Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренние угрозы




Коррупция и недостаточная эффективность государственного управления – они тесно связаны.

 

Там, где низок уровень эффективности государственной машины, всегда появляется соблазн воспользоваться её слабостью в корыстных целях; и, наоборот, там, где властные полномочия поставлены на службу личному интересу – там государство слабеет, становится менее эффективным. При этом конкретные факты коррупции трудно обнаружить.

Если органы власти работают медленно, по запутанным и сложным процедурам, если значительное число важнейших решений вырабатывается и принимается в закрытом режиме, если должностное лицо имеет большую свободу в истолковании законов и подзаконных актов, то там всегда появляется соблазн «усовершенствовать» процесс администрирования путём коррупционных соглашений. Превращение личного интереса в государственный разрушает базовую демократическую идею – идею служения государства обществу. Кроме того, часто государственный аппарат выступает средством избирательного давления на конкурентов, источником плохо контролируемых бюджетных денег, механизмом извлечения выгоды из полномочий.

Коррупцией также заражены и некоторые коммерческие структуры. Это выражается в шпионаже в пользу конкурентов, подкупе посредников при заключении сделок, продвижении «своих людей» на доходные места вместо настоящих профессионалов…

Между тем трудно представить, что чиновник-казнокрад или менеджер будет заботиться о достижении стратегических целей. Скорее его интересы сведутся к тому, чтобы не попасться и продолжить пользоваться выгодами своего положения. Вряд ли тот же чиновник будет эффективно пресекать воровство своих подчинённых или начальства. Гораздо вероятнее, что они войдут в сговор, будут прикрывать друг друга, содействовать друг другу в извлечении выгоды из своего положения. Более того, в коммерческой сфере коррупция нарушает условия конкурентной борьбы.

Коррупция выступает одним из факторов снижения общей эффективности экономики, замедляет темпы развития. Таким образом, это общественное явление выступает как антиинновационное поведение, как культура упадка.

Но есть мощная положительная тенденция. Ещё несколько лет назад привлечение к административной или уголовной ответственности было редким явлением. Тогда борьба с коррупцией чаще всего велась избирательно и была средством устранения конкурентов по поводу и без повода.

Разработан Национальный план по борьбе с коррупцией, созданы законы для противодействия этому общественному явлению. Сегодня многие чиновники и работники коммерческих структур привлечены к административной и уголовной ответственности за данный вид правонарушения, а остальные поставлены перед необходимостью пересмотреть своё поведение.

Начался поворот в сторону новой культуры административного регулирования. Согласно Стратегии–2020 будут сокращены избыточные полномочия государственных органов по регулированию экономической активности граждан и предприятий. Оставшиеся процедуры упростятся и станут более прозрачными для контроля. Если тот или иной вид экономической активности не требует особого внимания государства, то разрешительный порядок для этой деятельности, согласно Стратегии–2020, предполагается заменить на уведомительный порядок. Необходимые для открытия бизнеса, начала нового производства многомесячные согласования с десятками структур и должностных лиц постепенно станут историей. А за органами власти останется функция последующего надзора. При этом отдельные полномочия по надзору могут быть переданы от федеральных органов органам власти субъекта РФ или муниципального образования.

Также на государственную службу, причём на конкурентной основе, теперь будут попадать кадры, лучшие не только в профессиональном, но и в нравственном отношении. И это огромный плюс для управления устойчивым инновационным развитием России.

От всех рассмотренных мер больше всех выиграет малый бизнес, которому всегда трудно преодолевать препятствия административной машины. Значит, будет шире простор для законного осуществления гражданами своей предпринимательской инициативы.

Независимо от проблемы коррупции, усовершенствование процедур государственного администрирования ускорит общественные преобразования, позволит более точно измерять вклад каждого работника или подразделения в общий результат. А это, в свою очередь, выступит как база для последующего роста эффективности управления страной.

