Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охрана труда. Ответственность нанимателя за нарушение условий охраны труда




 

В широком смысле охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающие правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Это широкое понятие охраны труда как обеспечение здоровых и безопасных условий труда всеми средствами, т.е. правовыми, экономическими, организационно-техническими, медицинскими и другими закреплено в законе.

В узком смысле понятие охрана труда - это система правовых мероприятий и средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности на производстве, в том числе и правовых норм по оздоровлению и улучшению условий труда.

В таком смысле охрана труда включает в себя:

-нормы, регулирующие планирование и организацию охраны труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также взаимоотношениях их с профсоюзами в этой области;

-нормы и правила по технике безопасности, производственной санитарии, особой охране труда лиц, работающих в неблагоприятных условиях;

-специальные нормы по охране труда женщин, молодежи и инвалидов;

-нормы, определяющие компетенцию и порядок деятельности органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда;

-нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда.

В настоящее время в Республике Беларусь работают следующие органы надзора и контроля за соблюдением требований техники безопасности, охраны и гигиены труда:

Государственная инспекция труда Министерства труда Республики Беларусь. Основными задачами этого органа являются: осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и пресечение его нарушений; координация деятельности специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, специализированных и ведомственных инспекций по охране труда и технике безопасности;

Гостехнадзор. О сновными задачами этого органа являются: надзор за техническим состоянием тракторов и другой сельскохозяйственной техники; выдача технических паспортов и государственных номерных знаков; регистрация и ведение учета тракторов и другой сельскохозяйственной техники;

Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МинЧАЭС (Проматомнадзор).

Кфункциям технического надзора, осуществляемым Проматомнадзором, в частности, относится надзор за: производствами и объектами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, а также с вредными веществами; ядерными и радиационно опасными производствами, объектами, установками и изделиями; горными работами и охраной недр; подъемными сооружениями и машинами, паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давлением; перевозками опасных грузов железнодорожным транспортом и другие.

Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения Республики Беларусь Основными задачами этого вида надзора являются: соблюдение субъектами хозяйствования, а также гражданами санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов; нормирование фактов среды обитания, гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ и другие.

Государственная экспертиза условий труда Республики Беларусь является органом государственного контроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу в неблагоприятных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Обеспечить здоровые и безопасные условия труда для каждого работника обязан наниматель.

Наниматель обязан обеспечить:

а) безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, машин, оборудования, технологических процессов, материалов и эффективное использование средств индивидуальной и коллективной защиты;

б) соответствующие требования законодательства об охране труда, условий труда на каждом рабочем месте;

в) надлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;

г) установленный законодательством режим труда и отдыха работников;

д) выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств по нормам, установленным для работников, занятым на вредных или опасных условиях труда или связанных с загрязнением

е) эффективный и постоянный контроль за уровнем воздействия опасных или вредных производственных факторов на здоровье работников;

ж) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, о льготах и компенсациях;

з) инструктаж, обучение и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

и) необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, включая первую помощь пострадавшим;

к) беспрепятственный допуск сотрудников органов контроля и надзора для проведения проверок состояния охраны труда на предприятии и соблюдения законодательства по охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

л) выполнение всех предписаний органов контроля и надзора и предоставление им необходимой информации о состоянии условий и охраны труда на предприятии;

м) своевременную уплату штрафа, наложенного органами контроля и надзора за нарушение законодательства об охране труда;

н) исполнение стандартов безопасности труда по конкретным видам работ.

На работников законодатель в сфере охраны труда возлагает следующие обязанности:

а) соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;

б) правильно пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты;

в) немедленно сообщать должностным лицам предприятия о любом несчастном случае на производстве, о признаках профессионального заболевания и ситуации, создающей угрозу жизни и здоровью людей;

г) соблюдать установленные требования, обращения с машинами и механизмами;

д) в случаях предусмотренных законодательством проходить обязательные периодические медицинские осмотры.

Условия привлечения нанимателей к материальной ответственности за ущерб, причиненный работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанных с исполнением ими своих трудовых обязанностей закреплены ст.ст. 442-466 ГК РБ, Правилами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина от 9 ноября 1994г.

Одним из необходимых условий материальной ответственности нанимателя является его вина.

В п. 17 Правил возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина от 9 ноября 1994 года установлено, что наниматель несет ответственность за повреждение здоровья, увечье или гибель работника, связанное с исполнением им своих трудовых обязанностей и произошедшее по вине нанимателя как на территории нанимателя, так и за ее пределами.

В двух случаях наниматель несет материальную ответственность без вины.

Во-первых, если вред причинен во время следования работника к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном нанимателем, то наниматель несет ответственность как владелец источника повышенной опасности.

Во-вторых, без вины несет материальную ответственность наниматель-владелец воздушного судна перед членами экипажа, если не докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.

Право на возмещение ущерба имеют все работники независимо от характера трудовой связи с предприятием, учреждением, организацией (постоянные, временные, сезонные и т.д.), стажа работы, членства в профсоюзе и т.д.

Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего определен ст. 457 ГК РБ. В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

Вред возмещается:

-несовершеннолетним - до достижения восемнадцати лет, а учащимся и студентам - до окончания обучения на дневных отделениях учебных заведений, но не более чем до двадцати трех лет;

-женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет - пожизненно;

-инвалидам на срок инвалидности;

-супругу или другому родственнику умершего независимо от возраста и трудоспособности, не работающему в связи с осуществлением ухода за детьми, внуками, братьями или сестрами умершего или занятому их воспитанием, - до достижения ими четырнадцатилетнего возраста.

В п. 4 Правил возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина от 9 ноября 1994 г. закреплено положение, предусматривающее, что если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то в зависимости от степени вины потерпевшего (а при вине причинителя вреда и в зависимости от степени его вины) размер возмещения должен быть уменьшен либо в возмещении вреда должно быть отказано.

Согласно нормам гражданского права, обязанность по возмещению вреда возлагается на организацию, если она пользуется правами юридического лица.

За вред, причиненный организацией, не являющейся юридическим лицом, отвечает организация, в состав которой она входит, либо вышестоящий орган.

С заявлением о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника вправе обратиться потерпевший, другие заинтересованные граждане, профсоюзный комитет трудового коллектива нанимателя или иной уполномоченный работниками представительный орган.

На нанимателя возложена обязанность, получив заявление работника или других заинтересованных лиц о возмещении вреда, рассмотреть его и в десятидневный срок принять соответствующее решение.

Свое решение наниматель оформляет приказом (постановлением, распоряжением). Приказ нанимателя должен быть мотивированным, содержать: фамилии граждан, которым устанавливается возмещение вреда, его размеры на каждого члена, члена семьи и сроки выплаты. Копия приказа (постановления, распоряжения) нанимателя о возмещении вреда или письменный мотивированный отказ вручается заинтересованным гражданам в двухнедельный срок со дня подачи заявления. При этом задержка рассмотрения заявления или вручение копии приказа рассматривается законодателем как отказ в возмещении вреда.

В соответствии с п. 2 Правил возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина от 9 ноября 1994 г. возмещение нанимателем вреда работнику в связи с повреждением здоровья складывается из следующих сумм:

1. Утраченного заработка (дохода).

2. Суммы компенсации дополнительных расходов, связанных с восстановлением здоровья (усиленное питание, протезирование, посторонний уход и др.).

3. Суммы необходимого возмещения за причиненный моральный вред.

Размер подлежащего возмещению вреда определяется в процентах к откорректированному заработку потерпевшего до причинения ему увечья или иного повреждения здоровья, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности.

Возмещение вреда потерпевшему, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью потерпевшего, производится независимо от получаемых ими доходов.

Вред, причиненный работнику увечьем или иным повреждением здоровья, возмещается независимо от получаемой пенсии. При этом законодатель исходит из того, что повреждение здоровья работника повлекло за собой снижение или полную утрату трудоспособности и, следовательно, соответствующую потерю заработка, которая и подлежит возмещению.

