Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Советы по подготовке к экзамену




Рекомендации по работе с литературой

При изучении курса «Философия права» особое внимание следует обратить на следующие литературные источники:

Учебники:

1. Алексеев Н.Н. Основы философии права/ С-Пб., 1998.

2. Философия права./ Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.

3. Философия права./ Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1996.(или другое изд.)

4. Исаев И.А., Золотухина Н.М. Философия права России. XI-XX вв. М., 1995.

 

При работе с любой литературой необходимо помнить, что процесс уяснения содержания произведения требует большой и тщательной работы, надо произвести тщательный смысловой анализ формулировок автора, их сопоставление и систематизацию и таким образом дойти до реального смысла всей концепции и идей, её составляющих, т.е. установить философско-правовой идеал, выдвигаемый автором. Должна быть постигнута внутренняя логика, развиваемая автором теории. При изучении содержания рекомендуемого произведения нужно как можно точнее и обстоятельнее выяснить не только теоретические проблемы и вопросы, рассматриваемые в нём, но и обнаружить их связь с социальными и политическими реалиями внешней истории той эпохи, к которой принадлежит автор. Необходимо также помнить, что истина не может быть сосредоточена в рамках какой-либо одной школы, а принадлежит многим.

 

На подготовку к экзамену отводится от 2-х до 4-х дней. Однако наивно думать, что можно освоить весь учебный курс за это короткое время. Поэтому подготовку следует начинать заблаговременно, отрабатывая один за другим вопросы, указанные в учебно-методическом комплексе.

Повторение пройденного целесообразно вести по конспекту лекции (разумеется, если в нём нет пропуска тем). Можно рекомендовать подготовку и по одному из указанных учебников, помня при этом, что ни один учебник не содержит ответа на все вынесенные на зачёт вопросы.

Эффективность подготовки значительно повышается при одновременном использовании всех типов памяти: зрительной, слуховой, двигательной, образно-ассоциативной. Поэтому чтение и пересказывание текста полезно сочетать с составлением логических схем, выписками. Призвав на помощь память и воображение, постарайтесь подыскать цитаты из первоисточников, иллюстрирующие соответствующие теоретические положения и ваши тезисы. Все способы подготовки хороши, исключая зубрёжку (или механическое заучивание), которую нельзя назвать учением уже потому, что она создаёт внутреннее сопротивление какому бы то ни было запоминанию (мозг защищается от насилия) и, конечно, уменьшает память.

Важно иметь в иду, что хотя содержание предмета концентрируется в определённых понятиях, знания которых необходимо, главное внимание следует уделять не формальной, а содержательной стороне подготовки, т.е. вникать в глубинный смысл концепций, анализировать их сущность и назначение и т.д. Творческий подход в этих вопросах можно только приветствовать. Умение самостоятельно мыслить, иметь независимое суждение, успешно решать проблемы – отличительные черты будущего высококлассного специалиста. Всё это, конечно, должно быть основано на глубоких знаниях.

Раздел 3. Словарь основных терминов (глоссарий).

Автономия - возможность самостоятельного выбора и осуществления собственных принципов, норм, образцов мышления и деятельности.

 

Анархизм - общественно-политическое течение, выступающее с идеей немедленного уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм отвергает организованную политическую борьбу, тактическим средством провозглашает акционизм.

 

Антиномия - противоречие между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

 

Антропология - межотраслевая дисциплина, исследующая:

- происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида;

- образование человеческих рас;

- нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды.

 

Власть - форма влияния, при которой индивидуум, группа или организация имеют возможности добиться изменения поведения других людей даже вопреки их воле. Различают: власть санкций, власть отношений, власть экспертов и легитимную власть.

 

Гносеология - т еория познания - раздел философии, в котором изучаются:

- проблемы природы познания и его возможности;

- отношение знания к реальности;

- всеобщие предпосылки познания и условия его достоверности и истинности.

 

Государство - основная политическая организация общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной государственной территории.

 

Демократия - форма государственного устройства, основанная на признании:

- верховенства конституции и законов;

- народовластия и политического плюрализма;

- свободы и равенства граждан;

- неотчуждаемости прав человека.

Формой реализации демократии выступает республиканское правление с разделением властей и развитой системой народного представительства.

 

Дихотомия - переменная, имеющая только два возможных значения.

 

Значимость - количественное измерение или качественная оценка факта хозяйственной жизни экономического субъекта, оказывающая или способная оказать влияние на решения потенциальных партнеров.

 

Иерархия - порядок подчинения низших должностей и подразделений высшим.

Социальная иерархия - иерархическая структура отношений власти, доходов, престижа и т.д. Социальная иерархия отражает неравенство социальных статусов.

 

Интуиция - способность непосредственного постижения истины:

- без обоснования с помощью доказательств;

- без предварительного логического рассуждения, основанная на предшествующем опыте.

 

Онтология - учение о бытии; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие категории сущего.

 

Естественное право - в теории государства и права - совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных природой человека и не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. Естественное право противопоставляется позитивному праву.

 

Феноменология - основанное в начале 20 века Э.Гуссерлем субъективно-идеалистическое направление, целью которого является непосредственное восприятие идеальных сущностей (феноменов) при помощи интуиции и описание этих актов сознания.

 

Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия:

- между практической ролью различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социальным положением;

- между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, заслугами и их общественным признанием, преступлением и наказанием.

 

Идеал - представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса.

 

Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.

Личность есть продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Формирование личности происходит:

- на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок;

- в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения социальных норм и функций.

 

Мораль - система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни.

 

Нравственность - в широком смысле - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность - в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

 

Общественный идеал - представление о наиболее совершенном общественном строе, соответствующее социальным, экономическим, политическим интересам определенных социальных групп и являющееся конечной целью их стремлений и деятельности.

 

Право - социальный институт; система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права государственная власть регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляет в качестве обязательных определенный круг общественных отношений.

 

Правовое государство - характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам:

- народный суверенитет;

- нерушимость прав и свобод человека со стороны государства;

- связанность государства конституционным строем;

- верховенство конституции по отношению ко всем другим законам;

- разделение властей;

- независимость суда;

- приоритет норм международного права над нормами национального права.

 

Правомочие - предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.

 

Равенство - отношение взаимной заменимости объектов.

Социальное равенство - положение индивидов, социальных групп, слоев, классов в обществе, обеспечивающее:

- их одинаковое отношение к средствам производства;

- их одинаковые политические и гражданские права;

- сходство социальных статусов и возможностей.

 

Сообщество - ассоциация независимых фирм, объединенных защитой общих интересов или реализацией общего проекта.

 

Социальное равенство - один из основных идеалов справедливого общества.

 

Субъективное право - юридически обеспеченная мера возможного поведения конкретного лица, гарантирующая ему самодеятельность, свободу выбора, пользование материальными и духовными благами на основе существующих отношений производства и обмена. 2) - право, принадлежащее конкретному лицу.

 

Физическое лицо - в гражданском законодательстве - отдельный гражданин как субъект гражданского права. Наряду с гражданами государства физическими лицами являются иностранные граждане, проживающие в государстве, а также лица, не имеющие определенного гражданства. Физические лица обладают правоспособностью и дееспособностью.

 

Ценность - особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с их утилитарным назначением.

 

Этос - в древнегреческой философии - совокупность стабильных черт индивидуального характера.

 

Юридическое лицо - учреждение, предприятие или организация, выступающее в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей. Юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими организациями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.