КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11 1 страница
Процессуальное право Республики Казахстан. План 11.1 Основы процессуального права. 11.2 Административный процесс: особенности его правового регулирования. 11.3 Предмет, метод, система и принципы гражданского процессуального права. 11.4 Предмет, метод, система и принципы уголовно- процессуального права. Процессуальное право – часть норм правовой системы, регулирующая отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право неразрывно связано с материальным правом, т.к. закрепляет процессуальные формы, необходимые для его осуществления и защиты. Нормы процессуального права регламентирует юрисдикционный, т.е. правоохранительный процесс, который осуществляется в правоприменительной форме специально управомоченными органами (судом, прокуратурой, полицией и др.) в случаях совершения преступлений и других правонарушений или в разногласиях, т.е. когда субъекты правоотношения не могут прийти к соглашению по поводу своих прав и обязанностей и обращаются в суд. Все процессуальные нормы входят в уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право, а две материальные нормы –в конституционное и административное право являясь их составными частями. Наряду с этими нормами существуют нормы, регулирующие процедуру иных форм государственно-властной, правоприменительной деятельности, которые также связаны с реализацией норм материального права, но не имеют юрисдикционного характера (например, регистрация брака, выдача разрешения на хранения оружия, правотворческая деятельность и т.д.). Эти нормы обычно называют «процедурными» и относят к материально-правовым. Административный процесс – это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов исполнительной власти, а в предусмотренных законом случаях и иных органов и их должностных лиц по принятию нормативных управленческих актов и применению норм материального права. Субъектами административного процесса могут быть физические и юридические лица, а также уполномоченные органы (лица), представляющие интересы государственной власти. Производство по делам об административных правонарушениях входит в структуру административно-юрисдикционного процесса и регулируется Кодексом РК «Об административных правонарушениях» от 30.01.2001 г. В административном процессе можно выделить несколько самостоятельных процессуальных стадий: возбуждение дела об административном правонарушении; рассмотрение дела; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; обжалование и опротестование решения; пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях; исполнение постановлений о наложении административных взысканий. Все стадии органично связаны между собой и в совокупности образуют единую систему. Гражданское процессуальное право – это отрасль права, представляющая систему правовых норм, регулирующих гражданско-процессуальные отношения, складывающиеся между судом и другими участниками процесса при осуществлении правосудия по гражданским делам. Гражданское процессуальное право состоит из 2-х частей: Общей и Особенной. Нормы Общей части гражданского процесса содержат общие правила судопроизводства. Данные нормы имеют значение в определении порядка всего гражданского судопроизводства. К ним относятся: гражданское процессуальное законодательство; задачи и принципы гражданского судопроизводства; подведомственность гражданских дел; подсудность гражданских дел; состав суда и отводы (самоотводы); лица, участвующие в деле; представительство в суде; доказательства и доказывания; судебные расходы; меры принуждения; процессуальные сроки; судебные извещения и вызовы; досудебное урегулирование имущественных споров. Нормы особенностей части имеют значение для отдельной стадии гражданского процесса. Данные нормы регулируют: производство в суде первой инстанции; производство по пересмотру судебных постановлений; нормы, регулирующие порядок восстановления утраченного производства и судопроизводства с участием субъектов иностранного права; нормы об исполнении судебных актов. Действующий ГПК РК предусматривает три вида гражданского судопроизводства: исковое, особое, приказное. Гражданское судопроизводство осуществляется на основе Конституции РК и других нормативных правовых актов республики. Важнейшим из них является Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГПК РК) от 13.07.1999 г. Под гражданскими делами понимаются не только непосредственно гражданские дела, но и отнесенные к ведению суда семейные, жилищные, трудовые и иные споры. Гражданское судопроизводство – это особый вид государственной судебной деятельности, урегулированный гражданским процессуальным правом и представляющий совокупность процессуальных действий, решений и гражданско-процессуальных правоотношений, складывающихся между судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении гражданского дела. Основным видом гражданского судопроизводства является исковое производство, оно имеет место при обращении в суд за защитой нарушенных прав или интересов по спорам, вытекающим из гражданских, трудовых, семейных правоотношений при правовом равенстве сторон. Стадии гражданского судопроизводства – это составные части гражданского судопроизводства, отражающие его последовательность и характеризующиеся общностью ближайшей процессуальной цели, составом участников, выполняемыми процессуальными действиями и принимаемыми процессуальными решениями. Выделяются следующие стадии гражданского процесса: возбуждение гражданского дела в суде; подготовка дела к судебному разбирательству; разбирательство дела по существу в суде первой инстанции; производство в суде второй инстанции; пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в суде надзорной инстанции; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда вступивших в законную силу; производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов. Субъект гражданского процессуального права – понятие абстрактное. Субъект гражданских процессуальных правоотношений делят на 4 группы: 1) лица, осуществляющие правосудие – суды (первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции; судьи, должностные лица суда (председательствующий коллегии суда, судебный исполнитель, судебный пристав, секретарь судебного заседания, секретарь суда); 2) лица, участвующие в деле и заявляющие самостоятельные требования на предмет спора – прокурор; и государственные органы, органы местного самоуправления, организации или отдельные граждане, вступающие в процесс по основаниям, предусмотренным статьями 56, 57 ГПК РК; 3) заявители и иные заинтересованные лица по делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства (ст. 289 ГПК РК); 4) судебные представители – лица, содействующие осуществлению правосудия. Согласно ст. 48 ГПК РК сторонами в гражданском процессе являются истец и ответчик. Истцами являются граждане и юридические лица, предъявившие иск в своих интересах или в интересах которых предъявлен иск. Истец – это та из сторон в процессе, по поводу прав и законных интересов которой возник разрешаемый судом спор о праве, т.е. предполагаемый (или действительный) субъект спорного права и законного интереса. Ответчик – гражданин или юридическое лицо, к которому предъявлено исковое требование (ч.1 ст.48 ГПК РК). Ответчик – это другая сторона спора о праве, которая, по мнению истца, нарушила или оспаривает его право по спору и законный интерес. Сторонами в процессе могут выступать не только граждане и юридические лица РК, но и субъекты иностранного права (иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации), если спор о праве с их участием подлежит рассмотрению в судах РК. Уголовное судопроизводство или уголовный процесс - это регулируемая нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных законом государственных органов и должностных лиц, а также иных участников уголовно-процессуальной деятельности по проверке заявлений и сообщений о совершении преступлении, возбуждению уголовного дела, предварительному расследованию и судебному разбирательству (разрешению) уголовного дела. Источниками уголовно-процессуального права являются Конституция РК, нормы соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов. Важнейшим источником является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (УПК РК) от 13.12.1997 г. В уголовно-процессуальной деятельности участвуют различные органы и лица. Закон подразделяет участников уголовного процесса на следующие группы: а) суд; б) государственные органы, осуществляющие уголовное преследование (прокурор, следователь, дознаватель); в) участники процесса, защищающие свои или представляемые интересы и права (подозреваемый, обвиняемый, защитник, частный обвинитель, гражданский истец, ответчик, потерпевший и т. д.); г) иные лица, участвующие в уголовном процессе (свидетели, эксперты, понятые, переводчики, специалисты, секретарь судебного заседания). Совокупность стадий, связанных между собой общими задачами и принципами судопроизводства, образует систему уголовного процесса, определяет общий порядок производства по делу. Стадии уголовного процесса чередуются, сменяют одна другую в строгой последовательности. Различают досудебные и судебные стадии. К досудебным относятся стадии возбуждения уголовного дела и предварительное расследование. Судебными стадиями являются: судебное разбирательство в суде первой инстанции; производство в суде второй инстанции; апелляционное, кассационное производство; исполнение приговора. Исключительными стадиями являются производство в порядке надзора или пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений суда и возобновление производства по уголовному делу ввиду вновь открывшихся обстоятельств. В целях повышения эффективности борьбы с преступлениями, деятельности органов, ведущих процесс, а также современного выполнения задач уголовного судопроизводства важное значение имеют правильное понимание и применение процессуальных сроков. Содержание любой правовой нормы обусловлено определенной целью, для достижения которой она установлена. И когда уголовно-процессуальный закон определяет конкретный срок, то целью соответствующей нормы закона является своевременное выполнение того или иного действия, т.е. недопущение волокиты, неопределенности. Так, предусматривая обязанность органа уголовного преследования принимать заявления о преступлениях и выносить по ним решения, закон имеет целью обеспечить рассмотрение соответствующим органом каждого заявления о преступлении. Устанавливая в данном случае срок рассмотрения заявления, закон преследует другую цель –обеспечить своевременность рассмотрения заявления о преступлении. В стадиях возбуждения уголовного дела, предварительного расследования исчисляются сроки направления сообщения прокурору в течение 24 часов о производственном обыске без санкции прокурора в исключительном случае (ст.232 УПК), сроки допроса обвиняемого непозднее 24 часов после предъявления обвинения (ст.217 УПК) и др.Допустим, что следователь при наличии оснований произвел обыск без санкции прокурора, который закончил 14 ч.30 мин 8 октября. В соответствии с УПК РК в течение 24часов он должен направить прокурору сообщение о произведенном обыске. В данном случае срок начинается в 15 часов 8 октября и заканчивается в 15 часов 9 октября. Если подозреваемый по делу задержан 8 октября в 10 ч.30 мин., то в соответствии с ч.2 ст.136 УПК РК в отношении подозреваемого в течение 72 часов с момента задержания должна быть избрана мера пресечения в виде ареста, или он подлежит освобождению. В этом примере срок начинается 8 октября в 10 ч. 30 мин. и заканчивается 11 октября в 10 ч. 30 мин. В тех случаях, когда законодатель использует термины «безотлагательно», «немедленно» (например, в ст 216, 235 УПК РК и т.д.), имеется в виду, что действие должно производиться сразу после появления основания и не позднее 24 часов. Процессуальные сроки являются составной частью важнейших положений уголовного процесса. Достижение задач уголовного процесса, его законность во многом зависят от соблюдения процессуальных сроков и контроля за ними со стороны соответствующих должностных лиц (начальника следственного отдела, прокурора, суда).
