КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Права потребителей образовательных услуг
Отношения по обучению, складывающиеся между гражданами и образовательными учреждениями, регулируются Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" <1>, Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <2>, гл. 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ. -------------------------------- <1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797. <2> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
Образовательные услуги - это элемент образовательной деятельности, имеющий особые цели и субъективный состав. Целями образовательных услуг являются передача знаний, умений, формирование профессиональных навыков и освоение их обучающимися. Субъектами образовательных услуг являются образовательные учреждения в лице преподавательского состава и обучающиеся, желающие получить образование того или иного уровня <1>. -------------------------------- <1> Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. 2009. N 3.
Специалисты выделяют ряд существенных характеристик (свойств) образовательных услуг исходя из их социальной сущности, в частности изменчивость, несохраняемость, непрерывность, адресность их оказания: 1) изменчивость качества образовательной услуги связана с тем, что на процесс оказания и получения услуги воздействует множество разных факторов, и в первую очередь профессионализм услугодателя. Кроме того, качество услуги может быть обусловлено и уровнем образовательных программ, организацией образовательного процесса, наличием необходимых материальных средств и др.; 2) несохраняемость образовательной услуги обусловлена как ее нематериальной формой, так и постоянно меняющимися условиями жизнедеятельности. Знания довольно быстро теряют свою актуальность, требуют постоянного развития и совершенствования; 3) оказание образовательной услуги представляет собой непрерывный, продолжительный процесс, который растягивается во времени от нескольких часов до нескольких лет; 4) адресность образовательной услуги обусловлена тем, что разного рода образовательные услуги обращены к разному кругу лиц, отличающихся возрастными, профессиональными и иными характеристиками <1>. -------------------------------- <1> Там же.
Образовательная услуга обладает также свойством неразрывности производства и потребления, так как оказание услуги и ее потребление являются одновременными процессами. Образовательные услуги не имеют материального результата, даже когда получение образования определенного уровня подтверждается выдачей документа (сертификата, свидетельства, диплома соответствующего образца). То, что в итоге получает лицо, завершившее обучение (выпускник), можно отнести к категории "нематериальные ценности", которые неотделимы от личности их носителя <1>. -------------------------------- <1> Кирилловых А.А. Платные образовательные услуги: проблемы правового регулирования // Налоги. 2011. N 9. С. 25 - 31.
Тезис о регламентации правоотношений возмездного оказания образовательных услуг нормами Закона "О защите прав потребителей" в настоящее время общепризнан. Согласно ст. ст. 45, 46 Закона "Об образовании" и ст. 29 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" любые общеобразовательные учреждения вправе предоставлять гражданам платные образовательные услуги, если это предусмотрено уставом и лицензией образовательного учреждения. В силу п. 2 ст. 779 ГК РФ правила главы "Возмездное оказание услуг" распространяются на услуги по обучению. В соответствии со ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (ст. ст. 702 - 729) и положения о бытовом подряде (ст. ст. 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Пункт 3 ст. 730 ГК РФ предусматривает, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Поэтому правомерным является вывод о том, что договор об оказании платных образовательных услуг - это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину-потребителю (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, и на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона "О защите прав потребителей" <1>. -------------------------------- <1> Дегтярев С., Дятлов Е. Судебная защита прав потребителей платных образовательных услуг // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 5.
В литературе выделяют общие критерии, по которым можно отграничить правоотношения возмездного оказания образовательных услуг, подпадающие под действие Закона "О защите прав потребителей", от правоотношений, не подпадающих в сферу регулирования данного Закона. 1. Возмездность оказания образовательных услуг. Согласно преамбуле Закона "О защите прав потребителей" под исполнителями в Законе понимаются лица, "выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору". 2. Субъектный состав. На стороне заказчика должно выступать физическое, а не юридическое лицо, так как в Законе "О защите прав потребителей" под потребителем понимается исключительно гражданин, а не какой-либо иной субъект права. На стороне же исполнителя согласно преамбуле Закона должны выступать юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель. 3. Цель потребителя - заказчика услуг. Образовательные услуги должны быть заказаны "исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". Применение этого критерия может вызвать на практике наибольшие сложности. При получении лицом дошкольного образования, а также среднего (полного) общего образования сомнений в направленности этих действий на удовлетворение личных потребностей заказчика не возникает. При освоении же лицом профессиональных образовательных программ в рамках получения начального, среднего, высшего или послевузовского профессионального образования цели заказчика могут быть самыми различными <1>. -------------------------------- <1> Белозеров А., Пастухов И. Платное образование и законодательство о защите прав потребителей // Российская юстиция. 2003. N 12.
Например, для осуществления частной детективной деятельности гражданин должен либо иметь юридическое образование, либо пройти "специальную подготовку для работы в качестве частного сыщика" (ст. 6 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <1>). А обязательным требованием к руководителю охранного предприятия является наличие у него высшего образования (ст. 12 Закона). Прохождение гражданином специальной подготовки, видимо, нельзя рассматривать как получение образовательных услуг для личных, бытовых целей. -------------------------------- <1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888.
Поэтому при получении профессионального образования гражданин далеко не всегда вправе рассчитывать на то, что его отношения с образовательной организацией (исполнителем) подпадут под действие Закона "О защите прав потребителей". При заключении индивидуальным предпринимателем договора с исполнением третьему лицу возможность применения законодательства о защите прав потребителей будет зависеть от целей, преследуемых предпринимателем. Что же касается заключения образовательного договора гражданином, не осуществляющим предпринимательской деятельности, в пользу либо с исполнением другому физическому лицу (как правило, этих лиц связывают родственные или семейные отношения), то такие правоотношения по общему правилу будут регулироваться законодательством о защите прав потребителей. Родственник, супруг обучающегося приобретают образовательные услуги исключительно для личных, семейных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. То обстоятельство, что они сами не являются обучающимися, не "потребляют" данные услуги, не должно ущемлять их права как потребителей. Ведь права потребителя - покупателя детской игрушки, заказчика работы по изготовлению детской кровати - не зависят от того, приобретает ли заказчик соответствующий товар (работу) для своего личного использования или для использования членами своей семьи, иными лицами <1>. -------------------------------- <1> Белозеров А., Пастухов И. Указ. соч.
Закон "О защите прав потребителей" не распространяется на правоотношения, в которых заказчиком выступает работодатель, оплачивающий повышение квалификации своих работников. Ведь работодатель в этом случае не является потребителем, т.е. "гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". Между тем гражданин, использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, признается потребителем вне какой-либо связи с фактом их оплаты <1>. -------------------------------- <1> См.: Батрова Т.А. Гражданско-правовые аспекты оказания образовательных услуг // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2009. N 4.
С практических позиций это позволяет студенту, обучающемуся даже за счет средств частного заказчика, выступать в качестве стороны по делу о ненадлежащем качестве оказанной учебным заведением образовательной услуги. Аналогичным образом будет вправе поступить выпускник образовательного учреждения, обучавшийся за счет соответствующего бюджета. Поэтому представляется возможным применение положений Закона "О защите прав потребителей" в защиту прав конкретного работника - потребителя образовательной услуги, который в отличие от своего работодателя (заказавшего обучение сотрудника) имеет намерение приобрести и использовать полученные знания исключительно для личных целей, не связанных с осуществлением им самим предпринимательской деятельности <1>. -------------------------------- <1> См.: абз. 2, 3 разд. I разъяснений "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей", утв. Приказом МАП России от 20.05.1998. N 160 (в ред. от 11.03.1999) // Российская газета. 1999. N 5 - 6.
Регламентацию вопросов предоставления образования на платной основе закрепляют Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 <1>), которые распространяются: -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3016.
а) на государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного и общего образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством РФ платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; б) на государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством РФ платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; в) на научные организации, оказывающие в установленном порядке потребителю платные образовательные услуги по реализации образовательных программ послевузовского профессионального образования; г) на негосударственные образовательные организации, осуществляющие платную образовательную деятельность, в том числе обучение в пределах государственных образовательных стандартов; д) на граждан, оказывающих в качестве индивидуальных предпринимателей платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ. Перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления, как правило, указываются в уставе образовательной организации. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными (муниципальными) образовательными организациями, относятся: 1) обучение по дополнительным образовательным программам; 2) преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; 3) репетиторство; 4) занятия по углубленному изучению предметов; 5) подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся; 6) другие услуги. Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах. Привлечение на эти цели средств потребителей не допускается. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Исполнитель обязан обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг. Если образовательная организация имеет свидетельство о государственной аккредитации, то услуги оказываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ГОС) и федеральными государственными требованиями. В письме Минобразования России от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09 <1> даны методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования. Приказом Минобразования России от 28.07.2003 N 3177 <2> утверждена примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования. -------------------------------- <1> Официальные документы в образовании. 2002. N 32. <2> БНА ФОИВ. 2003. 22 декабря. N 21.
По договору возмездного оказания образовательных услуг администрация образовательной организации является исполнителем, а студент (родитель, законный представитель) - заказчиком образовательной услуги. При этом студент (родитель, законный представитель) является потребителем образовательных услуг. Поэтому на него в полной мере распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей. Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Исполнитель обязан также предоставить для ознакомления по требованию потребителя: а) устав образовательной организации, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении; б) лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса; в) адрес и телефон учредителя (учредителей); г) образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг; д) основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору; е) дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя; ж) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения. Процесс заключения договора возмездного оказания образовательных услуг состоит из следующих стадий: 1) предварительные переговоры о заключении договора и согласование воли субъектов; 2) подача абитуриентом заявления о допуске к вступительным испытаниям; 3) проведение вступительных испытаний и конкурса по их результатам (в случае если количество мест приема меньше количества поданных заявлений); 4) оформление договора <1>. -------------------------------- <1> Ершов В.С. Гражданско-правовая природа договора на оказание платных образовательных услуг в вузе: вопросы теории и практики // Российский судья. 2010. N 7. С. 11 - 14.
Если потребитель образовательных услуг не достиг 18-летнего возраста, то договор на оказание платных образовательных услуг он вправе подписать лишь при наличии письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (ст. 26 ГК РФ). К существенным условиям договора на оказание вузом образовательных услуг, в частности высшим учебным заведением, относятся: 1) предмет; 2) срок обучения; 3) размер платы за обучение и порядок осуществления расчетов; 4) ступени и формы получения образования; 5) вид документа об образовании; 6) условия расторжения договора; 7) ответственность сторон <1>. -------------------------------- <1> Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование высшего профессионального образования // Законодательство в сфере образования: обеспечение частных и публичных интересов: Материалы научно-практической конференции (Москва, 11 апреля 2007 г.). М., 2007. С. 76.
В договоре на оказание образовательных услуг от заказчика требуется совершение ряда активных действий (посещение лекций, семинаров, выполнение учебного плана и т.д.). Правила оказания платных образовательных услуг возлагают на образовательную организацию обязанность заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу. По общему правилу образовательная организация не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами (п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг). Особой проблемой являются факты нарушений прав заказчиков услуг и обучающихся, которые неоднократно фиксировались контролирующими органами. Ведь, как справедливо указывается исследователями, заключению договора на платные образовательные услуги в сфере общего образования не может предшествовать какой-либо конкурсный отбор обучающихся-потребителей <1>. -------------------------------- <1> Рожков А.И. Договор оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования: Автореф.... дис. к.ю.н. М., 2008. С. 10 - 11.
Обязанность образовательной организации оказать образовательную услугу связывается только с наличием возможности ее оказать в натуре, установление иных ограничений (обстоятельств) не может рассматриваться как соответствующее закону. Следовательно, не может оказываться и предпочтение одному потребителю перед другим. Налицо публичный характер такого договора и вытекающие из него соответствующие обязанности образовательной организации. Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, которые указаны в договоре. При этом потребителю выдается документ, подтверждающий оплату образовательных услуг (счет и кассовый чек). Стоимость образовательных услуг в законодательном порядке не определена и устанавливается каждым учебным заведением самостоятельно исходя из уровня и качества образовательных услуг <1>. Она может быть определена тремя способами: -------------------------------- <1> Письмо Министерства экономики РФ от 05.04.1999 N 7-339 "Об оплате обучения в высших учебных заведениях".
1) закреплением ее размера в договоре; 2) закреплением в договоре способа определения цены; 3) сметой (приблизительной или твердой). Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем. В силу публичности договора на оказание образовательных услуг его цена должна быть одинаковой для всех обучающихся, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Сумму платы за обучение определяет сама образовательная организация. Между тем исполнение любого договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (ст. 424 ГК РФ <1>). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Как правило, образовательные организации составляют смету на оказание образовательных услуг, предусмотренных договором. Потребитель вправе потребовать предоставления такой сметы, которая становится частью договора. Следует знать, что пересдача экзаменов и зачетов не подлежит дополнительной оплате. Это дополнительная услуга, которая может быть оказана только по согласию заказчика (п. 3 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей"). Письмом от 16.12.1998 N 01-50-205ин/32-03 <1> Министерство образования РФ указало, что учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, включают ликвидацию академической задолженности, пересдачу экзаменов и зачетов. Поэтому смета на образовательные услуги, предусмотренная договором (п. 1 ст. 33 Закона "О защите прав потребителей"), должна включать плату за пересдачу экзаменов и зачетов, а следовательно, за данные мероприятия нельзя взимать дополнительную плату со студентов. -------------------------------- <1> Вестник образования РФ. 1999. N 4.
Согласно п. 19 Правил оказания платных образовательных услуг потребитель услуг может потребовать составления сметы. Но так как договор на оказание образовательных услуг является договором присоединения, то в связи с этим заказчик не вправе настаивать на выдаче ему сметы. Цена за предоставление образовательных услуг должна быть одинаковой для всех обучающихся, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. На практике же встречаются случаи, когда, например, высшие учебные заведения отличникам предоставляют льготы по оплате обучения. Бесспорно, подобная практика стимулирует обучающихся к приобретению отличных знаний, но ее необходимо легализовать в соответствии с правилами п. 2 ст. 426 ГК РФ <1>. -------------------------------- <1> Потапенко В.С. Гражданско-правовые элементы в системе регулирования услуг в сфере образования // Журнал российского права. 2008. N 11.
Аналогично должен быть решен вопрос и в отношении категории социально незащищенных лиц (например, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и т.д.). Как правило, уставы образовательных организацией (в частности, вузов) и договоры на оказание образовательных услуг не предусматривают оснований ответственности вуза за некачественное исполнение им своих обязательств по договору. К таким основаниям в литературе относят: 1) методическую и научную несостоятельность лиц профессорско-преподавательского состава; 2) замену лиц педагогического состава на специалистов ниже той квалификации и того образовательного уровня, которые установлены при заключении договора; 3) отмену и замену установленных учебным планом и расписанием занятий; 4) сокращение времени обучения и содержания учебных программ; 5) нарушение требований государственного образовательного стандарта при осуществлении образовательной деятельности; 6) приостановление образовательной деятельности вуза в связи с отзывом лицензии; 7) лишение вуза государственной аккредитации; 8) ликвидацию вуза по решению суда при осуществлении образовательной деятельности без лицензии и т.д. <1>. -------------------------------- <1> Там же.
Кроме того, в литературе выделяют наиболее типичные нарушения требований законодательства, встречающиеся в договорах об оказании платных образовательных услуг, которые сводятся к следующему. 1. Ограничение права потребителей на отказ от исполнения договора в любое время и без обоснования причин. 2. Включение в договор условия, по которому исполнитель в случае отказа от исполнения договора по инициативе потребителя (причины могут быть любые) имеет право не возвращать денежные суммы, уплаченные потребителем за образовательные услуги, либо возвращать их со значительными удержаниями, а также условия об установлении штрафа за такой отказ. 3. Включение в договор права исполнителя в одностороннем порядке расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг потребителем, а также отчисления обучающегося за неуспеваемость. 4. Установление отдельной платы за пересдачу экзаменов, контрольных и курсовых работ, зачетов, итоговую аттестацию. 5. Включение в договор условия о выплате безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения (помимо платы за обучение). 6. Установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения <1>. -------------------------------- <1> Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования. М.: Омега-Л, 2008.
Такой же примерный перечень нарушений при заключении договоров на оказание платных образовательных услуг в свое время нашел отражение в письме Минобразования России от 19.01.2000 N 14-51-59ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг" <1>. -------------------------------- <1> Бюллетень Минобразования России. 2000. N 4.
Гражданское законодательство РФ допускает возможность отказа от договора и расторжения договорного обязательства. В договоре на оказание образовательных услуг отказ от договора и расторжение договорного обязательства обусловлены спецификой отношений, возникающих между образовательной организацией и обучающимся, которая заключается в том, что договор не может быть исполнен образовательной организацией без встречных действий со стороны студента. Поэтому в договоре, как правило, указываются основания расторжения договора в одностороннем порядке. Учебное заведение может расторгнуть договор в одностороннем порядке в связи с невыполнением учебного плана студентом. В данном случае имеет место не ограничение права на образование, а санкция за неисполнение обучающимся принятых на себя в добровольном порядке обязательств по соблюдению правил обучения. Согласно п. 22 Правил оказания платных образовательных услуг при обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказании их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, потребитель вправе по своему выбору требовать: безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором; соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами. Кроме того, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных образовательных услуг не устранены исполнителем либо имеют существенный характер. Помимо этого, если исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору: назначить исполнителю новый срок, в течение которого он должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг; поручить третьим лицам оказать образовательные услуги за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг; расторгнуть договор. Также потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания образовательных услуг, а также в связи с недостатками оказанных образовательных услуг. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных образовательных услуг не устранены исполнителем. Следует знать, что в соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В данном случае право потребителя на односторонний отказ от исполнения договора предусмотрено п. 1 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей". Негосударственная образовательная организация вправе взимать плату со студентов за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. Взаимоотношения негосударственной образовательной организации и студента, его родителей (законных представителей) также регулируются договором. В нем обычно определяются уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательной организации государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательной организации, иные условия. Статус студента негосударственной образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, приравнивается к статусу студента государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением права на получение государственной стипендии. В свою очередь, статус студента негосударственной образовательной организации, не имеющей государственной аккредитации, определяется уставом этой организации. Все эти правоотношения прежде всего регулируются заключенным договором. Это характерно для отношений студента с негосударственной образовательной организацией, в которой он обучается на платной основе. Защита прав обучающихся. Обучающиеся являются субъектами образовательного процесса и имеют право получать образование в доступной форме, обеспечивающей максимально эффективное восприятие учебной информации. Такое обучение отвечает интересам и потребностям студентов. Однако студент не всегда может рассчитывать на высокий уровень преподавания отдельных дисциплин, а в некоторых случаях сталкивается с грубым и предвзятым отношением преподавателя. Нередко непристойное поведение преподавателя выражается в эмоциональном давлении на обучающегося. Защита студентов в учебном процессе. Важно помнить, что преподаватель, допускающий применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, может быть уволен (подп. 2 п. 4 ст. 56 Закона об образовании). Физическое насилие - это не только преднамеренное нанесение физических повреждений, но и любое применение физической силы. Факт применения физического насилия может быть установлен не только по внешнему виду обучающегося и наличию на его теле повреждений, но и по его психическому состоянию (так, например, синяков или ушибов может и не быть, но само состояние ребенка свидетельствует о том, что его били). Формами психического насилия являются: угрозы в адрес обучающегося; преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративное негативное отношение к обучающемуся и т.д. Если преподаватель ущемляет личность студента, на это могут быть свои мотивы. Каждый случай негативного отношения к студенту со стороны преподавателя подлежит отдельному учету. Особенно ярко противоречия между студентом и преподавателем могут проявляться на экзаменах или зачетах. Однако как быть, если, по мнению обучающегося, преподаватель по крайней мере необъективен или относится к студенту предвзято, что отражается на итоговой оценке по предмету? Причин может быть несколько: либо преподаватель намекает на решение проблемы за материальное вознаграждение, либо у преподавателя присутствует личная неприязнь к студенту. В первом случае действия преподавателя подпадают под состав уголовного преступления (вымогательство). Студент вправе обратиться с заявлением к администрации образовательной организации, прокуратуру или полицию. Во втором случае решением проблемы могут быть сдача экзамена (зачета) другому преподавателю либо прохождение компьютерного тестирования, что, как правило, используют студенты. Все чаще образовательные организации практикуют проведение экзаменов или зачетов в форме тестирования. Студент может сдать экзамен другому преподавателю, комиссии преподавателей. Ответственность за некачественное образование. Интересы в сфере образования имеют публичную основу. Поэтому это интересы государственные. Однако обучающиеся имеют право на получение качественного образования, и, если подготовка выпускников образовательной организацией оказалась некачественной, органы управления образованием вправе предъявить такой образовательной организации иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях. Основанием для предъявления такого иска является приостановление действия государственной аккредитации образовательной организации или лишение ее государственной аккредитации. Студентам, обучающимся с полным возмещением затрат в государственной образовательной организации, гарантируется право на перевод. Вместе с тем обучающимся в негосударственных образовательных организациях законодательство не позволяет обеспечить такое право. Их статус значительно отличается от статуса студентов государственных образовательных организаций. Должностные лица образовательных организаций несут ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха студентов в соответствии с законодательством РФ и уставом данной образовательной организации. Между тем студенты, обучающиеся по договорам с полным возмещением стоимости их обучения, получают образовательные услуги, поэтому на них в полной мере распространяется законодательство о защите прав потребителей. Исполнители (как юридические лица, так и граждане - индивидуальные предприниматели) за нарушение прав потребителей несут установленную законами (иными нормативными правовыми актами РФ) гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 43 Закона "О защите прав потребителей"). Права на защиту студентов, обучающихся на платной основе, регулируются договором, заключаемым между таким студентом (его родителем, законным представителем) и образовательной организацией. Образовательное законодательство исходит из того, что вопросы, связанные с некачественным образованием, возможностью компенсации убытков обучающихся, их перевода в другое образовательное учреждение, предусматриваются договором о платном обучении. Поэтому важно обращать внимание на содержание договора, поскольку в нем стороны определяют меры своей взаимной ответственности за нарушение принятых на себя обязательств. При наличии соответствующих условий студент вправе потребовать от образовательной организации их исполнения. К правовым отношениям, возникающим в связи с оказанием платных образовательных услуг, как правило, применяются меры гражданско-правовой ответственности и лишь в отдельных случаях - меры административной ответственности. Как следует из Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ от 01.07.1996 N 6/8 <1> (п. 10), в состав реального ущерба, который был причинен соответствующему лицу нарушением его прав, включаются убытки, связанные с утратой или повреждением имущества, а также фактические и будущие расходы. -------------------------------- <1> Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
Формы защиты прав. Предусмотрены два основных варианта защиты прав потребителей: 1) досудебная защита; 2) защита (восстановление) нарушенных прав в суде. Досудебная защита (восстановление) нарушенных прав заключается в том, что потребитель до обращения в суд может урегулировать все возникшие спорные вопросы, предъявив свои требования непосредственно исполнителю, либо обратиться в соответствующие (внесудебные) органы и организации, уполномоченные рассматривать вопросы о защите прав потребителей. При этом в договоре должна быть не просто сделана ссылка на досудебный порядок урегулирования споров, а конкретно указаны вид и условия оформления документа (как правило, это претензия), в котором будут излагаться требования стороны, чьи права нарушены (не соблюдены), сроки рассмотрения требований и иные необходимые для сторон договора условия. Вполне возможно, что исполнитель согласится удовлетворить эти требования добровольно, без разрешения спора в суде, что позволит прежде всего сэкономить время. Досудебный порядок урегулирования возникших споров важен, поскольку отказ исполнителя от добровольного удовлетворения требований потребителя может, во-первых, послужить в суде дополнительным основанием для возмещения морального вреда, а во-вторых, повлечь для исполнителя неблагоприятные последствия в виде уплаты штрафа. Студент-потребитель может непосредственно в письменной форме (например, в виде претензии) обратиться к исполнителю (руководителю образовательной организации) или ее уполномоченному представителю с просьбой об удовлетворении его требований. По спорам о расторжении договора на оказание образовательных услуг в связи с академической неуспеваемостью обучающегося судебная практика складывается однозначно: суды признают право образовательных учреждений на односторонний отказ от договора. Однако нередко данное право они обосновывают положениями не только ст. 310 ГК РФ, но и п. 2 ст. 782 ГК РФ <1>. -------------------------------- <1> Кванина В.В. Договор на оказание вузом образовательных услуг // Закон. 2007. N 4.
Обучающийся, так же как и учебное заведение, может в одностороннем порядке расторгнуть договор на оказание образовательных услуг. В качестве основания отказа от договора могут выступать как субъективные, так и объективные причины (например, невыполнение учебного плана образовательным учреждением). В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, непосредственно осуществляющим государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей, является Роспотребнадзор. Поэтому конкретные требования претензии студентов-платников могут быть обращены непосредственно в этот государственный орган. В структуру Роспотребнадзора входит Управление защиты прав потребителей. Местом расположения Роспотребнадзора является г. Москва. Потребитель может непосредственно обратиться за разрешением своих проблемных вопросов, соблюдением установленного порядка обращения на официальный сайт Роспотребнадзора: http://www.rospotrebnadzor.ru. На данном сайте размещено много полезной для потребителей информации, а также указаны адреса и телефоны территориальных органов Роспотребнадзора в субъектах РФ, министерств и ведомств. Необходимо упомянуть еще об одном федеральном уполномоченном органе исполнительной власти РФ, осуществляющем контрольно-надзорные функции, - это Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Рособрнадзор не уполномочен непосредственно осуществлять защиту субъективных прав потребителей платных образовательных услуг, но реагирование на возникающие нарушения и принятие в связи с этим возможных мер по защите гражданских (конституционных) прав потребителей в области образования входят в сферу его компетенции. Рособрнадзор находится в ведении Министерства образования и науки РФ и наделен, в частности, следующими полномочиями: осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики; осуществляет контроль и надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; на основаниях и в порядке, которые установлены законодательством РФ, осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования); подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по обращениям решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок; взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; осуществляет в установленном порядке проверку деятельности образовательных учреждений и научных организаций. Рособрнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции; пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |