Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности изучения морфологии




Изучение частей речи требует от школьников достаточно высокого уровня абстрагирования, извлечения из слова его «отвлеченной идеи». Ученик должен отделить в своем сознании, во-первых, слово от предмета, который оно называет, во-вторых, лексическое значение слова от грамматического. Поэтому на первом этапе работы над темой «Части речи» нужно воздерживаться от анализа слов, где не обобщенное значение предметности, действия или признака является определяющим в отнесении слова к той или иной части речи, а грамматическое значение. Например, хотя слово краснеть не обозначает конкретного действия (ср.: бежать), тем не менее оно является глаголом, так как так же взаимодействует с другими словами в предложении, как и слово бежать. А слово чтение хотя и обозначает процесс, действие, относится к именам существительным, т.к. имеет ту же систему падежных форм, как и слово, например, полотенце.

Учитель должен довести до понимания детей, что грамматическое значение слова можно определить, сопоставив, как минимум, две словоформы: прилагательное красивый мужского рода, так как есть форма красивая.

Там, где возможно, нужно раскрывать детям реалии, стоящие за тем или иным грамматическим значением. Например, грамматическое значение числа имен существительных - это указание на один или несколько предметов, рода - на пол мужской или женский (для одушевленных существительных) и т.п.

Главным отличительным (существенным) признаком, по которому учащиеся относят слово к той или иной части речи, традиционно является вопрос. Однако в академической грамматике вопрос вообще не рассматривается как признак (прилагательное и причастие отвечают на один и тот же вопрос, местоимение и существительное и др.). Поэтому отличать одну часть речи от другой уже в начальной школе необходимо по совокупности признаков: вопрос, что обозначает, как взаимодействует с другими словами (какую систему форм образует), каким членом предложения является, какие обычно эта часть речи имеет окончания, суффиксы. Понятно, что все эти признаки вводятся постепенно.

В продолжение вопроса нужно раскрыть методику изучения каждой части речи, указав следующие моменты: 1) объем изучаемого материала, грамматические категории характеризуемой части речи, их распределение по классам; 2) технологии знакомства с ними, проблемы, виды упражнений. Обратите внимание, что у имен существительных самой сложной является категория падежа. Умение быстро и правильно определять падеж формируется у учащихся довольно медленно. В методике существует несколько приемов, помогающих детям правильно определить падеж: вопрос падежный и смысловой, окончание в сильной позиции, предлоги, прием подстановки в предложение существительного 1-го склонения вместо существительных 2-го и 3-го склонения, определение синтаксической роли данного существительного. Дайте комментарий. Объясните, почему ни один из способов не является универсальным. Хорошо, если учащиеся осознают, что изменение слова по падежам не является изменением только его окончания, оно всегда связано с каким-либо изменением его значения (зубья пил-ы – родительный падеж указывает на принадлежность, пилит пил-ой – творительный падеж указывает на инструмент).

Чтобы систематизировать многочисленные падежные окончания, учащиеся знакомятся с тремя типами склонений имен существительных. Объединение слов в группы с определенным набором падежных окончаний помогает детям лучше запомнить окончания, сопоставив их в разных склонениях, а также понять, что безударные окончания пишутся так же, как ударные того же склонения, следовательно, слова с окончаниями в сильных позициях будут являться проверочными для слов с окончаниями в слабых позициях (по дере?вн-е – по земл-е?).

Изучение имен прилагательных важно начать с определения их функции в речи. Учащиеся должны прийти к выводу, что прилагательные делают высказывание более точным, а в художественных описаниях – более ярким, образным.

Нужно также понимать, что грамматические значения рода, числа, падежа у имен прилагательных имеют не самостоятельный характер, а зависимый от имени существительного. Формы имени прилагательного, являясь формами грамматического согласования, «вполне синтаксичны и в силу этого более абстрактны» (В.В. Виноградов). Отсюда методический вывод: чтобы в какой-то степени снять абстрактность, пустоту форм имени прилагательного, рассматривать его грамматическое значение нужно только вместе с именем существительным, с ним связанным. К примеру, считать отдельно признаки мы не можем, и поэтому окончание -ые у прилагательного веселые не имеет самостоятельного значения, а указывает на множественное число существительного деньки, с ним связанного в речи. То есть при грамматическом анализе имен прилагательных нужно ориентироваться на существительные, и поэтому надо научить детей безошибочно и быстро находить нужные словосочетания и правильно ставить в них вопросы от существительного к прилагательному. Безударные окончания прилагательных, как и у существительных, пишутся так же, как ударные. Поэтому проверочным словом для прилагательных с окончанием в слабой позиции будет являться прилагательное, где окончание стоит в сильной позиции (на зелёнОм – на голубОм), или вопрос, так как в нем окончание тоже ударное (на зелёнОм – на какОм?).

Местоимение – часть речи, грамматическое значение которой проявляется в том, что она не называет предмет, а только указывает на него. Подробно в начальной школе изучаются личные местоимения, некоторые программы предполагают общее знакомство с притяжательными, возвратными, вопросительно-относительными, указательными местоимениями (без введения терминов). Необходимость изучения местоимений в начальной школе обусловлена, во-первых, широким использованием их детьми в своей речи и в связи с этим допускаемыми ошибками (у их вместо у них, ихнего вместо их, евонный вместо его и т.п.); во-вторых, доведением до понимания детей стилистической функции местоимений – устранение излишних повторений одного и того же слова; в-третьих, изучением личных форм и спряжений глаголов.

Русский глагол характеризуется большим семантическим богатством (выражает действия, мыслительные процессы, чувства и многое другое), а также богатством грамматических категорий и форм, способов словообразования, префиксального и суффиксального, сложным правописанием. Все это вызывает определенные проблемы в методике изучения глагола в начальной школе, связанные с отбором и необходимого содержания (в разных учебниках оно разное), и способов интересного и доступного преподнесения материала этой большой и сложной темы.

Знакомство с глаголом нужно начинать с раскрытия его коммуникативной природы, его роли в речевом общении. «Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе» (А.Н. Толстой).

Наиболее сложная категория в изучении глагола – категория спряжения. Хотя в русском языке всего два типа спряжения, трудность заключается во многоступенчатости алгоритма определения спряжения по неопределенной форме, который, кстати, не является универсальным. (Например, на ить или не на ить оканчивается инфинитив у глагола кле.ть?). В связи с этим целесообразно назвать другие способы определения спряжения. От того, насколько правильно научатся младшие школьники определять спряжение, будет зависеть успешность формирования навыка правописания безударных личных окончаний глаголов (клеят или клеют?).

Тема «Глагол» дает возможность для знакомства учащихся с новыми словообразовательными моделями. Если при изучении имен существительных и прилагательных дети познакомились с образованием их с помощью суффиксов -н-, -к-, -ск-, -ов-, -еньк-, -оньк- и др., то при изучении глаголов дети узнают глагольные суффиксы -ть-, -ти-, -и-, -а-, -я-, -е-, -о-, -л-. Нужно показать, что глагол, в отличие от прилагательного и существительного, активно образуется с помощью приставок: писать – за-писать – пере-писать, вы-писать – в-писать – с-писать – о-писать.

Наречия и числительные изучаются ограниченно, даются лишь общие представления об этих частях речи. При изучении наречий важно: во-первых, показать детям их неизменяемость по сравнению с другими знаменательными частями речи; во-вторых, научить устанавливать связь наречий с глаголами (работали дружно, написал красивее); в-третьих, формировать первоначальное умение находить наречия в тексте, предупреждая тем самым стойкие ошибки смешения наречий с другими частями речи (домой, утром – с существительными, весело, красивее – с прилагательными); в–четвертых, заложить основы навыка правописания наиболее употребляемых наречий.

Главная задача в изучении имен числительных – научить обнаруживать их в речи и дифференцировать от других частей речи. Следует также обратить внимание на правильное озвучивание количественных числительных, в частности, на уроках математики (15+7=?), верное их использование для называния времени (без пятнадцати минут два).

Служебные части речи – см.: Львов, М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2004. – С.273-274.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.