Размер дополнительных расходов определяется на основании соответствующих документов: справок отделов (управлений) торговли о ценах на продукты, входящие в рацион дополнительного питания, справок, счетов о стоимости санаторно-курортного лечения, отчетов организаций о стоимости специальных транспортных средств или их ремонта и других документов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1). Что является источниками трудового права?

2). Какие существуют виды трудового договора?

3). Что включает в себя понятие трудового договора?

4). По каким основаниям прекращается трудовой договор?

5). Каковы основания возложения материальной ответственности?

6). В каких случаях наступает полная материальная ответственность?

7). Что входит в понятие охраны труда?

8). На какие органы возложено осуществление охраны труда?

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Конституция Республики Беларусь.

2. Закон Республики Беларусь «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»

3. Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности».

4. Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

5. Закон Республики Беларусь «О аварийно-спасательных службах и статусе спасателя».

6. Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

7. Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения».

8. Закон Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте».

9. Закон Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов».

10.Уголовный кодекс Республики Беларусь. Минск, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999г.

11.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

12.Гражданский кодекс Республики Беларусь.

13.Трудовой кодекс Республики Беларусь.

14.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

15.Указ Президента Республики Беларусь от 3 марта 1999 года № 130 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».

16.Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 года № 35 «Об утверждении Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».

17.Указ Президента Республики Беларусь от 31.08.1999 года № 509 «Об утверждении Дисциплинарного устава органов и подразделений по ЧС».

18.Указ Президента Республики Беларусь от 4 октября 1995 года № 401 «О создании пожарных аварийно-спасательных подразделений Министерства внутренних дел».

19.Распоряжение Президента Республики Беларусь от 2 декабря 1998 года № 340 рп «Вопросы Министерства по чрезвычайным ситуациям».

20.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 1998 года № 673 «О мерах по совершенствованию системы пожарной безопасности в Республике Беларусь».

21.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 года № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС)».

22.Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 1995 года № 72 «О создании государственной пожарной службы в сельской местности и на предприятиях в городах».

23.Приказ МВД СССР от 15 февраля 1990 г. № 66 «Об утверждении Устава службы пожарной охраны».

24.Приказ МВД Республики Беларусь от 9 июля 1996 г. № 140 «Об утверждении Боевого устава пожарной службы».

25.Приказ ГУВПС МВД Республики Беларусь от 3 февраля 1996 года № 11 «Об утверждении Перечня документов организации службы и пожаротушения для отдельных постов ВПС в сельской местности».

26.Приказ МВД Республики Беларусь от 1 декабря 1994 года № 245 «Об утверждении Программы подготовки личного состава частей и гарнизонов ВПС МВД Республики Беларусь».

27.Положение о расследовании несчастных случаев, произошедших с лицами рядового и начальствующего состава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в Республике Беларусь». Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 12/88 от 10 июня 2002 года.

28.Л.И. Кукреш. Уголовный процесс. Особенная часть. Учебное пособие. Минск, 2001 год.

29.А.И. Глушаков. Уголовный процесс. Учебное пособие. Москва. 2000 год.

30.Методические указания по проведению дознания. Брест: Брестское УВД МВД Республики Беларусь, 2001г.

31.Козлачков В.И. и др. Обеспечение пожарной безопасности. Комплексный подход. ч.I, ч.II., Мн.: «Полымя», 1992г.

32.Козлачков В.И. и др. Обеспечение пожарной безопасности. Комплексный подход. ч.III, Мн.: ООО «ФОИКС» 1998г.

33.Козлачков В.И. и др. Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства (практикум для пожарно-профилактических работников). Мн.: «Полымя», 1993г.

34.Ревтович С.Г., Ждонец А.В. «Организация службы и подготовки в подразделениях ВПС МЧС Республики Беларусь. Курс лекций», - Мн.: ВПТУ МЧС РБ, 1999г.

35.Трепашко В.Ф. и др. Административное принуждение и пресечение в деятельности государственного пожарного надзора Республики Беларусь. Мн «Амалфея», 1999г.

36.Федотов А.И. и др. Пожарно-техническая экспертиза. М.: Стройиздат, 1986г.

37.Журналы «Пожарное дело», «Гражданская защита», «Служба спасения -01» (каталог за 1987 – 2001 гг.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.