Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План работы




ИБ-12з

Матузов Александр Владимирович

ПОЛИТИКА, ПРАВО, МОРАЛЬ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ

Выполнил:

Группа:

Проверил:

Санкт-Петербург

 

*Две точки зрения на соотношение права и политики: их исторические корни.

 

*Вопрос о соотношении международного права и международной политики в современной литературе.

 

*Интернационализация правовых отношений: международное право находит все большее отражение во внутреннем законодательстве государств.

 

*Нравственность «индивидуальная» и «политическая»: социальные причины подобного двойственного подхода.

 

*Углубление процесса взаимопроникновения права, морали и политики в современном мире.

1

На соотношение права и политики сегодня существует две точки зрения. Первая состоит в том, что право, прежде всего, доминирует над политикой, такое понимание сложилось ещё в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства правами человека. Правовые нормы как бы сдерживают и обуздывают политическую власть, которая обычно стремится удержаться неправовыми методами. Вторая же точка зрения состоит в том, что политика доминирует над правом. Это аксиома марксизма: «Политика - концентрированное выражение экономики, а право - концентрированное выражение политики». Подобное соотношение характерно для ещё остающихся на планете тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где естественные права человека не выступают в качестве цели, осуществления политики.

Конечно же, категория собственности является основой и правовых и политических норм, поскольку тот, кто обладает собственностью, обладает и юридической свободой и политической властью. Правовые нормы возникают из отношений людей, собственности и, затем уже, в результате соответствующей правотворческой деятельности государства становятся юридическими, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей первоосновы - собственности, выступают как нормы, регулирующие отношения партий по поводу политической власти.

Исторически давно уже признано, что в нормальном демократическом обществе соотношение права и политики должно быть таким: с одной стороны право должно стать средством осуществления государственной политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жёстко регламентирована правом и не выходить за его рамки.

Исходя из наиболее известных на сегодняшний день концепций, можно отметить, что понятие «право» употребляется в трёх значениях: 1. в позитивистском понимании - как система социальных норм, которые устанавливаются или санкционируются только государством; 2. в широком понимании - как совокупность идеальных возможностей, существующих независимо от посторонней воли у каждого человека; 3. в субъективном смысле - как устанавливаемая или санкционируемая только государством возможность субъекта совершать определённые действия. Можно отметить, что для теории и практики важно сегодня использовать симбиоз лучших достижений каждого подхода. Политику же определяют прежде всего:

. как участие в деятельности политического актора конкретного индивида (это - микроуровень).

. как деятельность акторов (в т.ч. - государства), направленная на реализацию определённых интересов путём использования политической власти (это - макроуровень).

. как совокупность событий жизни общества и государства. 4. как стратегию действий социального субъекта, в т.ч. индивида.

Годы уже более чем двадцатилетних преобразований в России дают обильную пищу для размышления о том, какие новые явления вошли в нашу политическую и правовую жизнь и что, собственно, собой представляет на сегодняшний день соотношение права и политики. Их взаимосвязь и взаимодействие.

 

 

2

Связь международного права с политикой государств представляет особый интерес для выяснения механизма функционирования этого права. В том, что такая связь, причем довольно тесная, существует, едва ли можно сомневаться. Она констатируется и в актах такого органа, как Международный Суд ООН. Проблема была основательно разработана в советской литературе Г.И. Тункиным и Д.Б. Левиным. Их выводы о том, что международное право служит инструментом внешней политики, находят подтверждение в современной российской литературе

Юристы из других стран также подчеркивают связь международного права с политикой. Американский юрист Р. Бек пишет: "Право не может быть целиком познано вне связи с политикой, не может быть познана политика вне связи с правом" <*>. Юрист из Финляндии М. Коскониеми пишет: "Принято считать право чем-то внешним по отношению к политике, ее инструментом. Между тем международное право является культурным феноменом, оно находится "внутри" общественной практики, а не вне ее"

В зарубежной литературе обнаруживаются две крайности. В одном случае преувеличивают значение политики, в другом преуменьшают, придерживаясь формально-юридического подхода. Доминирует, особенно в США, первая крайность.
Например, некоторые ученые считают, что международное право является в высшей мере политическим правом. По мнению авторитетного американского профессора Л. Генкина, "право есть политика" <*>. Представители школы "политического реализма" утверждают, что международное право не налагает никаких ограничений на политику отдельного государства (Г. Моргентау, США). Сторонники концепции "политически ориентированной юриспруденции" (М. Макдугал, США) растворяют право в политике.

 

Принижение роли права в политике наносит вред обоим явлениям. Политика лишается одного из важных инструментов своего осуществления, и одновременно принижается авторитет права.
Что же касается формально-юридического подхода, то он разрывает связь права с политикой. В результате утрачивается связь с реальностью, а также искажается природа международного права. Думается, что вообще неверно противопоставлять политику и право. Задача состоит в том, чтобы правильно определить параметры их оптимального взаимодействия.
Наша эпоха характеризуется ростом значения политики. Все большее количество национальных и интернациональных отношений нуждается в регулировании, ядром которого является политика. Увеличение значения политики определяет и усиление влияния одного из главных ее инструментов - права. Внешняя политика - это стратегия международной деятельности государства, ею определяется расстановка всего арсенала средств воздействия на окружающую среду, в состав которого входит международное право. Политика является главным выражением национальных и интернациональных интересов государства, у которого нет каких-то особых юридических национальных интересов. Руководствуясь целями и принципами своей политики, государства создают и применяют нормы международного права.
Вместе с тем международное право - это не результат какой-то определенной политики. Развитие международного права есть исторический процесс, результат длительных политических процессов. Уже в силу этого международное право обладает относительной независимостью от политики, от ее колебаний. Г.И. Тункин подчеркивал: "Международное право, так же как и национальное право, будучи тесно связанным с политикой, не является частью политики" <*>. Международное право способно служить инструментом не всякой политики. Перед соответствующей ему политикой международное право открывает дополнительные возможности, а с другой стороны, ограничивает возможности противоречащей ему политики. Политика - искусство возможного и уже в силу этого не может не считаться с возможностями международного права.

 

3

Права человека как юридическая категория в современном понимании этого термина зародились в англо-саксонской правовой системе. Процесс закрепления идеи прав и свобод берет свое начало с Великой хартии вольностей 1215 г., Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями 1679 г., Билля о правах 1689 г., Акта о дальнейшем ограничении Короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного 1701 г. Некоторые прогрессивные документы в данной сфере были приняты и в английских колониях на американском континенте. Первая колониальная Хартия была принята в Вирджинии в 1601 г., далее последовали Массачусетский свод свобод 1641 г. Несмотря на такое обилие правовых актов, регламентирующих права и свободы человека автор склонен считать первым официальным документом в котором в позитивной форме были выражены естественно-правовые идеи в данной области Декларацию прав Вирджинии 1776 г. В данном документе впервые было провозглашено, что все люди по своей природе являются независимыми и равными и обладают определенным набором прав, которых они не могут себя лишить. (Некоторые авторы на данное место ставят конституцию Локка, составленную им для Северной Каролины, однако по утверждению Г. Еллинека “Локк санкционировал в ней рабство и крепостное право”).

Данные идеи были развиты в Декларации независимости 1776 г. и в Конституции США 1787 г. и Билле о правах, который явил собой первые 10 поправок.

В Европе процесс закрепления естественно-правовых идей, касающихся прав человека произошел несколько позже. Данный процесс ознаменовался принятием во Франции в 1789 г. Декларации прав человека и гражданина, в которой говорилось: “Невежество, забвение естественных прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий” (Преамбула), “Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах” (ст. 1). На основании этого некоторые авторы считают Францию родиной прав человека. Однако этот вопрос является спорным. По мнению Б. С. Эбзеева “Декларация о независимости США оказала неоспоримое идейное и нормативно-юридическое воздействие на содержание знаменитой Французской декларации 1789 г., с которой в старом свете обычно связывают возникновение прав человека”, Т. Еллинек считает, что принципы 1789 г. – это на самом деле принципы 1776 г.”, Н.М. Коркунов полагает, что “американские декларации и послужили образцом для французской декларации прав человека и гражданин”. Интересным представляется факт, что данная декларация, хоть и исходит из естественно правовых идей, все же подчеркивает необходимость их обеспечения государством: “Для гарантий прав человека и гражданина необходима государственная сила” (ст. 12).

Несмотря на то, что права человека получили свое признание в виде закрепления в конституциях и других нормативных актов государств, этого было недостаточно. Например, Д. Леон обсуждая Французскую декларацию утверждал, что “объявляя, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, никогда в 1789 г. не думали утверждать принцип юридического равенства, то есть равного участия всех в политической власти”, говоря об экономических, социальных и культурных правах Л. Хенкин пишет, что “это целая галактика прав, неизвестных американской конституционной практике”.

Со временем круг государств, признавших права человека расширялся, но они довольно долго оставались в рамках национального права.

4

 

В историческом процессе проблема соотношения политики и морали возникала не раз. Ее понимание в общем можно свести к нравственной оценке политических процессов посредством понятий добра и зла, справедливости и честности. В процессе развития этико-политической мысли был сформирован целый ряд воззрений на возможные виды соотношения и взаимосвязи морали и политики. Можно выделить, по меньшей мере, шесть подходов к этой проблеме:

1. Нравственность играет роль органичного и необходимого элемента мотивации политической деятельности, является способом реагирования на конфликты и предпосылкой консенсуса.

2. Мораль – критерий и основа политики, выступает как ценностная мера

политических действий.

3. Нравственность как система правил, призванная для регулировки действий

людей, принимающих участие в политическом процессе.

4. Политика – морально нейтральное или внеморальное явление, что означает

невозможность оценить и осудить политические действия при помощи морально-нравственных критериев.

5. Мораль – совокупность оценок и принципов, на которых основываются

различные частные политические воззрения, посредством которых о политике можно судить не изнутри, а извне, со стороны.

6. Мораль – философское восприятие ценностно-нормативных аспектов политики

Политическим процессам и межгрупповым противодействиям сопутствуют

столкновения отличающихся друг от друга морально-нравственных установок, также им сопутствуют попытки заставить работать на интерес определенной политической структуры какие-либо нормы социального бытия. Различные общественные образования, в зависимости от уровня развития морального самосознания и своей политической зрелости, могут

выражать свою устремленность как в формах морально-нравственного энтузиазма, так и последовательного, целенаправленного политического действия. Политическим процессам присущи своего рода стратегия и тактика, правила политических взаимодействий, выходить за рамки которых нельзя безнаказанно, так же в своих стратегических целях они содержат

определенные морально-нравственные ценности (идеалы) и имеют, следовательно, своего рода внутреннюю морально-нравственную ориентированность.

5

Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества. В регулировании общественных отношений права взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел. Как форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в "золотом правиле": "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Принцип морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными. Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека - юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом. На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних "Jus est ars boni et aegui", "право есть искусство добра и справедливости", раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля "Философия права" вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности. Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность. На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали. Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, "столкновения" между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения. Так, получившее в последнее время широкую огласку дело "доктора Смерти" является показательным примером "столкновения" между нормами морали и права. Умерщвляя безнадежно больных смертельной болезнью людей по их просьбе, он, с одной стороны прямо нарушает закон, но с другой стороны избавляет больных, как от физических, так и психических мучений, что, несомненно, соответствует морали и нравственности.

 

Список источников:

1. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=585073

2. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца IX - начала XX вв. //Вопросы философии. 1991. №8. С. 26-3 9.

3. http://www.studylaw.narod.ru/lukashuk1/lukashuk1_1_9.htm

4. Гегель. Политические произведения. М.: Мысль, 1978. С. 139-140.

5. Ключников Ю.В. Мораль, право, политика как этическая сфера // Полис. 1992. №1,2. С. 208-216.

6. Померанц Г.С. Опыт философии солидарности // Вопросы философии. 1991. №3. С. 57-66.

7. http://www.pravo.vuzlib.org/book_z2055_page_9.html

8. http://cyberleninka.ru/article/politika-i-nravstvennoe-soznanie-v-istoricheskom-protsesse/pdf

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.