Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы хозяйственной собственности. Частноправовые позиции собственности. Имущественные экономические права. Организация и осуществление хозяйственной деятельности




Принцип правого государства. (2) Законность управления хозяйством. (3) Значение принципа правого государства для функционирования и развития хозяйства. (4) Правовая стабильность как основа развития хозяйства

Для информации.

Права человека - права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств. Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН. В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

Выделяют следующие права (по разным источникам):

Личные (прирождённые и неотъемлемые для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности; необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека): право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность

Политические: Равенство перед законом (отсутствие сословий); Свобода совести (право иметь любые убеждения, в том числе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой); Свобода слова и печати (запрет цензуры); Свобода собраний; Свобода союзов; Свобода стачек; Право петиций.

Социальные: Трудовые права (право на труд и свободу труда); Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; Право на социальное обеспечение; Право на жилище; Право на охрану здоровья и медицинскую помощь; Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

Экономические: свобода передвижения; свобода труда; свобода промышленности и торговли; свобода приобретения собственности и распоряжения ею.

Культурные (обеспечивают духовное развитие личности): свобода языка (право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях); право на образование; свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания); свобода преподавания.

 

(1) В ст.1 Конституции РФ закреплен принцип формирования правового государства: 1. РФ «есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Правовое государство (ПГ) – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (с помощью права) государственной власти с целью избежать злоупотреблений.

ПГ – государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Соблюдение предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» в западной юриспруденции. В РФ существует термин «верховенство закона» (подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения).

(2) Законность – система требований общества и государства, состоящая в точной и неуклонной реализации норм права всеми и повсеместно.

Управление – максимально эффективное использование ресурсов.

Хозяйство — совокупность средств производства, используемых владельцем (или обществом) для обеспечения своих потребностей.

Всоответствии со ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы, а законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции страны.

Соблюдение Конституции и законов и соответствие всех других издаваемых нормативно-правовых актов действующему законодательству составляют сущность законности. Наряду с законностью эффективности управления служат дисциплина и целесообразность,присущие управленческой деятельности.

Управление хозяйством должно осуществляться на принципах законности (исходных положениях, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений): верховенство закона; единство законности; всеобщность законности; целесообразность законности; равенство перед законом; гарантированность основных прав и свобод граждан; неотвратимость наказания за совершённое правонарушение; взаимосвязь законности и культурности.

Цель деятельности по обеспечению законности и дисциплины (сознательное повиновение, выполнение должностных обязанностей) заключаются в недопущении в деятельности органов исполнительной власти нарушений тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах. В своевременном и оперативном выявлении нарушений, их пресечении иустранении. В установлении причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти. В привлечении к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины. В разработке и принятии мер, направленных на устранение причин и условий способствующих нарушению законности и дисциплины.

Эффективность деятельности органов исполнительной власти зависит не только от уровня законности, но и от дисциплины участников управленческого процесса. В то же время без дисциплины невозможна законность.

(3) По мнению широкого круга правоведов, историков и политологов, преобладание правовых методов в государственном управлении сыграло значительную роль в развитии западной цивилизации. Многие из них рассматривают правовое государство как фундамент демократии, обеспечивающий политические права, гражданские свободы, механизмы подотчётности правительства и, в конечном итоге, политическое равенство и низкий уровень злоупотреблений властью. Обеспечивает стабильность развития общества.

Одним из главных отличий имитационной демократии является слабость правового государства, так что отдельные органы власти могут отменять или обходить законы, которые регулируют полномочия этих органов. Это, в частности, открывает возможности для манипуляций системой правосудия и СМИ, чтобы вознаграждать лояльных режиму и наказывать оппозицию без оглядки на правовые процедуры.

(4) Стабильность — способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру, и находиться в равновесии. Это определение должно быть неизменным во времени. Это равновесный порядок, «уверенность», но в то же время и «застой» (если стабильно, но жизнь не улучшается, например, экономический рост или повышение благосостояния населения).

Для устойчивого развития личности, общества, государства, межгосударственных отношений необходимы условия правовой стабильности, поскольку право – явление, система норм, объединенных в нормативно-правовой акт, и средство, устанавливающее стабильные правовые отношения.

 

Для информации:

Принципы законности:

1. верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону)

1. Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);

2. Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);

3. Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);

4. Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);

5. Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);

6. Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);

Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).

 

32. Правовой и хозяйственный порядок, свободный от противоречий. Доверие к законодательству с позиций будущего. Защита доверия к прошлому. Соразмерность хозяйственно – правовых мер.

 

Противоречия, объективно присущие материи, выступают источником, движущей силой ее развития. Ведущими в сфере социальных противоречий по роли и воздействию на динамику общественного развития являются хозяйственные противоречия. Как частный случай диалектических, они представляют собой объективно необходимые динамические отношения взаимополагающих и взаимоисключающих противоположностей, имманентных каждому экономическому процессу и явлению.

Существование хозяйственных противоречий обусловлено противоположностью экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности, вступающих между собой в экономические отношения. Поэтому выделение исходного противоречия должно начинаться с изучения категории «экономический интерес». В научной литературе единства в понимании этого явления нет. Одни авторы акцентируют внимание на психологическом аспекте, другие выдвигают на первый план объективно-материальный характер интересов. Между тем в определении экономических интересов исходным пунктом всегда выступает потребность.

Интересы и потребности однопорядковы, но нетождественны. Потребности являются основой интересов, выступают объектом отношений, выраженным экономическим интересом.

Одним из важнейших хозяйственным противоречием экономики России является противоречие между возникновением и становлением нового в виде многообразия форм собственности и постепенным упразднением старого в виде тотального огосударствления средств производства.

Возникновение противоречий между нормами права и регулируемыми ими общественными отношениями обусловлено постоянным развитием и совершенствованием последних. Это противоречия между формой (право) и содержанием (общественные отношения), между объективным и субъективным в праве. Однако прямой зависимости между ними и противоречиями формального характера (между нормой и нормой) нет, так как даже при их наличии законодательство может быть относительно единым и согласованным. Вместе с тем нельзя отрицать роль субъективного фактора в возникновении противоречий такого рода, так как от качества правотворческой деятельности зависит степень соответствия правовых норм и регулируемых ими общественных отношений. Правотворческие и правоприменительные органы должны делать все возможное для их своевременного выявления и скорейшего разрешения.

Юридические противоречия, являясь следствием социальных противоречий, носят в какой-то степени закономерный характер. Причины юридических противоречий можно классифицировать в зависимости от наличия в них волевого фактора — на объективные и субъективные, в зависимости от сферы их действия - на социально-экономические, политические, идеологические, правовые.

Важным звеном в механизме разрешения правовых и хозяйственных конфликтных ситуаций являются средства предотвращения таких ситуаций. Аксиомой служит формула, согласно которой конфликт проще предотвратить, чем потом разрешить. В этом аспекте важными являются любые механизмы, обеспечивающие скоординированную, согласованную деятельность органов власти на различных уровнях. Согласование интересов органов власти необходимо как в процессе нормотворчества, так и в повседневной деятельности органов государственной власти.

Таким образом правовой и хозяйственный порядок, свободный от противоречий на данном этапе развития общества невозможен, так как именно противоречия являются одной из основных движущих сил его развития.

 

Основными субъектами хозяйственной деятельности являются, прежде всего, предприятия. С правовой точки зрения, предприятие, фирма, компания - это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе имеющегося у него имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

В мировой практике используются различные организационно-правовые формы субъектов производства, которые определяются национальным законодательством отдельных стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает: 1) обособленным имуществом; 2) отвечает по своим обязательствам этим имуществом; 3) имеет самостоятельный баланс; 4) выступает в гражданском обороте, в суде, хозяйственном суде, и третейском суде от своего имени.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА - субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками экономического оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, выполняемыми работами, деньгами, ценными бумагами и др.). ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ являются правомочия собственника, право оперативного управления (вещные ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА)и обязательственные права (в из числе и права на возмещение ущерба, причиненного здоровью гражданина вследствие утраты заработка, а также вреда, причиненного имуществу физического или юридического лица), права авторов, изобретателей, рационализаторов на вознаграждение (гонорар) за созданные ими произведения (результаты их творческого труда), наследственного права.

Предпринимательское (хозяйственное) право является сложной отраслью права. Оно определяет общий хозяйственный порядок, но отдельные стороны этого порядка со своих позиций регулируют гражданское, административное право и некоторые другие отрасли права2. Это осложняет определение понятия предпринимательского (хозяйственного) права и его места в правовой системе.

Некоторые ученые оспаривают признание предпринимательского (хозяйственного) права самостоятельной отраслью права. Прежде всего это относится к специалистам по гражданскому праву, считающим, что предпринимательское право составляет часть гражданского права. Одним из доводов в пользу этой позиции является то, что некоторые нормы предпринимательского права включены в ГК РФ. Однако ГК РФ, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публично-правовые нормы по организации хозяйственной деятельности им, как правило, не охватываются. К отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.