КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь политики с экономикой, моралью, правом, религией
Границы политики в обществе есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они расширялись, причем до такой степени, что политика поглощала все общество, то сужались. Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Она распространяется на многие экономические, культурные и другие общественные явления, причем порою, казалось бы, даже на сугубо личные интимные области. Так, например, в начале 90 годов в Польше, ФРГ и некоторых других странах острые политические дискуссии и противоборство вызвал вопрос о запрете абортов. Наряду с политикой механизмами регулирования общественной жизни являются экономика, мораль, право, религия. Особо тесно политика переплетается с экономикой. Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии общества. Политическая деятельность в конечном итоге определяется характером и направленностью развития экономических отношений, оказывая в свою очередь активное воздействие на экономику, ускоряя или замедляя ее движение. Политическая власть имеет фундаментальный характер и может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать: - различные экономические программы (приоритетного развития отдельных регионов или отраслей и т.п.); - создать законы, предоставляющие льготы отдельным социальным группам, предприятиям или регионам и т.п.; - застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы, старости и т.д. Политика может прямо или косвенно воздействовать на рынок, систему ценообразования. Но и действие объективных экономических законов заставляет политиков разрабатывать научно-обоснованные программы экономического развития. Таким образом, политика и экономика находятся в диалектическом единстве. Политическая деятельность определяется характером и направленностью экономических отношений. Экономика под воздействием политических решений то ли ускоряет, то ли замедляет свое развитие. Наряду с политикой механизмом регуляции общественной жизни выступает и мораль. Мораль и политика имеют и общие черты, и отличия. Обе эти сферы вырастают из единого источника - противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека - с одной стороны, и его коллективной природой, "обреченностью" жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без других людей - со стороны другой. Рост разнообразных потребностей, опережающий возможности их удовлетворения, порождает у человека целый ряд искушений получать блага за счет других людей и природы, создавая тем самым угрозу, как отдельным личностям, так и всему человеческому роду. Мораль удерживает человека от опасных для него искушений. На заре цивилизации небольшие человеческие коллективы (род, племя) могли обойтись без политики, регулируя взаимодействия людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, а также таких институтов контроля как семья и община. Со временем, с возникновением сложных социальных общностей, традиционные нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными. Развитие производства, обострение социальных конфликтов, усложнение общества - все это привело к возникновению политики как особого института и вида деятельности, регулирующего поведение людей с помощью специального аппарата принуждения. Таким образом, главные общественные функции политики и морали совпадают: Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости (хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач). Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали. Но политика имеет и принципиальные отличия от морали. Различия между моралью и политикой 1. Конфликтность политики. Политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты. Политика опирается на силу, мораль осуждает насилие и опирается главным образом на "санкции совести". 2. Нормы морали устанавливаются традициями, общественным мнением. Она носят характер идеалов. Их нарушение, как правило, не влечет за собой наказания. Отступление от морали - общераспространенное явление. "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень!" - обратился Христос к толпе, пытавшейся строго судить блудницу, и никто из людей не поднял руку, посчитав себя безгрешным. Требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания. 3. Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик - отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика носит групповой, коллективный характер. В ней человек выступает как часть или представитель класса, партии, нации и т.д. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях. Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения. Правовые нормы как бы устанавливают правила "политической игры". Основная правовая норма - это Конституция, где четко выписаны основные политические роли. Само же право является порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового общества и т.д. Нормы права утверждает законодательная власть, т.е. политики. 4. Регулятором общественной жизни наряду с политикой выступает и религия. Взаимодействие политики и религии обусловлено общностью многих сторон их существования и функционирования. Политика и религия: имеют дело с большими массами людей; направлены на все общество, все социальные общности. Различия: политика, как правило, наиболее близка к экономическому базису; религия наиболее отдалена от материальной жизни; политика явление классовое и в каждой ситуации отражает интересы определенной социальной общности; религия - явление общечеловеческое, но в тех или иных социальных условиях может выражать интересы различных социальных общностей, на вооружении которых она находится. В отличие от религии, политика занимает доминирующее место в общественной структуре. От политики зависит положение религии и церкви в обществе, возможности осуществления ею своей роли как формы общественного сознания. Религия, в зависимости от исторических условий: - отвлекает верующих от борьбы за улучшения жизни, - либо активизирует их в такой борьбе, т.е. играет прогрессивную или негативную роль, опираясь на свои социальные принципы и нравственные нормы. Современная социально-политическая жизнь свидетельствует о параллельном существовании двух процессов: 1. религизации политики; 2. политизации религии. Религизация политики состоит в том, что: - политика учитывает состояние религиозности в обществе и отношение к религии разных общественных групп; - религиозность все чаще используется для достижения политических целей; - церковь использует государственные средства масссовой информации для пропаганды своего вероучения; - государственные и партийные лидеры налаживают общение с церковными деятелями, заручаются их поддержкой; - создаются возможности для религиозного воспитания в учебных и воспитательных учреждениях. Политизация религии состоит в том, что: - служители культа, религиозных организаций включаются в политическую деятельность; - отдельные политические партии и религиозные организации включаются в политическую деятельность; - церковь привлекается к урегулированию политических и общественных конфликтов.
Основные классификации политики
Вопросы и задания: 1. Каковы причины возникновения политики как самостоятельной сферы жизнедеятельности человека и общества? 2. Дайте общую характеристику мира политического. 3. Какова структура политики? 4. Назовите уровни политики. Какой из них занимает центральное место и характеризует суть политики? 5. К какому свойству политики следует отнести ее способность воздействовать на любые стороны жизни общества? А) атрибутивность; Б) включенность; В) универсальность. 6. Какие функции выполняет политика в обществе? 7. В чем суть диалектического единства политики и экономики? 8. Что общего и в чем различия между политикой и моралью? 9. Чем обусловлено взаимодействие политики и религии? Литература
Лузан А. О. Політика і суспільство // Політологічні читання. – 1993. - №1. Піча В. М., Хома Н.М. Політологія. – К., 2001. Політологія. / За ред.. О., В., Бабкіної, В., П., Горбатенка. – К., 2001. Рябов С. Політика як соціальне явище // Політологічні читання. – 1994. - №2. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000. Шматко Н. А. Феномен публичной политики // Социс. – 2001. - №3.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 6127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |