Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итоговые тесты по дисциплине




Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля

Варианты контрольных работ для осуществления текущего контроля уровня знаний студентов (аттестации).

 

Вариант 1.

1. Содержание и основные разновидности естественно-правовой доктрины.

2. «Чистое учение о праве» Г. Кельзена.

 

Вариант 2.

1. Принципы юридического позитивизма.

2. Теория справедливости Дж. Ролза.

 

Вариант 3.

1. Право и закон.

2. Идеал правового государства.

 

Вариант 4.

1. Соотношение права и морали.

2. Договорные теории в философии права.

 

Вариант 5.

1. Политика и мораль.

2. Лицо в праве.

 

Вариант 6.

1. Соотношение права и государства.

2. Право как ценность.

Кем был введен в научный обиход термин «философия права?»

а) Аристотелем;

б) Г. Гуго;

в) Г. Гегелем.

 

2. С чего начиналась «философия права?»

а) с возникновения идей об объективной независимой от официально-властного усмотрения и произвола, природе и смысла права;

б) с анализа связи права с политикой и характеристикой права как инструмента политики;

в) с характеристики права как принципа организации деятельности государства.

 

3. Что имеет ввиду автор ниже приведенных строк, отмечающий «не из одной любви к умозрению, а в силу требований самой практики русские юристы становились философами» (А.П. Альтов)

а) юридическая мысль решала проблему структуры правовых норм;

б) проблему классификации правовых отношений;

в) проблему истоков национального российского права.

 

4. Какая группа представителей российской философии права считала: 1. Главной проблемой философии права проблему отношения права и нравственности закона и добра. 2. И какая подчеркивала, что такой проблемой для философии права является выявление воли законодателя, изложенной им в системе нормативных актов и входящих в них правовых норм

а) Г. Шершеневич, В. Катков, М. Ковальский;

б) Б. Кистяковский, Б. Чичерин, П. Новгородцев.

 

5. Какой из названных признаков не относится к числу отличающих право от морали?

а) эффективность воздействия на поведение людей;

б) сферы регулируемых отношений;

в) источники их формирования.

 

6. Какую задачу, стоящую перед философией права, подчеркивал преподаватель, читающий Вам данный курс?

а) выработать противоположный правоведению подход к выявлению сущностных характеристик права;

б) не оспаривая юридический взгляд на предмет, определить место философско-правовой интерпретации предмета в системе юридических взглядов на сущность и природу права;

в) перевести изучение права на общетеоретический уровень.

 

7. Кому принадлежит следующее высказывание? «Существо закона – это правда, а существо правды может быть определено только в философии»

а) П.И. Новгородцеву;

б) К.А. Неволину;

в) Б.Н. Чичерину.

 

8. Кто является автором следующего определения предмета философии права?

1) предмет философии права есть учение о смысле права, т.е. о том, в результате каких универсальных причин и целей человек устанавливает право.

а) Ю.Г. Ершов;

б) С.С. Алексеев;

в) Ю.В. Тихомиров.

 

9. Кому принадлежит следующее высказывание?

«Любая философия права – это не только философское осмысление и обоснование права, но и одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа (произвола), во всех его теоретических и практических проявлениях в виде правового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений».

а) В.С. Нерсесянцу;

б) В.П. Малахову;

в) В.П. Лященко

 

10. Сторонниками какой философской типологии были лица, трактовавшие право как приказ государственной власти?

а) либертарной;

б) легистской;

в) естественно-правовой.

 

11. Кому из сторонников данного философского правопонимания принадлежит следующее высказывание?

«Право есть приказ верховной политической власти государства с целью контроля действующих лиц в данном сообществе».

а) Т. Гоббсу;

б) Д. Остину;

в) Ш. Амосу.

 

12. Согласно онтологии, какой философской типологии правопонимания бытие права представлено в двух противоположных формах: в форме подлинного бытия (бытия естественного права) и не подлинного бытия (бытия позитивного права).

а) легистской;

б) либертарной;

в) естественно-правовой.

 

13. Гносеология какой философской типологии правопонимания выражает процесс познавательного перехода от простого мнения о праве как некой субъективной властной его данности в виде конкретного исходящего от государственной власти источника права – к знанию истины о праве, т.е. теоретическому (понятийному) знанию об объективных (независящих от воли и произвола властей) сущностных свойствах права и формах его общеобязательного проявления.

а) легистской;

б) либертарной;

в) естественно-правовой.

 

14. Аксиология какой философской типологии правопонимания характеризует социальную ценность права фактом выраженной в нем государственной воли (императивным и обязательным приказом власти), независимо от характера правового предписания.

а) легистской;

б) естественно-правовой;

в) либертарной.

 

15. К какому типу философского правопонимания относится характеристика «общего блага»?

 

«общее благо – это соучастие частных интересов и воль, находящих свое проявление в правовых нормах, выражающих компромисс различных социальных сил».

а) естественно-правовая;

б) легистская;

в) либертарная

16. Кто из представителей философии права, подчеркивая необходимость противодействия тенденции анархии и деспотизма заявлял, что «человек должен служить не воле народа и не воле отдельного человека, а абсолютному началу добра и справедливости».

а) С. Франк;

б) Н. Бердяев;

в) И. Ильин.

 

17. Под влиянием какого произведения одного из указанных авторов король Пруссии издал новый уголовный кодекс, существенно смягчивший наказание, австрийский император запретил пыточное следствие, а герцог Тосканы отменил смертную казнь?

а) «Государь» - Н. Макиавелли;

б) «О духе законов» - Ш. Монтескье;

в) «О преступлениях и наказаниях» - Ч. Беккария.

 

18. Кто из представителей философии права проводил отличия права от морали по следующим основаниям?:

«Право – это минимум нравственности для всех обязательный».

«Право и нравственность – два типа этики: этики справедливости и этики добродетели».

«Различие права и морали обуславливается императивным характером нравственных импульсов и соответствующих им императивно-атрибутивным характером права».

а) Л.И. Петражицкий;

б) Б.Н. Чичерин;

в) В.С. Соловьев.

 

19. Кому принадлежит следующее определение правового государства?

«Правовое государство – это суверенная политическая организация, функционирующая в условиях гражданского общества в строгих рамках правового поля, основанного на органическом единстве естественного и позитивного права (правозаконности), отражающая приоритет индивидуальной свободы, имманентным свойством которой выступает осознанная ответственность личности за общее благо».

а) В.Н. Хропанюку;

б) А.В. Малько;

в) В.И. Шишкову.

 

20. Кому принадлежит следующая характеристика права «Право – есть взаимное принуждение, охраняющее общую свободу».

а) Р. Иерингу;

б) И. Канту;

в) Г. Кельзину.

 

21. Кто из представителей философии права пытался универсализировать феномены и антагонизма и борьбы заявляя, что «ни государственность и право, ни религия и мораль, не способны обуздать инстинкт борьбы, живущей в каждом человеческом существе и ищущий поводов проявиться в реальной жизни».

а) Л. Гумплович;

б) А. Куницин;

в) Б. Кистяковский.

 

22. Назовите группы лиц, представляющих современную неогегельянскую концепцию философии права.

а) Ю.Биндер, К. Лоренц, В. Шмидт;

б) Р. Штаммлер, Г. Радбух, А. Оллеро;

в) Г. Харт, П. Колер, П. Штрассер.

 

 

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов.

2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса:

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на содержательную сторону лекций и литературу, рекомендованную для подготовки к семинарским занятиям и литературу, рекомендованную для изучения курса. Лекции выполняют главную информационно-методологическую функцию в освоении предмета. Отобранный в них материал составляет «последнее слово» науки, рассчитан на уровень конкретной аудитории и структурирован по вопросам. Лекции ориентируют студента в массе проблем и теоретических подходов, направляя и облегчая процесс изучения предмета. Однако, не стоит преувеличивать собственные возможности, ограничиваясь самостоятельным изучением лекции. Их необходимо конспектировать, стараясь уловить логику изложения и принципиальные положения темы, не нужно записывать всё дословно, самые важные моменты лектор выделит голосом, разрядкой слов и неоднократным повторением. С изучения конспекта лекции по теме и начинается подготовка студента к семинару. Просмотрев конспект лекции, восстановив в памяти узловые положения, выделив принципиально важное, на что обратил внимание лектор, необходимо изучить соответствующий раздел учебника и после этого приступить к чтению научной литературы.

Специфика в изучении 4-го раздела комплекса состоит в том, что некоторые из терминов не имеют однозначного толкования, и их определения носят дискуссионный характер. Студенту может остановить свой выбор на любом из имеющихся определений (которые принадлежат разным школам и течениям), или даже предложить своё. При этом необходимо научно-обоснованно аргументировать свой выбор.

Изучая раздел 3 данного комплекса, необходимо помнить, что тесты, особенно в курсе, изучающим историю мысли, всегда есть некоторое упрощение, если не сказать опрощение. Поэтому не стоит механически «натаскивать» себя на выполнение тестовых заданий.

Пожелания к изучению отдельных тем курса.

При изучении темы № 1 «Предмет философии права» необходимо обратить своё внимание на предметную и доктринальную двойственность философии права. Рассматривая противостояние концепций естественного права и юридического позитивизма, следует заметить, что, несмотря на их радикальную противоположность, они так и не размежевались до конца. Рассматривая школы и направления в философии права, особый упор необходимо делать на изучении источников, указанных в литературе.

При изучении тем № 2 «Понятие и реальность права» следует обратить внимание на относительность различения «смысловой формы» и «смыслового содержания права». Особо следует сосредоточится на перспективе справедливости как фундаментальном основании и горизонте права. Рассматривая юридические нормы и факты, источники права, объективное и субъективное право, следует чётко уяснить различия теоретико-правового и философско-правового подходов

При изучении темы № 3 «Проблема ценности и права» необходимо освежить знания по теме «Идея ценности в философии». Здесь придётся обратиться к литературе по неокантианству. Следует обратить внимание на несовпадение понятий ценность права и правовая ценность. При изучении темы № 4 «Право и нравственность» следует обратить внимание на логические предпосылки и концептуальные основания права и нравственности. Для этого необходимо: а) рассматривать нормативные системы и порядки на одном уровне – идеальном или реальном; б) различать позитивную нравственность и автономную мораль; в) проводить смысловую дифференциацию между разными типами автономной нравственности – этики долга или этики любви, этики убеждения и этики ответственности и т.д. Студент должен уяснить необходимость различения права и нравственности и невозможность их разделения.

При изучении темы №6 и №7 следует четко осознавать парадоксальность соотношения права и государства. Существует два принципиально возможных варианта решения проблемы. Первое – право и государство различные в смысловой перспективе феномены. И второе – тождество и неразделимость права и государства. В этих темах в новь придется обратиьтся к проблеме идеи и идеала правового государства. Особое внимание следует уделить различным опытам разрешения следующего парадокса: самообязывание или самоограничение государства правом, которое это государство позитивирует, т.е. полагает своим властным авторитетом и поддерживает санкциями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.231 сек.