Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.1. Понятия о праве и правовых явлениях. Новой военной форм одежды




П РАВА

Новой военной форм одежды

Смешение предметов существующей и

Допускаемое

Военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил

Ношения особой церемониальной парадной

В А Р И А Н Т Ы

 

 

 

 

Приложение № 3

к приказу Министра обороны

Российской Федерации

от «__» ________ 2011 года №____

 

1. Разрешается ношение следующих предметов существую-щей формы одежды:

фуражек шерстяных, пилоток шерстяных защитного цвета при повседневной форме одежде;

пальто летних шерстяных и курток демисезонных защитного (черного) цвета с воротниками меховыми или без них при парадной и повседневной форм одежды;

плащей демисезонных защитного (черного) цвета при парадной и повседневной форм одежды;

кителей, жакетов, брюк и юбок шерстяных защитного (черного) цвета при повседневной форме одежде;

рубашек, блузок защитного (кремового) цвета при повсед-невной форме одежды;

рубашек, блузок белого цвета при парадной форме одежды;

галстуков защитного цвета при повседневной форме одежды;

фуражек летних полевых, костюмов летних и зимних полевых камуфлированной расцветки.

2. Погоны, знаки различия и фурнитура на указанных (в пункте 1 настоящего приложения) предметах одежды – существую-щего образца.

Учебник

Под редакцией

доктора юридических наук,

профессора В.В.Лазарева

Издание 2-е,


МОСКВА ЮРИСТЪ

переработанное и дополненное


 


Предисловие ко второму изданию

Со времени подготовки первого издания учебника «Основы права» прошло около двух лет. Объявленный тираж книги разошел­ся, а потребности читателей в этом издании удовлетворены далеко не полностью. Предлагать же читателям не переработанный мате­риал в новом издании было бы своего рода неуважением к ним. Главная задача авторов при подготовке нового издания состояла в том, чтобы учесть изменения в самой жизни и в законодательстве, которое эту жизнь отражает. После выхода книги в свет были при­няты такие основополагающие нормативные акты, как Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные конституционные за­коны «О Правительстве Российской Федерации», «О судебной сис­теме Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам че­ловека в Российской Федерации»; продолжалась активная правотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации, осу­ществлялось правительственное и ведомственное нормотворчество. Голубой мечте консервативного юриста — иметь стабильное, на века сконструированное законодательство — пока не суждено сбыться, если ей суждено сбыться вообще. Поэтому, как ни велика необходимость ориентироваться в учебном процессе на некие не­преходящие правовые ценности, важно в то же время следить за обновлением нормативно-правовых требований, за появлением со­вершенно новых законов, за конкретизацией последних в подза­конных актах.

На основе нового законодательства складываются и новые правоотношения. Особенно важно подчеркнуть это обстоятельство в связи с введением в действие Гражданского кодекса, оказывающе­го влияние на все сферы общественной жизни граждан. Наполеон в свое время неслучайно видел свою истинную славу не в сорока выигранных им сражениях (Ватерлоо их все зачеркнуло), а в со­зданном им Гражданском кодексе, который не может быть забыт. Авторы учебника старались обратить особое внимание читателей на новые отношения, связанные с появлением новых гражданско-правовых норм.

Настоящее издание учебника рассчитано на студентов высших и средних учебных заведений неюридического профиля. Авторы исходят из того, что интерес к праву усиливается не только у тех молодых людей, которые поступают на юридические факультеты, но и у тех, кто в перспективе мыслит себя высококвалифицирован­ным специалистом и руководителем предприятий, различного рода объединений и учреждений, не связанных с юридическим обслу­живанием населения, не специализирующихся на правоохране. Один из французских романистов как-то заметил, что в любом но­тариусе можно обнаружить осколки поэта. Перефразируя, скажем: сегодня в любом поэте и инженере можно увидеть осколки юриста. Задача же авторов состоит в том, чтобы в максимально возможной степени удовлетворить возникшую потребность в современных правовых знаниях.

И последнее. Шиллер в одном из стихотворений заметил: «Брось науку! Она учится пусть у тебя! Палка закона нужна упирающимся и дрожащим, но не тебе. Все, что ты вольно свершишь, — закон». Надо только знать и не забывать, что это стихотворение обращено к Гению!

Профессор В.В. Лазарев


 

Предисловие

Цивилизованное общество не может обходиться без регулиру­ющего воздействия на жизнь людей со стороны права. И когда закон по его значению в обществе уподобляют роли колеса или огня в развитии человеческой цивилизации, преувеличение если и есть, то небольшое. Кстати, как и колесо, закон можно употребить во благо человеку, но можно использовать и для колесования на базар­ной площади. В любом случае необходимо хотя бы общее понима­ние того, что есть право, каково назначение законодательства, ка­кова его действительная роль в том или другом обществе, как ис­пользовать правовой инструмент для достижения общественных и личных целей. Мы не ошибемся, если скажем, что по поводу упот­ребления колеса или огня у обыкновенных граждан больше знаний, чем по поводу юридических фактов, правоотношений, подзакон­ных актов.

Особо следует сказать о праве в России. Можно даже утверж­дать, что отсталость нашего общества от развитого Запада в боль­шой степени связана с традиционным правовым нигилизмом, пре­небрежением к праву как со стороны рядовых граждан, так и со стороны правящего сословия: будь то чиновничество при царях, или номенклатурные работники при генеральных секретарях, или современные государственные служащие. Отсюда и отношение к правовым знаниям. Если правовое воспитание (именно воспитание, а не просвещение) и поддерживалось директивными органами, то только в духе беспрекословного уважения к системе, когда права и свободы человека и гражданина уходили на третий план. К тому же речь могла идти только о тех из них, которые были дарованы власть имущими.

Преподавание курса «Основы права» призвано, во-первых, про­светить студентов в определенной области знаний, во-вторых, зало­жить начальный фундамент правовой культуры молодого поколе­ния граждан, в-третьих, дать элементарные знания (привить уме­ния и навыки) для последующей ориентации в правовых отношениях, сопровождающих гражданина всю жизнь, вне зависимости от избранного им рода занятий.

Речь идет именно об основах права, поскольку рассматриваются далеко не все юридически значимые проблемы, а только те, кото­рые являются сердцевинными и более всего удовлетворяют прак­тическим потребностям. В отраслевых юридических дисциплинах таким требованиям отвечает познание норм права (или источников, в которых эти нормы содержатся), правовых отношений (юриди­ческих связей людей в их общении друг с другом) и юридической ответственности за правонарушения граждан, должностных лиц и организаций.

Таким образом, учебная дисциплина (предмет) «Основы права» изучает вопросы основных отраслей права (конституционного, ад­министративного, гражданского, уголовного и т.д.), которые, с одной стороны, дают общее представление о роли тех или других правовых норм, а с другой — представляют необходимые знания для того, чтобы ориентироваться в решении проблем, сопровожда­ющих каждого человека на протяжении всей его жизни. Изучение основ права позволяет грамотно оценивать жизненно важные си­туации. Скажем, в отношении вашего близкого друга незаконно возбудили уголовное дело. Правильно ли, что процессуальное российское законодательство позволяет жаловаться только прокуро­ру? Не нарушаются ли конституционные нормы о праве граждани­на обращаться в суд? Ответственный работник акционерного объ­единения принимает дорогие подношения от своих работников. Можно ли отнести его к категории служащих или должностных лиц? Считать ли эти подношения взяткой? Отвечает ли за взятку руководитель частной компании? Упущения в технологии произ­водства какого-то продукта привели к выбросу в атмосферу вред­ных веществ. Отвечает ли предприятие в целом? Перед кем? А технолог? Отвечает посредством возмещения материального ущер­ба или несет ответственность в виде лишения свободы? Вы что-то покупаете. Когда необходимо удостоверить сделку у нотариуса? Перечень вопросов можно продолжить до бесконечности. Не надо думать, что на все из них можно получить ответ из учебника. Но учебник позволяет грамотно и по адресу обратиться за решением вопросов.

Настоящий учебник «Основы права» рассчитан на студентов высших и средних специальных учебных заведений неюридичес­кого профиля. В нем не преследовались цели привязки учебного материала к какой-либо определенной специальности. Но в процес­се преподавания данной учебной дисциплины в конкретном учеб­ном заведении преподаватели, очевидно, найдут возможности для соответствующих иллюстраций, для обращения к профессиональ­ной практике, и тогда произойдет органичное соединение общезна­чимых юридических знаний с теми знаниями, которые потребуют­ся выпускникам специализированного учебного заведения.

 

Профессор В.В. Лазарев


 

Раздел 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с опре­делением права в субъективном смысле — право как нечто принад­лежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, право на отдых и т.д.).

Профессиональное понимание права практикующими юриста­ми обыкновенно базируется на определении права как совокупнос­ти правовых норм (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средст­ва) решения юридических дел.

Так или иначе, но само право и соответственно его понимание связаны с жизнью людей. И главное, с жизнью людей в обществе.

Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Обще­ство — сложная динамическая система связи людей, объединен­ных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми от­ношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы. Глобальные проблемы выжи­вания человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального общественного развития.

Рассмотрение общества как совокупности общественных отно­шений позволяет, во-первых, подходить к нему с конкретно-исто­рических позиций (выделять различные общественные формации, различать этапы развития общества), во-вторых, выявлять специ­фику главных сфер общественной жизни (экономической, полити­ческой, духовной), в-третьих, определять субъектов социального общения (личность, семья, класс, нация, государство и др.).

Одни и те же социальные субъекты в разное время, в разных обстоятельствах и в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах. Полити­ческие формы общественной жизни связаны с политической орга­низацией общества, его политической системой, в которую в каче­стве составной части входит государство. Политическую систему общества образуют многообразные организации, институты, уч­реждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, орга­низацию и функционирование. Соотношение гражданского обще­ства и его политической системы — это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественноисторических обра­зований — все это отражается на политических институтах.

