Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права потребителей транспортных услуг

 

Понятие "транспортные услуги" собирательное и включает в себя деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа. Помимо основной цели перевозки транспортные средства могут использоваться для проведения досуга. К примеру, широко распространены морские и речные круизы, прогулки <1>.

--------------------------------

<1> Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 2.

 

На применение законодательства о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании транспортных услуг, указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей".

Однако в Постановлении содержится существенная оговорка: "В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. При этом необходимо учитывать, что специальные законы, принятые до введения в действие части второй ГК РФ, применяются к указанным правоотношениям в части, не противоречащей ГК РФ и Закону "О защите прав потребителей".

Таким образом, специальные нормы транспортного законодательства пользуются приоритетом перед нормами Закона "О защите прав потребителей", за исключением случаев, когда акты транспортного законодательства приняты до введения в действие Гражданского кодекса РФ и Закона "О защите прав потребителей".

В настоящий период специальное транспортное законодательство представлено различными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения из перевозок, в том числе с участием потребителя, на различных видах транспорта.

К таким актам можно отнести: транспортные Кодексы (Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ <1> (ВК РФ), Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ <2> (КВВТ РФ) и др.) и транспортные Уставы (Устав железнодорожного транспорта РФ <3> (УЖТ РФ), Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <4>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

<2> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

<3> Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.

<4> Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.

 

Кроме того, к источникам транспортного законодательства, регулирующего сферу защиты прав потребителей, относятся подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ).

При регулировании оказания потребителям транспортных услуг принципиальное значение приобретают вопросы ответственности перевозчиков и гарантии потребителей по безопасности перевозок, как их личной, так и их грузов. При этом существенное значение имеет порядок защиты прав.

Поскольку деятельность по перевозкам различными видами транспорта связана с повышенной опасностью, законодательство устанавливает, что ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, наступает по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, т.е. об ответственности по деликтным обязательствам. Причем, учитывая особую опасность деятельности, связанной с перевозками пассажиров, законодатель устанавливает обязанность перевозчика страховать жизнь и здоровье пассажира. Данное страхование является обязательным как для перевозчика, так и для пассажира, который должен оплатить расходы по обязательному страхованию (п. 2 ст. 936 ГК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 2.

 

Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Обязательное страхование - исключение из общего запрета обусловливать выполнение одних услуг обязательным приобретением иных услуг. Обязанность по осуществлению страхования возложена на пассажира не контрагентом, а законодательством. Навязывать какие-либо услуги по собственной инициативе перевозчик не вправе. Нарушение данного запрета дает потребителю право потребовать возмещения убытков в полном объеме.

Кроме указанного страхования для воздушных перевозчиков предусмотрено также обязательное страхование ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам (ст. 133 ВК РФ). Также воздушный перевозчик обязан страховать ответственность перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 134 ВК РФ).

Определенные особенности на транспорте имеет отказ потребителя от услуги после заключения договора. Согласно ст. 32 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Транспортное законодательство не исключает возможности отказа пассажира от договора при отсутствии нарушений со стороны контрагента. Пассажир может отказаться как до начала оказания услуги, так и в период ее оказания. В первом случае он должен возвратить перевозчику проездной документ. Причем условия возврата стоимости билета определяются транспортным законодательством по-разному. В качестве основного критерия, влияющего на возвращаемую сумму, можно выделить срок сдачи билета. Например, на воздушном транспорте при отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку (ст. 108 ВК РФ).

Удержание определенной суммы в данном случае связано с тем, что приобретение пассажиром билета возлагает на перевозчика обязанность обеспечить наличие соответствующего места в транспортном средстве: чем позже возвращен билет, тем меньше вероятность того, что появится желающий занять освободившееся место.

В период перевозки пассажир может отказаться от поездки и потребовать возврата части платы за проезд, за исключением платы за фактически осуществленную к этому моменту перевозку.

Правила об отказе и возврате провозной платы не распространяются на пригородные и внутригородские перевозки.

Если в некоторых случаях предъявление претензии считается правом пассажира, то в других на него возложена обязанность урегулировать спор в досудебном порядке. Так, ст. 121 УЖТ РФ предусматривает, что до предъявления перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, перевозчику может быть предъявлена претензия. В то же время ст. 161 КВВТ РФ устанавливает обязанность до предъявления иска обратиться к перевозчику с претензией, в том числе и в случаях, если речь идет о перевозке пассажира и багажа.

В Воздушном кодексе РФ предусмотрено предъявление пассажиром претензии или заявления. Однако, поскольку ВК РФ прямо не указывает на обязательность подачи заявления до предъявления иска, есть все основания полагать, что предъявление претензии или подача заявления - право, а не обязанность пассажира <1>.

--------------------------------

<1> Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 2.

 

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны (ст. 793 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика <1>.

--------------------------------

<1> Васин И.А. Защита прав потребителей при перевозках пассажиров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 8. С. 44 - 47.

 

Ограничение ответственности перевозчика в транспортных обязательствах проявляется в ограничении возмещения понесенных убытков только фактическими расходами в случае, когда речь идет о доставке груза или багажа.

В случае утраты либо недостачи груза или багажа перевозчик возмещает ущерб в размере стоимости утраченного либо недостающего груза или багажа; при повреждении (порче) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза или багажа, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере стоимости груза или багажа; при утрате груза или багажа, сданных для перевозки с объявлением их ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза или багажа, возмещается взысканная за перевозку груза или багажа провозная плата, если она не входит в стоимость груза или багажа. Возмещение расходов, которые грузоотправителю (грузополучателю) предстоит понести в связи с утратой или повреждением груза (багажа), а также упущенной выгоды не предусматривается.

Вместе с тем указанное ограничение не должно касаться права гражданина-потребителя на компенсацию морального вреда, причиненного утратой груза или багажа, если данный вред и вина в нем перевозчика будут доказаны (ст. 15 Закона "О защите прав потребителей"). Также можно ссылаться на п. 1 ст. 28 Закона "О защите прав потребителей", согласно которому, если исполнитель нарушил сроки оказания услуги (в данном случае перевозки) - сроки начала и (или) окончания оказания услуги - или во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

а) назначить исполнителю новый срок;

б) поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

г) отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования потребителя, установленные п. 1 ст. 28 Закона "О защите прав потребителей", не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (п. 6 ст. 28 Закона "О защите прав потребителей").

В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату (п. 2 ст. 795 ГК РФ, п. 4 ст. 28 Закона "О защите прав потребителей").

Согласно п. 5 ст. 28 Закона "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены оказания услуги. Неустойка (пеня) взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала/окончания оказания услуги или предъявления потребителем других требований. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида оказания услуги. Размер неустойки (пени) определяется исходя из цены оказания услуги.

Транспортные уставы и кодексы при регулировании отношений по перевозке не проводят разграничения отношений, в которых участвует гражданин-потребитель, и отношений, участниками которых являются иные субъекты гражданского оборота. Разграничение в транспортном законодательстве, как, впрочем, и в Гражданском кодексе РФ, касается прежде всего деления договоров по объекту перемещения. Связанным с оказанием услуг гражданам считается договор перевозки пассажира и багажа, поэтому для этого договора устанавливается больше норм, направленных на защиту прав гражданина-потребителя.

Вместе с тем в отдельных транспортных уставах и кодексах предусмотрено установление особых правил перевозки груза для личных (бытовых) нужд граждан. Необходимость утверждения соответствующих правил закреплена в ст. 66 КВВТ РФ, ст. 3 УЖТ РФ.

Так, в соответствии со ст. 38 Закона "О защите прав потребителей" Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 <1> были утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Правила перевозки на ЖТ), а Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 N 72 <2> - Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (Правила перевозки на ВВТ).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 151.

<2> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 646.

 

Согласно п. 4 Правил перевозки на ВВТ исполнители должны обеспечивать своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на судах и береговых объектах, предназначенных для обслуживания перевозки пассажиров, а также своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов и багажа.

Обязанность по обеспечению целости и сохранности ручной клади лежит на пассажире.

Согласно ст. 6 КВВТ РФ перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и иных плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе.

При этом провозная плата (плата за перевозки грузов, пассажиров и их багажа) устанавливается перевозчиками. Плата за буксировку судов и иных плавучих объектов устанавливается буксировщиками.

В случае предоставления органами государственной власти субъекта РФ и (или) органами местного самоуправления субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозкам пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров размер провозной платы определяется перевозчиками по согласованию с указанными органами.

Сроки перевозки пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком (п. 7 Правил перевозки на ВВТ).

Согласно п. 10 Правил перевозки на ВВТ исполнители должны своевременно обеспечивать потребителей следующей достоверной информацией на русском языке, а при необходимости - на других языках:

фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (юридический адрес);

перечень работ и услуг, их стоимость;

расписание движения судов;

стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 кг на скоростных и свыше 36 кг на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа;

сроки продажи билетов;

порядок возврата билетов;

перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения, в виде ручной клади, багажа и груза;

время работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения;

схемы планировки пассажирских мест на судах и наличие на них багажных помещений;

расположение помещений береговых объектов, в том числе предназначенных для обслуживания пассажиров мест общего пользования и мест взвешивания ручной клади;

порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка;

перечень категорий граждан, которым в соответствии с законодательством РФ предоставляются льготы и преимущества;

порядок обязательного и добровольного страхования;

перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в каютах повышенной комфортабельности;

номер лицензии, срок ее действия, наименование органа, выдавшего лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;

наименование и юридический адрес организации, которая уполномочена рассматривать претензии.

В Правилах перевозки на ЖТ предусмотрена обязанность перевозчика обеспечить доведение до сведения пассажиров расписания движения пассажирских, в том числе пригородных и почтово-багажных, поездов с использованием настенных носителей информации, специальных информационных стендов и справочников. Об изменениях в расписании движения пассажирских поездов следует объявлять по громкой связи на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах.

Сведения об изменениях регулируемых тарифов, ставок платы и сборов за услуги публикуются в отношении перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа не позднее чем за 5 дней до введения их в действие; в отношении перевозки грузов - не позднее чем за 10 дней до введения их в действие.

Исполнитель обязан выдать билет при наличии свободных мест на судах до указанных пассажирами пунктов назначения, предусмотренных расписанием движения судна, согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством РФ льгот и преимуществ для граждан определенных категорий. Пассажир обязан иметь билет на проезд.

Пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу, билет выдается на основании предусмотренных законодательством РФ документов, представляемых ими в кассу. Отсутствие или неправильное оформление указанных документов служит основанием для отказа пассажиру в выдаче билета на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу.

Продажа билетов осуществляется в кассах и (или) на судне (п. п. 13, 14, 17 Правил перевозки на ВВТ). Продажа билетов в кассах может осуществляться предварительно и (или) на текущие сутки.

Исполнитель обязан по предъявлении пассажиром билета принять багаж для перевозки и отправить его на судне, на котором следует пассажир, или с его согласия на другом судне, имеющем остановку в порту назначения пассажира. Перевозка багажа осуществляется на судах, имеющих багажные помещения (п. 21 Правил перевозки на ВВТ).

При приеме багажа для перевозки проверяется его масса на весах исполнителя и потребителю выдается багажная квитанция по форме, установленной правилами перевозок пассажиров.

Пассажир несет установленную законодательством ответственность за утерю или порчу постельных принадлежностей, мебели, инвентаря и оборудования. В данном случае имеется в виду п. 1 ст. 15 ГК РФ, согласно которому лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Прием вещей на хранение (кроме сдаваемых в автоматические камеры) удостоверяется выдачей квитанции (номерного жетона), по предъявлении которой вещи выдаются потребителю. За пропажу вещей из автоматических камер хранения исполнитель несет ответственность только при наличии доказательств, что эта пропажа произошла по его вине (п. 26 Правил перевозки на ВВТ).

Грузы для личных (бытовых) нужд, в том числе состоящие из нескольких разнородных предметов, сдаются для перевозки под общим наименованием в транспортной накладной "Грузы для личных (бытовых) нужд" и с указанием наименования и количества отдельных предметов, составляющих отправку.

Погрузка (выгрузка) груза для личных (бытовых) нужд на судно является обязанностью исполнителя. В пункте назначения груз для личных (бытовых) нужд, прибывший в контейнере, выдается по требованию потребителя после проверки соответствия количества и наименований предметов сведениям, указанным в приложенной описи (п. 37 Правил перевозки на ВВТ).

Потребители вправе обжаловать в административном или судебном порядке решения и действия (бездействие) исполнителей. Исполнитель обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию потребителю (п. 43 Правил перевозки на ВВТ).

Согласно п. 44 Правил перевозки на ВВТ порядок предъявления претензий, вытекающих из договора перевозки пассажиров, багажа и грузов, круг лиц, имеющих право на предъявление претензий и исков, срок рассмотрения претензий и срок исковой давности устанавливаются КВВТ РФ.

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен - в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения других убытков (п. 45 Правил перевозки на ВВТ).

Согласно п. 2 Правил перевозки на ЖТ при оказании услуг всем пользователям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты оказанных услуг.

В соответствии с договором перевозки пассажира перевозчик обязан перевезти пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места в поезде, а в случае сдачи пассажиром багажа - доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. Заключение договора перевозки грузобагажа и сдача его перевозчику удостоверяются грузобагажной квитанцией, заключение договора перевозки груза - транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанцией о приеме груза (п. 4 Правил перевозки на ЖТ).

Сведения об изменениях регулируемых тарифов, ставок платы и сборов за услуги публикуются Министерством транспорта РФ в печатном издании указанного органа: в отношении перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа - не позднее чем за 5 дней до введения их в действие; в отношении перевозки грузов - не позднее чем за 10 дней до введения их в действие.

Для проезда в поезде дальнего следования пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное, уполномоченное перевозчиком, лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения.

Физическое лицо, имеющее право оплаты стоимости проезда со скидкой в поезде дальнего следования, пользуется этим правом в вагонах всех категорий указанного поезда, а лицо, имеющее право бесплатного проезда, - в жестких вагонах с 4-местными купе скорого поезда или в вагонах поезда более низкой категории, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Физическое лицо, имеющее право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда в поезде пригородного сообщения, пользуется этим правом во всех поездах пригородного сообщения, если иное не предусмотрено законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Оформление проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения лицу, имеющему право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих указанное право (п. 20 Правил перевозки на ЖТ).

При этом согласно п. 21 Правил перевозки на ЖТ на ребенка в возрасте не старше 5 лет, проезжающего со взрослым в поезде дальнего следования, если он не занимает отдельного места, оформляется проездной документ (билет).

Согласно УЖТ РФ в отличие от пассажира в поездах дальнего следования пассажир в поезде пригородного сообщения имеет право на возврат неиспользованного билета и получение полной стоимости проезда не во всех случаях отказа от поездки, а лишь в случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на час.

Согласно п. 28 Правил перевозки на ЖТ утерянный или испорченный пассажиром проездной документ (билет) на поезд дальнего следования не возобновляется, если он не может быть восстановлен или идентифицирован перевозчиком. Возврат средств, уплаченных за такой проездной документ (билет), не производится.

Восстановленный (вследствие утраты) проездной документ (билет) к переоформлению перевозчиком не принимается. При этом такой проездной документ (билет) должен быть принят перевозчиком к возврату <1>.

--------------------------------

<1> См.: решение Верховного Суда РФ от 21.02.2007 N ГКПИ06-1433 // Экономика железных дорог. 2007. N 10; Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2007 N КАС07-169 // Экономика железных дорог. 2007. N 11.

 

Согласно п. 30 Правил перевозки на ЖТ каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать при проезде 1 место. При наличии свободных мест пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места при условии оплаты их полной стоимости и оформления дополнительных проездных документов (билетов).

Проезд детей в возрасте до 10 лет в поездах дальнего следования без сопровождения взрослых не допускается, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений.

При проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда (п. 32 Правил перевозки на ЖТ).

Каждый пассажир имеет право при предъявлении проездного документа (билета) сдать за плату для перевозки багаж, а перевозчик обязан принять его и отправить ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа, грузобагажа (п. 41 Правил перевозки на ЖТ).

Дата отправления багажа, грузобагажа указывается перевозчиком в перевозочных документах при заключении договора перевозки (п. 48 Правил перевозки на ЖТ).

Перегрузка грузобагажа в пути следования и его переадресовка не допускаются.

До предъявления перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, перевозчику может быть предъявлена претензия в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, грузобагажа в течение 6 месяцев, а в случае просрочки доставки багажа и грузобагажа, задержки отправления или опоздания поезда - в течение 45 дней.

К претензии должны быть приложены подтверждающие ее документы.

Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить (в письменной форме) заявителя в течение 30 дней с даты получения претензии (п. п. 71, 72 Правил перевозки на ЖТ).

При возмещении ущерба стоимость багажа, грузобагажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичный товар.

Достаточно частыми нарушениями договора перевозки являются несвоевременная отправка транспортного средства и несвоевременное прибытие в пункт назначения.

За просрочку доставки багажа, грузобагажа перевозчик при их выдаче уплачивает пассажиру, получателю на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере 3% платы за перевозку багажа, грузобагажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа, грузобагажа.

Уплата штрафа за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, производится перевозчиком из расчета 3% стоимости проезда за каждый полный час задержки отправления или опоздания поезда. При этом задержка отправления или опоздание поезда менее чем на 1 час в расчет не принимаются (п. п. 74 - 76 Правил перевозки на ЖТ).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Права потребителей образовательных услуг | Права потребителей туристских услуг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.