 

Правовой нигилизм

К числу угроз нашему демократическому и экономическому развитию следует отнести правовой нигилизм – пренебрежение законом. Трудность состоит в том, что привычка к нарушению закона – это дело далеко не индивидуальное. Культура общества содержит в себе множество поведенческих стереотипов. Например, есть такая пословица: «В России жёсткость законов возмещается необязательностью их исполнения». Но неисполнение законов крайне затрудняет преобразования, делает их достижения сомнительными. О какой демократии может идти речь, если общепринятые нормы не исполняются? Какая может быть свобода в обществе, состоящем из граждан, не готовых принять на себя ответственность за своё поведение?

Однако не только безответственность и эгоизм заставляют граждан нарушать законы. Одной из причин их несоблюдения является их не всегда ещё высокое качество. Есть у русского народа и такая пословица: «Богу не грешен – царю не виновен». Она означает, что нравственный закон выше любого юридического. Но многие понимают эти слова как право пренебрегать законными правами других людей и не выполнять собственные обязанности.

Низкое качество и неадекватность законов связана со скоростью преобразований в обществе, с недостаточной квалификацией законодателей прежних лет. Но и низкое качество законов не может оправдать их нарушение. Ведь тогда начинает торжествовать «право сильного», «право» того, у кого больше связей и денег.

Для построения России–2020 поставлена задача перейти к новой культуре законотворческой деятельности. Нам необходима система законов, проработанных с точки зрения реализуемости и последствий для жизни общества. Здесь очень полезным и, безусловно, демократическим является механизм общественного обсуждения законопроектов, в том числе общественные слушания. Данный механизм позволяет заранее информировать общество о предстоящих нововведениях и заблаговременно учитывать пожелания граждан и их объединений.

Чтобы у граждан не было ни повода, ни соблазна поступить вопреки закону, особый акцент в рамках мероприятий по реализации Стратегии–2020 ставится на искоренении практики неправосудных решений «по звонку» или за деньги. Это требует изменения поведения и граждан, и самой контрольно-надзорной системы.

Кроме того, если гражданин, организация понесли какие-то потери из-за волокиты в судах или неправосудных решений, то для возмещения этих потерь предполагается создать специальный фонд. Развиваются более гуманные меры пресечения до вынесения приговора суда и улучшаются условия содержания заключённых. А усовершенствование механизмов разрешения споров в досудебном и внесудебном порядке снизит нагрузку на суды и повысит степень гражданского согласия.

 

Социальное неравенство

Сегодня в России разрыв между доходами 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных составляет более чем 15 раз. И большинство населения не может объяснить, в чём состоял смысл российских преобразований 1990-х годов. Эти люди считают, что экономическая ситуация приносила выгоды непропорционально прилагаемым усилиям, талантам и способностям. Да и то, что Россия вошла в число семи крупнейших экономик мира, эти люди непосредственно на себе почти не ощущают. Поэтому, в частности, до 70% населения, согласно исследованиям, являются сторонниками государственного регулирования цен и тарифов.

Ввиду вышесказанного, Стратегия–2020 предусматривает сокращение социального неравенства. У людей должно появиться больше объективных причин верить в справедливость осуществляемых преобразований. Качество жизни людей должно быть приведено в соответствие с демографически обусловленными потребностями. Должна вестись постоянная работа по созданию общества не только равных прав, но и равных возможностей по реализации личностного потенциала.

Однако не следует впадать в другую крайность – в уравниловку. В этом смысле некоторые люди продолжают демонстрировать иждивенческие настроения по типу: хотим всё и сразу, ничего не изменив в себе и ничего не сделав для осуществления своих «хотений». Однако преображение России возможно только при участии всего общества. Необходимо сохранить стимулы к профессиональному росту и творческой самореализации людей. Более нравственный, трудолюбивый и талантливый человек должен быть достоин большего, чем ленивый, глупый и безнравственный.

Стратегия–2020 будет осуществлена только при сочетании указанных факторов: и сохранение стимулов для самореализации, и сохранение достаточных возможностей для самореализации у всех людей. Тогда народ окажет деятельную поддержку проводимому курсу устойчивого инновационного развития своим активным участием в политической и экономической жизни страны.

 

Неуважение к частной собственности

Проводимые в стране реформы опираются не только на государственную волю, но и на частную инициативу. Творческое поведение людей в сфере экономики, рост профессионализма, внедрение более эффективных технологий и другие инновационные преобразования возможны только при условии, что человек или организация смогут воспользоваться результатами своих усилий. Однако в нашем обществе ещё сильно неуважение к частной собственности, неуважение к результатам чужого труда.

Одна из причин такого положения дел – длительный советский этап, когда государство было практически единственным собственником. Тогда люди просто не могли овладеть представлением о правах и обязанностях, которые даёт частная собственность. Другая, более современная, причина – это ощущение несправедливости передела собственности в 1990-е годы, когда несколько человек стали олигархами при повсеместном обеднении населения страны.

Более того, до последнего времени известны рейдерские захваты предприятий как средство экономического передела. Никакой собственник не будет заинтересован в стратегическом развитии своего дела, если у него есть ощущение временного характера владения имуществом. Поэтому некоторые собственники на всякий случай выводят часть капиталов за рубеж, делают вклады в иностранные банки. И только несколько лет назад стало прорисовываться понимание того, что главное богатство в России – это её люди и её развитие.

Не смотря на хозяйственные неурядицы последних 20 лет, у нас сложилась определённая предпринимательская среда. Она не только сложилась, но и успешно развивается в условиях давления, с одной стороны, криминала, пытающегося поставить предпринимателя или его имущество под свой контроль, и, с другой стороны, мощного иностранного капитала, способного скупить на корню целые отрасли российской экономики.

 

Неравенство регионов

Для нашей страны в последние годы характерен рост различий в уровне социально-экономического развития регионов. При этом преобладают регионы, имеющие низкие показатели. Такое различие – иногда в десятки раз – вызывает огромное социально-политическое напряжение, провоцирует возникновение вопросов о справедливости и эффективности государственной региональной политики.

Уже в самые ближайшие годы, согласно Стратегии–2020, должно начаться выравнивание в уровне развития регионов. Каждая территория должна обеспечить достойные условия жизни граждан, а также иметь достаточные ресурсы для ускоренного развития экономики. Происходить это будет, согласно Стратегии–2020, не только путём бюджетных вливаний, но и путём формирования новых центров социально-экономической активности, создания сети инновационных производственных комплексов, совершенствования инфраструктуры.

 

В рамках курса в последующих темах особое внимание уделено ключевым вопросам устойчивого инновационного развития России: развитию кадрового потенциала, высокоприоритетным направлениям инновационно-технологического прогресса, построению российской финансовой системы и созданию инфраструктуры нового типа. Сопутствующие трудности изложены в тех же темах, наряду с комплексами стратегических мероприятий, которые позволят нам прийти к России–2020 – свободной, справедливой, безопасной и высокотехнологичной – глобальному лидеру XXI века.

 

Основные идеи и выводы

Двигаясь по пути развития суверенной демократии, сильного и социально ориентированного государства, Россия имеет значительные успехи. Это и усиление влияния на мировой арене, и рост качества жизни граждан, и построение эффективной политической системы.

В то же время сложившееся положения содержит в себе определённого проблемное поле инновационного развития страны в рамках Стратегии–2020. Для успеха Стратегии должны быть решены следующие актуальные задачи:

- уклониться от втягивания России в новую затратную гонку вооружений,

- занять в международной кооперации достойное, выгодное место,

- продолжить укрепление суверенной демократии,

- победить коррупцию и поднять качество государственного управления,

- преодолеть правовой нигилизм граждан,

- сократить общественное неравенство,

- привить обществу уважение к частной собственности,

- обеспечить выравнивание в уровне социально-экономического развития регионов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.