Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Время труда и время отдыха

Правовые основы управления хозяйством как задача государства.

Защита личной свободы в выборе профессии в Российской Федерации. Предметная сфера действия законодательных положений о защите свободного выбора профессии.

Проблема собственности является одной из центральных проблем сегодняшнего времени, и она существенна не только для России, так и для других стран. В течение последних лет российское общество пережило весьма серьезные перемены в привычном укладе жизни.

Частная форма собственности выступает как результат реализации свободы воли человека; общественная форма собственности является отношением среди других общественных отношений.

Общественная собственность выступает как форма самореализации социального соборного государства, как определенная форма снятия социальной неопределенности.

Каждому типу общества, а именно, коллективистскому и индивидуалистическому, соответствует форма собственности, которая выступает для него адекватной

На базе индивидуалистического общества строится правовое государство, и частная собственность, которая выступает адекватной ему формой собственности, защищается в первую очередь нормами права и социальными институтами, стоящими за ними.

Меры по информированию налогоплательщиков должны проводиться по следующим направлениям:

• информирование налогоплательщиков об их правах и обязанностях;

• информирование о важности налогов;

• информирование о направлениях расходования государством денежных средств налогоплательщиков.

Меры по снижению уровня конфликтогенности в налоговой сфере включают следующие:

• целенаправленная, организованная на государственном уровне работа по развитию налоговой культуры налогоплательщиков, формированию законопослушного налогового поведения и нетерпимого отношения к неуплате налогов;

• развитие налоговой культуры самих работников налоговых органов (для этого необходимо повышать требования к квалификации сотрудников, создать стимулы и позитивную мотивацию их работы (например, повышение уровня оплаты, престижности профессии, технической оснащенности), изменить приоритеты в работе налоговых органов (стремление собрать больше налогов должно уступить место стремлению объективно проверять налоги и оказывать помощь налогоплательщикам);

• совершенствование налогового законодательства (повышение простоты, прозрачности и непротиворечивости в его изложении, социальной справедливости и социальной ориентированности налоговой системы). Многообразие форм частной собственности отражает многообразие воль индивидов, характеризующее развитость индивидуалистической субъектности. Многообразие же общественной собственности выступает как совершенствование и гармонизация отношений в обществе, отражает диалектическую природу общественной собственности, где каждое индивидуальное общественно, а всякое общественное - индивидуально. Разновидности её выступают как характеристики оформлений совершенства общественных отношений, при этом многообразие форм общественной собственности характеризует развитость коллективистского типа субъектности.

 

 

Конституция Российской Федерации в качестве основополагающего принципа провозгласила принцип свободы труда, провозглашенный в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.).

Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит ущерба правам других физических или юридических лиц или общественной безопасности. Субъектом этого права является каждый человек. Свобода труда обеспечивается правом каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти положения базируются на общих нормах международно-правового регулирования, направленных на искоренение всякой дискриминации в отношении труда и занятости. Ни в одном государстве право на свободный выбор деятельности не корреспондируется с его обязанностью предоставить выбранную деятельность. Обязанностью государства является создание такой системы профессиональной ориентации и содействия занятости населения, которая бы способствовала осуществлению гражданами их права на свободное распоряжение своими способностями к труду.

В демократичном обществе, основанном на рыночных отношениях, каждому человеку предоставляется возможность самостоятельного выбора способов и форм приложения сил и способностей. Это право может быть реализовано ими как путем занятия самостоятельной предпринимательской, творческой деятельностью без вступления в трудовые отношения, так и на основе трудового договора (контракта) с определенным физическим или юридическим лицом (работодателем).

Содержательное раскрытие конституционного принципа «труд свободен» неотделимо от конституционного права каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода выбора рода деятельности и профессии в любом обществе не носит абсолютного характера, так как она подвержена экономическому принуждению и вмешательству государства в отношения, складывающиеся на рынке труда При этом государство должно поддерживать баланс интересов лиц наемного труда, самозанятых; работодателей и общества в комплексе мер, направленных на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Создание цивилизованного рынка труда диктует, чтобы государство проводило гибкую политику и не вмешивалось в регулирование тех вопросов в области труда и занятости, которые могут быть разрешены в коллективных договорах и при помощи эффективно действующего института социального партнерства. При этом государству должна отводиться важная роль в качестве гаранта соблюдения прав указанных субъектов, а применительно к теме нашего исследования к работнику и возможности ему реализовать свое право на труд[10].

Конституционной гарантией свободы труда в российском обществе является норма ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд.

Однако практика прокурорского надзора показывает, что нарушения трудовых прав граждан ежегодно составляют не менее 60% от общего числа правонарушений социальной направленности.

Наиболее типичные нарушения законодательства о трудовом договоре: неоформление работодателями трудовых договоров в письменной форме (ст. 67 ТК РФ); нерегистрация трудового договора работодателем-физическим лицом в соответствующем органе местного самоуправления (ст. 303 ТК РФ); невыдача работнику одного экземпляра трудового договора (ст. 67 ТК РФ); неознакомление работников с приказами о приеме на работу; выдача трудовой книжки работнику при прекращении с ним трудовых отношений с нарушением установленных (ст. 62 ТК РФ) сроков; невыдача или нарушение сроков выдачи работнику по его письменному заявлению копий документов, связанных с работой (ст. 62 ТК РФ); неознакомление работника при приеме на работу с Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, имеющими отношение к трудовой функции работника (коллективным договором, соглашением, Положением об оплате труда, о материальном стимулировании, премировании и др.) (ст. 68 ТК РФ) и многие другие.

В наемном труде способность работника к труду, его трудовая деятельность неотделима от личности самого трудящегося, выступающего в качестве субъекта трудового правоотношения - работника. Все еще встречающиеся случаи проявления принудительного труда в любой форме влекут не только насильственное присвоение работодателем рабочей силы работника, но также нарушение или ограничение конституционного принципа свободы труда, реализуемого в субъективном праве работника свободно распоряжаться своими способностями к труду.

В зависимости от степени проявления принудительного труда его можно сравнивать с рабским трудом, имея в виду, что рабство - это высшая степень такого проявления, когда не только продукт трудовой деятельности, но и рабочая сила трудящегося, как и сам трудящийся, становятся собственностью рабовладельца.

Проблема принудительного труда, как это ни парадоксально, в современном цивилизованном обществе в начале двадцать первого века получила новый импульс - современное развитие техники и технологий иногда соседствует со средневековыми общественными отношениями в сфере труда, чему способствует активное использование труда нелегальных мигрантов, женщин, несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и т.п. Как выявлено в исследовании «Принудительный труд в современной России», проведенном Международной организацией труда в 2004 году, к сожалению, в нашей стране это явление, недопустимое в цивилизованном обществе по всем канонам правового и морального порядка, имеет место быть и развивается все активнее, приобретая самые различные формы.

 

 36. Ограничение профессиональной деятельности согласно теории трёх стадий: регулирование профессиональной деятельности, субъективные условия выбора профессии, объективные условия выбора профессии. Защита свободы профессиональной деятельности в мировом хозяйстве.

Логика конституционного регулирования требует поиска механизмов, способных обеспечить реальную и действительную свободу труда и выбора профессии, отсутствие экономического принуждения. Их основа заложена в ряде статей Конституции РФ. Так, статья 7, провозгласившая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и ст. 37, закрепившая наряду со свободой труда право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы, частично выражают конституционно-правовое наполнение принципа свободы труда. Содержащиеся в этих статьях качества (элементы) свободы труда не могут возникнуть и сохраниться в условиях произвольного поведения работодателя на рынке труда. Исходя из смысла конституционного регулирования, государство обязано создавать соответствующие условия правового регулирования трудовых отношений. Это суть конституционно-правового понимания исследуемого принципа.

Характеристика права на труд всегда связана с набором тех правомочий гражданина, которые ему гарантированы государством при использовании им способности к труду. Нормативное содержание конституционного права на труд, исходя из смысла ч. 1-3 ст. 34 Конституции РФ, включает правомочие на свободный труд, т. е. труд, который работник свободно выбирает или на который он свободно соглашается; правомочие свободно распоряжаться своими способностями к труду; правомочие свободно выбирать род деятельности и профессию; правомочие на труд в безопасных и здоровых условиях труда; правомочие на вознаграждение на труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; правомочие на защиту от безработицы, правомочие на защиту права на труд в судебном порядке.

Необходимо отметить, что не может рассматриваться как ограничение свободы выбора рода деятельности и профессии конкурсный и (или) на основе лицензий подбор кадров для отдельных видов деятельности и должностей. Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П., Конституционный Суд РФ в определении от 19 февраля 1996 г. прямо указал, что право на выбор определенного рода деятельности не должно отождествляться с правом на занятие конкретной должности, связанной с такой деятельностью. В ч. 1 ст. 37 Конституции не закрепляется право на получение работы по избранной профессии, роду деятельности и гражданину не гарантируется право на занятие той или иной должности в конкретном населенном пункте на конкретной предприятии, в учреждении, организации.

Одним из самых важных международных органов в сфере защиты профессиональной деятельности является Международная организация труда (МОТ) как специализированное учреждение ООН.

Созданная Международной организацией труда система контроля за соблюдением прав и свобод в сфере труда является важнейшим механизмом защиты этих прав в современном мире. Эта организация имеет полномочия разрабатывать международные стандарты в форме конвенций, рекомендаций и протоколов в сфере труда в различных направлениях деятельности: свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция. Конвенции налагают на государства-члены, которые их ратифицировали, обязательства по претворению их положений в жизнь, в то время как рекомендации устанавливают ориентиры для национальной политики, законодательства и практики. Со времени основания МОТ было принято более 370 конвенций и рекомендаций и протоколов.

Суть и смысл контрольного механизма за соблюдением прав и свобод в сфере труда, гарантированных конвенциями и иными международными актами, состоит в установлении того, как это происходит в законодательстве страны и на практике (in law & in practice). Он был задуман как серия процедур юридического свойства, призванных установить степень соответствия принимаемых национальных мер для достижения целей отдельных конвенций и оказания помощи странам в выявлении проблем применения, его слабых мест. И, как следствие этого - внесения предложений о мерах по устранению проблем.

В рамках контрольного механизма Международной Организации Труда имеются две группы процедур - общие (постоянно действующий механизм регулярного контроля) и специальные (действуют при определенных обстоятельствах). В основе деятельности в рамках регулярного контроля лежит обязательство государств - членов МОТ, присоединившихся посредством ратификации к какой-либо конвенции, периодически представлять доклады о мерах, принятых правительством во исполнение тех обязательств, которые содержатся в этом акте, что вытекает из ст. 22 Устава Международной Организации Труда

 

37.Социально ориентированное рыночное хозяйство. Индивидуальные компоненты. Социально – ориентированная рыночная экономика и несостоятельность государства.

Социально ориентированная экономика - эффективно функционирующее рыночное хозяйство, для которого, наряду с достижением экономического роста и получением прибыли, приоритетно справедливое и достойное решение социальных проблем.

Целями социально-ориентированной экономики являются: соблюдение основных прав человека и принципа социальной справедливости, предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости; повышение уровня благосостояния людей и социальной защиты, соразмерно потенциалу страны, страхование всех от риска потерять достойное жизнеобеспечение; поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира. Опыт зарубежных стран (Германии, Канады, Швеции, Японии и др.) доказывает, что социальная направленность рыночной экономики обеспечивается ее успешным развитием на основе использования в общественном производстве достижений научно-технического прогресса, высоким уровнем занятости населения. Важным фактором этого является и регулирующая роль государства, опирающегося в своей политике на правила свободного рынка, поддержку и солидарность общества. Государство в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом социальной ориентации национальной экономики, блюстителем оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Оно призвано действовать посредством совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов, системы оказания социальных услуг, услуг утверждения подлинного социального партнерства.

Задачами социально ориентированной рыночной экономики являются:

. достижение полной занятости;

. увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные,

частные учреждения и организации;

. увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на

социальные цели;

. адресность социальной политики.

Принципы социально-ориентированной рыночной экономики:

> Принцип главенства права. Соц. рыночная экономика может быть

реализована только в правовом государстве, где утверждается всеобщее

уважение и соблюдение общественных законов, особенно в сфере

экономики.

> Принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для

всеобщего и справедливого благосостояния.

> Принцип свободы экономической деятельности субъектов хозяйствования в

рамках существующих законов.

> Принцип полной занятости трудоспособного населения, условия для

которого должно создавать государство.

> Принцип установления соц. гарантий населению.

> Принцип социальной справедливости.

> Принцип социальной защиты людей.

> Принцип соц. партнерства, обеспечивающее равноправие и

равноответственные отношения между нанимателями, работниками и

государством.

> Принцип ответственности граждан за экономическую эффективность как

своей, так и общей деятельности, а также за свой образ жизни.

 

Исходя из принципов, можно представить основные функции социальной рыночной экономики. Таким образом, если общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается таковой и для соц. Рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциями будет:

. удовлетворение социальных потребностей общества граждан;

. обеспечение социальной справедливости;

. обеспечение роста материального и духовного благосостояния всех

слоев общества в меру экономического роста;

. социальное умиротворение, смягчение социальных противоречий.

Главными составляющими соц. рыночной экономики являются рынок и государство. При этом соотношение между социальным благосостоянием и экономическим ростом не может обозначаться строго, поскольку оно будет, несомненно, зависеть от конкретных условий реализации модели экономической системы (от страны, ее развитости, потенциала, менталитета граждан). Вместе с тем на современном этапе развития экономика обладает преимуществами по сравнению с другими экономическими системами, поскольку она позволяет создавать модели, которые в разных условиях приводят к более (или менее) позитивным экономическим и социальным результатам.

Суть социально-ориентированной рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и безопасной жизни граждан; государство “берет в свои руки” управление рыночной экономикой, чтобы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты

Известные формы социально-ориентированной рыночной экономики ограничены двумя проблемами: несостоятельность рынка и злоупотребление рынком. В этой ситуации несостоятельность государства в решении ряда вопросов упускается.

 

38. Управление хозяйством – задача Федерации и субъектов, совместные задачи. Хозяйственно – правовое значение и масштабы деятельности федеративного государства. Доминирующая роль Федерации в управлении хозяйством.

 

Федерация имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно с одной стороны выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется причина долгих дискуссий по вопросу определения понятия содержания муниципального хозяйства.

Муниципальное управление, опираясь на инициативу и активность населения, реализует властные полномочия по обеспечению жизнедеятельности населения на локальной территории. В общей системе организации власти на местное самоуправление, наиболее тесно связанное с населением, возлагается ответственность за решение практически всех социально-экономических проблем местного характера. К ним относятся: комплексное социально-экономическое развитие локальной территории; часть образовательной системы страны, включающая среднее образование; здравоохранение; жилищно-коммунальное хозяйство; управление и распоряжение муниципальной собственностью; содержание муниципальных дорог и муниципального транспорта; организация на территории торговли, общественного питания, бытового обслуживания; социальная поддержка населения; пожарная безопасность; и т.п.

Одна группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство) и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Другая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает определенные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции прежде всего с частным сектором на территории муниципального образования. Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

Формирование предметов ведения органов местного самоуправления происходит с двух сторон: со стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнение определенных функций, и со стороны федерального центра. В целом же компетенция органов местного самоуправления закрепляется законом. Иными словами, Федерация не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но возлагает на него исполнение ряда собственных функций, исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными контактами с населением.

При этом особенно важно, что государство передает не только функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решений, оставляя за собой право контроля за исполнением по результатам деятельности. Иначе говоря, местное самоуправление является властью, но властью производной от государственной, действующей с позволения государства и в рамках, четко обозначенных государством в законе.

Усилению государства и повышению его эффективности, построению единой вертикали исполнительной власти в России должно корреспондировать создание системного единства в регулировании хозяйственных отношений.

 

Правовыми предпосылками государственного регулирования хозяйства являются, в первую очередь, нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, равной защите различных форм собственности (ст. 8); о свободе экономической деятельности и запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34); о недопущении установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74) и др. Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т. д. Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государственное регулирование хозяйственной деятельности и составляют фундамент правового обеспечения такого регулирования.

Современные конституции большинства государств содержат множество норм, регулирующих отношения в сфере экономики и хозяйства. Это обусловило появление в научном обиходе понятия «экономическая конституция». Большинство исследователей исходят из характеристики экономической конституции как совокупности конституционных положений, относящихся к сфере экономики. В рамках такого понимания экономической конституции необходимо особо выделить подход профессора Г. А. Гаджиева, согласно которому «экономическая конституция» представляет собой совокупность конституционных положений, связанных единым предметом – отношениями в сфере экономики – и проникнутых внутренним единством логико-правовых системных связей. Данный подход имеет важное значение и для науки предпринимательского (хозяйственного) права, поскольку обусловливает следующий вывод: если Конституция РФ содержит проникнутые внутренним единством положения, связанные единым предметом – отношениями в сфере экономики, то в порядке реализации этих конституционных положений необходимо принять специальный нормативный правовой акт, содержащий нормы, связанные единым предметом – хозяйственными отношениями.

В целом же подходы к понятию «экономическая конституция» отличаются разнообразием. Так, под экономической конституцией в формальном смысле понимается закон или группа законов государства, обладающих высшей юридической силой, содержащих нормы, регулирующие экономические отношения. В материальном смысле – это только нормы конституционного уровня, а также других правовых актов, охватывающих положения, значимые для экономических отношений. Возможно, что такое деление и является спорным, однако, исходя из смысла подобных подходов, имеет право на существование и точка зрения, согласно которой в качестве «экономической конституции» рассматривается антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Поскольку нормы Конституции РФ, касающиеся государственного регулирования экономики, не имеют в законодательстве своего стройного и последовательного развития, без специального отраслевого обеспечения государственного регулирования экономики никак не обойтись. Необходимо обеспечить на базе специального хозяйственного законодательства оптимальное сочетание частноправового и публично-правового регулирования.

Назрела жизненная необходимость издания предпринимательского (хозяйственного) кодекса, который, являясь обычным федеральным, а не конституционным законом, без претензий на то, чтобы быть «экономической конституцией», должен установить публично-правовые правила хозяйствования, определить цели, формы и пределы вмешательства государства в экономику, закрепить гарантии прав хозяйствующих субъектов. Только в рамках такого отраслевого нормативного правового акта может быть четко регламентировано государственное регулирование экономики. Именно в предпринимательском (хозяйственном) кодексе должны быть установлены провозглашенные в п. «е» ст. 71 Конституции РФ основы федеральной политики в области экономического развития, а также восполнен существенный пробел законодательства – закреплено само понятие «экономическая политика» и определены основные направления этой политики. Выглядит весьма парадоксальной ситуация, когда термином «экономическая политика», не имеющим нормативного определения, достаточно широко оперирует законодательство, обосновываются решения судов.

40. Экономические требования равенства перед законом и запрет на дискриминацию. Правовые положения о равенстве перед законом. Запрет на дискриминацию – предмет хозяйственных соглашений.

 

Все то, что может подорвать какое-либо направление конкурентных отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создает предпосылки для экономической дискриминации, а именно – ценовой дискриминации.

Ценовой дискриминацией (от лат. discriminatio - различение) называют установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. При этом отличия в ценах не отражают различий в затратах, необходимых для поставки товара или обслуживания покупателей. Поэтому не всякое различие цен является дискриминационным, а единая цена не всегда свидетельствует об отсутствии ценовой дискриминации. Так, например, цены поставки, полностью учитывающие различия в транспортных расходах среди потребителей, расположенных на различных расстояниях от поставщика, не являются дискриминационными. Напротив, в том случае, когда поставка товара осуществляется самим поставщиком, единая цена для всех разноудаленных потребителей может рассматриваться как дискриминационная.

В США подобная ценовая практика объявлена Актом Клейтона незаконной в том случае, когда она ограничивает конкуренцию.

Понятие ценовой дискриминации было введено в экономическую теорию в первой трети XX в. А. Пигу, хотя явление, получившее это название, было известно и ранее.

Все то, что может подорвать какое-либо направление конкурентных отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создает предпосылки для ценовой дискриминации.

Если ценовая дискриминация возникает на основе реальных противоречий рыночного механизма, то одна из особенностей его функционирования - приведение всех индивидуальных оценок и возможностей к единому усредненному, наиболее представительному уровню. То есть, на рынке все равны, но за общей кривой спроса скрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценок потребителей при разных бюджетных возможностях. Это значит, что при единой рыночной цене всегда есть покупатели, готовые заплатить больше за то же количество товара

Чтобы реализовать названные предпосылки в практической деятельности фирм, необходимы определенные условия. Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является легкодоступной для всех компаний, так как ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются три условия.

1. Наличие у компании рыночной власти. Если у фирмы нет рыночной власти, т. е. возможности влиять на рынок, то ее решения не могут повлиять ни на действия покупателей, ни на рыночную цену, а, следовательно, и на получаемую ею прибыль. Напротив, при наличии рыночной власти, посредством изменения объемов выпуска и цен товара, компания получает возможность воздействовать на рынок.

2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Это выделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса. Покупателям, спрос которых обладает высокой не эластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен - более низкая.

3. Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи продукции первоначальными покупателями. Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на участке рынка с высокими ценами, происходящее в результате снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами.

Очевидно, что наиболее благоприятные условия для ценовой дискриминации имеются на рынках услуг. Ясно, что вы не сможете перепродать сделанную вам прическу или полученное вами лечение кому-либо другому. В сфере осязаемых товаров ценовая дискриминация сравнительно легко осуществима в том случае, когда разные рынки отделены друг от друга большим расстоянием или высокими тарифными барьерами, так что перепродажа товаров с "дешевого" на "дорогой" рынок связана со значительными дополнительными затратами.

Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в контексте теории монополии, однако это - не единственная рыночная структура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию, рано или поздно сталкивается с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации.

Заметим, что выгоды ценовой дискриминации иногда доступны и для продавцов конкурентных рынков. Так, продавец на базаре может назначить на свой товар разную цену, торгуясь и оценивая платежеспособность покупателя на глаз.

Ценовая дискриминация базируется на одном из следующих факторов:

- особенности потребителей (возраст, статус и т.д.);

- время покупки (сезонные, ночные цены и т.п.);

- специфика упаковки (цены без упаковки, с обычной и подарочной упаковкой);

- место покупки (цены для различных географических рынков и их сегментов при условии, что основная масса потребителей не в состоянии перемещаться из одного сегмента в другой).

Сама постановка вопроса о ценовой дискриминации предполагает достаточно высокую степень развития рыночных отношений. Разовые, случайные сделки между сменяющими друг друга покупателями и продавцами всегда совершались по разным ценам. Как сумели договориться, на том и порешили! Лишь со временем возникают условия для формирования того, что можно назвать единой ценой товарного рынка.

Для этого необходимо прежде всего формирование определенного экономического пространства с относительно устойчивым составом участников сделок. Можно сказать, что рынок должен обрести свои границы. Эти границы определены сбытовыми подразделениями тех фирм, которые выступают как поставщики рынка, и кругом тех покупателей товаров, которые одновременно предъявляют спрос на эту товарную массу. Неопределенность состава покупателей и продавцов порождает неопределенность цен, постоянное изменение условий спроса и предложения.

На этом фундаменте главная причина, выравнивающая цены, - конкуренция. Конкурируют между собой продавцы, предлагая клиентам выгодные альтернативы. Конкурируют между собой покупатели. Они ведут борьбу не только за товар, но и за наиболее выгодные условия его приобретения. Любые возможные преимущества кого-либо из потребителей вызывают стремление других занять место более удачливых собратьев. Наконец, конкурируют между собой покупатели и продавцы. Если судьба каждого из них зависит от поведения другого, то они вынуждены договариваться, согласовывать свои интересы и возможности. В результате сама жизнь заставляет вести торговлю по примерно одинаковым ценам.

