством правил и конкретных предписаний по практическому осуществлению задач и функций.

Связь законности и дисциплины проявляется также и в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины.

Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и находит свое выражение в пресечении малейших беззаконий и нарушений дисциплины; принятии мер по ликвидации причин и условий, их порождающих; восстановлении прав и законных интересов граждан, общественных организаций; наказании лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; в создании атмосферы неотвратимости ответственности за нарушение требований законности и дисциплины.

Контроль - необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства, его важнейшей части (исходя из принципа разделения властей) - аппарата государственного управления, в общественной жизни.

Проверка исполнения тесно связана с контролем и является его составной частью. По своему содержанию она уже контроля и заключается в эффективной оценке выполнения соответствующего решения, указания, задания подчиненным аппаратам управления.

В контрольной деятельности используются различные методы. К ним нужно отнести тематические проверки, рейды, материалы средств массовой информации, заслушивание отчетов, наблюдение за действиями контролируемого субъекта и так далее.

Не менее полезны обсуждения, аналитический разбор ситуации, беседы с работниками, инструктирование их и оказание необходимой помощи.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере государственного управления заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.

В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор, он делится на прокурорский надзор и административный надзор.

Различие между административным надзором и контролем в широте охватываемой обследованием сферы деятельности, а также в специфике методов и правовых форм воздействия.

Наиболее характерные черты административного надзора сводятся к следующему:

1) органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах; органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов;

2) органы административного надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении не подчиненных объектов;

3) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного принуждения в отношении физических и юридических лиц и административные взыскания.

Административно-надзорную деятельность в ее наиболее полном и отделенном от других методов правоохранительной деятельности виде осуществляют органы внутренних дел во главе с Министерством внутренних дел.

Исходя из организационной взаимосвязи контролирующего и подконтрольного объектов, можно говорить о внутреннем (внутриведомственном) и внешнем (подведомственном) контроле.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий можно выделить:

- контроль Президента Республики Беларусь;

- контроль органов представительной (законодательной власти);

- контроль органов государственного управления;

- контроль органов судебной власти;

Под обжалованием понимается реализация гражданами своего права высказывать свои претензии органам и должностным лицам органов государственного управления.

В статье 40 Конституции Республики Беларусь закреплено, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок.

Президент Республики Беларусь обладает огромным объемом полномочий, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь

Главными направлениями контрольной деятельности Президента Республики Беларусь являются следующие:

1) контроль в процессе формирования органов управления;

2) контроль за содержанием деятельности аппарата государственного управления, фактическими результатами, за качеством руководства;

3) контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

4) контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

5) контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.

Комитет государственного контроля является государственным органом, осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Палат Национального собрания, Совета Министров и других государственных органов.

Органы государственного управления, осуществляя непосредственное управление хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством широко пользуются предоставленными им контрольными полномочиями.

Широкие контрольные функции общего характера осуществляют Совет Министров Республики Беларусь, а также местные исполнительно распорядительные органы (исполкомы).

Так, Совет Министров Республики Беларусь при выполнении круга обязанностей по управлению, возложенных на него Конституцией Республики Беларусь и Законом о Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах, систематически контролирует деятельность министерств, государственных комитетов, других подведомственных органов.

Совет Министров имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов и других республиканских органов, ему подчиненных. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, служебных обязанностей Совет Министров налагает в установленном порядке на министров, руководителей других республиканских органов государственного управления, а также на их заместителей дисциплинарные взыскания.

Исполнительные комитеты осуществляют в порядке, установленном законодательством, государственный контроль на территории местного Совета депутатов за охраной атмосферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и животного мира, а также за объектами коммунальной собственности.

Необходимыми звеньями всей управленческой деятельности является внешний и внутренний государственный контроль.

Оба вида контроля переплетаются, их сочетание дает возможность наиболее верно оценить деятельность подконтрольных объектов, обеспечить всестороннее руководство отраслью государственного управления.

Согласно статье 125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную деятельность предприятий, учреждений и организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных в нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Надзор за точным соответствием закону осуществляется в отношении как индивидуальных, так и нормативных актов управления

Надзор за законностью актов и действий Совета Министров Республики Беларусь прокуратура не осуществляет. Это функция Конституционного Суда Республики Беларусь.

Контроль за деятельностью органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь и Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы функции и задачи административного права?

2. Кто входит в число субъектов административного права?

3. Какие нормативно правовые акты определяют правовое положение работников ликвидации чрезвычайных ситуаций?

4. Каково правовое положение субъектов административного права?

5. Каковы формы и методы обеспечения законности в деятельности административных органов?

 

 

ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.