Только в свободном обществе свободных людей создаются усло­вия для достижения идеалов человеческого счастья. Но свобода не привносится в общество мановением волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, технической вооруженностью хозяйства. Она зависит от отноше­ний собственности, отношений производства, распределения, об­мена и потребления продуктов. Свобода индивида и свобода обще­ства тесно связаны с духовной жизнью (причастность к наукам, искусствам, литературе и т.д.) и в значительной степени определя­ются следованием всех праву.

В этом смысле право является основой мирной совместной жизни людей. Право дает ориентиры надлежащего поведения. В основе его лежит известная с давних времен максима (принцип): «Поступай так, чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех».

В реальной жизни, конечно же, далеко не всегда и далеко не все люди избирают бесконфликтный вариант поведения. Собственные интересы и собственная «свобода» не соотносятся ими с интереса­ми и свободой других. Отсюда проистекают конфликты, столкнове­ния людей, «война всех против всех и каждого против каждого» (Т. Гоббс). Но чтобы не быть под стать волкам, преподносится, гово­ря словами поэта Шиллера, как лекарство сплочение в государство.

Государство в идеале выступает гарантом мира и согласия людей. Оно утверждает в обществе формальное равенство и фор­мальную справедливость, т.е. наиболее общие требования права. Почему «формальные»? Да потому, что люди фактически всегда не равны между собой: один сильный, другой слабый, молодой и ста­рец; обремененный большой семьей или нет и т.д. и т.п. Государство иногда стремится сгладить фактическое неравенство людей, но до конца этого ему никогда не сделать. К тому же и государства бывают разные.

Государство выделилось из общества на известной стадии его зрелости. Общество — мать государства, и соответственно, госу­дарство — его дитя, продукт общественного развития. Каково об­щество, таково и государство. Государство проявляет заботу об об­ществе, либо, напротив, паразитирует или даже сокрушает общест­венный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Было время, когда государства и права не было. Государствен­ность приходит на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны коллективизм, социальное равноправие, отсут­ствие обособленной принудительной власти. Естественная спра­ведливость обеспечивалась всем укладом родоплеменной жизни, участием всех взрослых членов рода и племени в управлении дела­ми, незыблемостью авторитета старших.

С течением времени в силу многообразных причин, связанных с экономическим и социальным развитием (общественное разделе­ние труда, появление излишков потребляемого продукта, разделе­ние на богатых и бедных и т.д.), изменяются формы семейной и общинной жизни, появляются новые управленческие структуры. Приходят люди, которые специализируются на разных хозяйствен­ных, военных и культовых делах. Выделяются полицейские и судеб­ные функции. Традиционная общественная власть в роде и племени (власть, выполняемая как бы на общественных началах наряду с основным занятием производительным трудом) постепенно приоб­ретает государственный характер.

Что отличает государство от органов управления первобытного общества?

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публич­ная власть существовала и в первобытном обществе, но она выра­жала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее отправлении участвовали все. В любом же государстве власть реаль­но осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко — и самого себя.

2. Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный ап­парат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этого средства собирают с населения в виде налогов и сборов.

3. Разделение населения по территории. В отличие от первобыт­ного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности.к роду, племени, в условиях государства населе­ние разделено по признаку проживания на определенной террито­рии. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

Государство, наверное, могло бы обходиться в своей деятельнос­ти без права. Но тогда пришлось бы должностным лицам государст­ва всякий раз всякий вопрос решать заново. И люди бы не знали, как вести себя в своих отношениях друг с другом и властью. Легче и экономнее оказалось использовать уже имеющиеся правила по­ведения (обычаи, традиции и т.п.) или создавать новые общие нормы, которые охватывали бы повторяющиеся изо дня в день че­ловеческие поступки в той или иной сфере жизни. Этим правилам придается сила общеобязательности, что поддерживается психи­ческим (угрозой) или физическим принуждением.

В юридическом смысле о праве можно вести речь практически лишь с возникновением государства. Именно тогда начинают вста­вать и приобретать остроту вопросы, что есть право, что можно отстаивать и защищать в государственных органах, что можно про­водить в жизнь, опираясь на силу государственного принуждения. Вместе с тем в этическом, моральном смысле оправданно говорить о праве и до появления государства.

В самые далекие времена наши предки вырабатывали и закреп­ляли в своей жизни наиболее разумные и полезные варианты пове­дения. Они в свою очередь фиксировались в религиозных, ритуаль­ных и прочих нормах. Мораль, религия, да и сама жизнь утверждали их в качестве единственно возможных и справедливых. Эти нормы мыслились как высшая «правда», как «естественное право».

После того как общество раскололось на противоположные классы и кучка богатых стала эксплуатировать труд большинства населения, высшая «естественная» справедливость начинает усту­пать место той, которая вырабатывается государством в интересах правящих слоев населения. Разумеется, какие-то общезначимые нормы сохраняют свое действие, получают поддержку государства вне связи с расслоением общества. Таким образом по своей соци­альной сущности, по общественной роли правовые нормы различа­лись между собой. Некоторые законы вообще противоречили об­щечеловеческой справедливости. Тем не менее по формально-юри­дическому признаку приходилось под правом понимать всю сово­купность законов и иных нормативных актов, которые издава­лись или поддерживались государством в качестве общего мас­штаба, модели поведения людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.