 

Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Мерой продолжительности рабочего времени является рабочая неделя (выражается в часах в течение семидневной календарной недели). Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Трудовой кодекс сокращает нормальную продолжительность рабочего времени на:

— 16 часов в неделю — для работников в возрасте до 16 лет;

— 5 часов в неделю — для инвалидов I и II группы;

— 4 часа в неделю — для работников в возрасте от 16 до 18 лет;

— 4 часа в неделю и более — для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

От сокращенного следует отличать неполное рабочее время. Неполный рабочий день или неполная рабочая неделя устанавливается администрацией по просьбе некоторых категорий работников: беременных, женщин, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет, лиц, осуществляющих уход за больным членом семьи. В отличие от сокращенного рабочего времени, которое оплачивается так же как нормальное по продолжительности, оплата труда при неполном рабочем времени производится за фактически отработанное время или в зависимости от выработки.

Рабочая неделя может быть как пятидневной (с двумя выходными днями), так и шестидневной (с одним выходным). Накануне праздничных (нерабочих) дней продолжительность ежедневной работы сокращается на 1 час.

Распределение времени работы в пределах суток или другого календарного периода, начало и окончание работы и перерывов определяются режимом рабочего времени, который закрепляется в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка, графиках сменности и других внутриорганизационных актах. Учет рабочего времени может быть:

— поденным (рабочее время учитывается за каждый рабочий день, рабочие в течение каждого дня работают, как правило, одно и то же установленное количество часов);

— недельным (рабочее время учитывается в рамках каждой календарной недели с соблюдением недельной нормы, продолжительность смен в разные дни недели различна);

— суммированным (все рабочее время, приходящееся на месяц, квартал, год, суммируется и в результате определяется месячная, квартальная, годовая продолжительность рабочего времени в часах).

В некоторых случаях (для производства работ, необходимых для обороны страны, для предотвращения аварии или устранения последствий аварии или стихийного бедствия и др.) работодатель с письменного согласия работника может привлечь последнего к сверхурочным работам. Однако они не должны превышать для каждого работника 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в течение года.

Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Видами времени отдыха являются: 1) перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (не более 2 часов и не менее 30 минут), начало и окончание которого определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время;

2) ежедневный (междусменный) отдых, который не может быть менее 12 часов;

3) выходные дни (при пятидневной рабочей неделе — 2 дня, при шестидневной — 1);

4) ежегодные нерабочие праздничные дни:

— 1 и 2 января — Новый год;

— 7 января — Рождество Христово;

— 23 февраля — День защитника Отечества;

— 8 марта — Международный женский день;

— 1 и 2 мая — Праздник Весны и Труда; — 9 мая — День Победы;

— 12 июня — День России;

— 7 ноября — годовщина Октябрьской революции. День согласия и примирения;

— 12 декабря — День Конституции РФ.

При совпадении выходного и праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

В праздничные дни допускаются работы: а) приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно-действующие организации); б) которые вызваны необходимостью обслуживания населения; в) неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

5) ежегодные оплачиваемые отпуска, предоставляемые с сохранением места работы и среднего заработка. Продолжительность отпуска— 28 календарных дней. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и некоторым другим предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска.

Ежегодный отпуск за первый год работы предоставляется по истечении 6 месяцев непрерывной работы в данной организации. До истечения этого срока отпуск по просьбе работника может быть предоставлен несовершеннолетним, женщинам перед отпуском по беременности и родам или сразу после него, работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев За второй и последующие годы работы отпуск предоставляется в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления отпусков.

6) отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 — после;

7) частично оплачиваемые отпуска по уходу за редком до достижения им полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному страхованию По заявлению женщине может предоставляться дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижении им возраста 3 лет с выплатой компенсации. Отпуск по уходу за ребенком может быть использован также отцом ребенка и другими родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком. Этот отпуск засчи-тывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы хозяйственной собственности. Частноправовые позиции собственности. Имущественные экономические права. Организация и осуществление хозяйственной деятельности | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.