Контрольные вопросы к главе 11: 1. Покажите отличия процессуальные нормы права от материальных? 2. Какие органы относятся к правоохранительным, какие к органам охранам общественного порядка? 3. Каковы цели и значения процессуальных сроков в процессуальном праве? 4. Назовите участников уголовного процесса. 5. Как и кем осуществляется контроль и надзор в процессуальном праве?
Контрольные задания для СРС 1. Понятие процессуального права. 2. Отрасли процессуального права.
Рекомендуемая литература 1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13.07.1999. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13.12.1997. 3. Арсентьев О.В. Гражданское процессуальное право Казахстана. –Челябинск, 2000. 4. Оспанов С.Д. Уголовный процесс РК. Общая часть. - Алматы: Юрид. лит. 2003. 5. Толеубекова Б.Х. Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан: Часть общая – Алматы: «Баспа», 1999.
Глоссарий по дисциплине «Основы Права»
Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Правовой обычай – правило поведения, сложившееся в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Закон – нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке законодательным органом власти (парламентом) и выражает волю государства по наиболее важным вопросам общественного развития. Правопорядок – состояние фактической упорядоченности и организованности общественной жизни, основанное на праве и законности. Принципы правового статуса личности - это признаваемые и охраняемые государством и правом руководящие идеи, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина и выполнение его обязанностей. Юридическое лицо - организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Гражданско-правовая ответственность – представляет собой одну из форм принудительного воздействия на нарушителя гражданских прав и обязанностей, связанную с применением к нему гражданско-правовых санкций, влекущих невыгодные имущественные последствия. Избирательная система РК(Electoral system, Қазақстан Республикасының сайлау жүйесі) – порядок выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов самоуправления, предусмотренный Конституцией и конституционными актами. Авторитарный режим (authoritarian regime) – режим, характеризующийся неограниченной властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу. Признается многообразие экономических, политических и культурных интересов; режим не стремится осуществить тотальный контроль над обществом. Власть политическая (political power) – способность одного субъекта навязывать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты и его ресурсы. Демократия (democracy) – форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти – народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и др. Диктаторский режим (dictatorial regime) – неограниченная власть одного лица, группы, класса, опирающаяся на вооруженное насилие. Институт политический (political institute) – совокупность ролей и функций, а также структур, призванных обеспечивать реализацию интересов социальных групп, индивидов. Монархия (monarchy) – форма государства, в котором вся власть сконцентрирована в руках единоличного правителя (короля, императора, князя, монарха и т.д.). Общество гражданское (civil society) – сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений, которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок. Партия политическая (political party) – форма представительства интересов членов гражданского общества, объединенных единой идеологией и стремящихся к захвату политической власти. Режим политический (political regime) – совокупность средств и методов реализации политической власти. Отражает характер связи власти и индивида. Тоталитаризм (totality) – тип политического режима, предполагающего всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства всех сфер жизнедеятельности человека. Объективное избирательное право (The objective suffrage,объективтік сайлау құқығы) – система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и мест самоуправления. Субъективное избирательное право (The subjective suffrage,субъективтік сайлау құқығы) – гарантированное гражданину государством право участвовать в выборах государственных органов. Избирательный процесс (Selective process) – урегулированная законодательством деятельность индивидов, органов, групп по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти. Избирательные комиссии (The selective commissions,сайлау комиссиясы) – государственные избирательные органы, организующие подготовку и проведение выборов в республике. Конституционное право – это ведущая отрасль системы права. Общественные отношения, регулируемые конституционным правом, образуют основы устройства общества и государства, определяют систему прав и обязанностей человека и гражданина, порядок осуществления государственной власти. Конституция – высший закон, главный нормативный правовой акт государства, основной источник конституционного права, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные вопросы жизни страны, права и свободы граждан, устройство высших органов государственной власти. Конституционный совет РК – государственный орган, обеспечивающий верховенство Конституции Республики Казахстан. Конституционные законы – законы, прямо указанные в Конституции, являющиеся основой для текущего законодательства, принимаемые в особом порядке и регулирующие основные общественные отношения. Нормативные указы Президента Республики Казахстан – это акты, принимаемые Президентом по различным вопросам жизнедеятельности государства и общества. Обычные законы – законы, которые регулируют различные стороны жизни общества, права и свободы граждан. Права человека – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Выборы (Elections,сайлау ) – процедура формирования государственного органа или наделение полномочиями управомоченных лиц. Выборы легитимируют власть, посредством выборов народ определяет своих представителей, и выборы служат барометром политической жизни. Финансирование выборов (Financing of elections,сайлауларды қаржыландыру) – специальная деятельность органов власти, граждан и организаций РК по предоставлению денежных и иных средств кандидатов для проведения более эффективной избирательной компании. Санкция – разрешение, выдаваемое уполномоченным органов для совершения следственных действий. Вина – одно из важных условий уголовной ответственности Кассационная жалоба – выражение несогласия с решением суда первой инстанции, выражающаяся в обжаловании решения в суде второй инстанции. Труд – это деятельность человека, направленная на создание материальных, духовных и других ценностей, необходимых для жизни людей. Трудовой договор – это соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку, а предприятие обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Трудовой контракт – это срочный трудовой договор, т.е. он заключается на определенный срок. По истечении срока контракт может быть по согласию сторон заключен на новый срок. Отрасль трудового права – это совокупность юридических правовых норм, принципов и институтов, регулирующих общественные трудовые отношения. Дисциплина труда – многоплановое общественное явление, подвергающееся правовой регламентации. Трудовой коллектив – объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на предприятиях всех форм собственности, в которое входят как представители администрации, осуществляющие руководство производственным процессом, так и остальные работники. Квалификация работника – это совокупность субъективных факторов: знаний, опыта, мастерства, сноровки, составляющих характерные черты рабочей силы. Трудовое отношение – это отношение по применению труда работников по найму, независимо от норм собственности и хозяйств. Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рабочая сила – экономически активное население в трудоспособном возрасте. Профессия – это вид трудовой деятельности, определяемый характером и целью трудовых функций. Финансовое регулирование – это организующее воздействие государства на финансовую систему с целью обеспечения ее нормального функционирования. Под денежной системой понимаются сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране. Денежная система включает следующие элементы: денежную единицу; виды денежных знаков; порядок эмиссии денег; режим валюты; порядок денежного обращения. Денежная единица – это установленное законодательством обозначение денежного знака, которое служит для обозначения национальной валюты (тенге, рубль, доллар). Виды денежных знаков – внутреннее строение национальной валюты (бумажные деньги – купюры, разменная монета, дробность знаков: 1 тенге = 100 тиынам, 1 доллар = 100 центам и т.д.). Режим валюты. Режим валюты определяется установленными государством валютными ограничениями, которые действуют как в отношении своей национальной, так и главным образом в отношении иностранных валют. В зависимости от режима валюты подразделяются на полностью обратимые (свободно конвертируемые); частично обратимые (частично конвертируемые); необратимые (неконвертируемые, замкнутые). Валюта Республики Казахстан относится к числу частично конвертируемых валют. Валютная монополия – это исключительное право государства на совершение сделок с валютными ценностями. Объектами валютной монополии обычно являются: иностранная валюта; платежные документы и ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте; драгоценные металлы, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде. Валютный курс – это соотношение национальной валюты к иностранной. Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее обмен товаров, а также нетоварные платежи. Поскольку в современных условиях денежная система находится в исключительном ведении государства, оно в целях ее регулирования может использовать такие финансовые инструменты, как деноминация, девальвация и ревальвация. Деноминация – денежная реформа, в результате которой происходит укрепление национальной денежной единицы путем обмена старых денежных знаков на новые по установленному соотношению. Девальвация – разновидность денежной реформы, заключающейся в уменьшении официального золотого содержания денежной единицы страны или в понижении ее официального курса по отношению к валютам других стран. Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Бюджетная система – совокупность бюджетов различных звеньев. Бюджетное право включает следующие институты: бюджетное устройство; управление в области бюджета; бюджетное планирование; бюджетный контроль правового регулирования доходов, расходов бюджетов и займов.
Тематический план самостоятельной работы студента с преподавателем
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |