Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концептуальные модели прав человека




В белорусском обществе сформировались две основные модели преподавания прав человека: позитивная и естественно-правовая. Преобладающее влияние на общественное сознание и процесс преподавания прав человека оказывает первая концепция. Она исходит из того, что права человека являются результатом признания и охраны государством прав, зафиксированных в национальных и международных документах, имеющих нормативную, то есть обязательную силу. Это, по существу, «права для человека»,

В данном случае права человека отождествляются с субъективными юридическими правами. Правоведы определяют их как «предоставленную субъекту прав юридическими нормами в целях удовлетворения его интересов меру возможного (дозволенного) поведения в правоотношении, обеспеченную корреспондирующей обязанностью другого субъекта правоотношения и гарантированную государством»[112].

Естественно-правовая концепция рассматривает права человека как неотъемлемое, атрибутивное свойство личности, без которого человек не может раскрыть и применить свои творческие способности, стать активным и самостоятельным участником исторического развития. Права человека многообразны, так как отражают многогранную природу человека как биологического, социального и духовного существа. Именно они и являются «неотъемлемыми правами самого человека».

В итоге преподавание прав человека стало составной частью системы образования и дает знания о сущности прав человека, их роли в развитии личности, общества и человечества, которые, в свою очередь, способствуют формированию личных убеждений.

При этом содержание преподавания прав человека в первую очередь зависит от определения того, что является источником прав человека: его природа, жизненные потребности или же государство, межправительственные соглашения по вопросам защиты прав человека. Если верно первое утверждение, то не только национальные законы, но и международные документы являются не источником прав человека, а юридической формой их выражения и закрепления. Право следует рассматривать как право личности, государство же должно соблюдать и оберегать это право. В этом случае право государства производно от прав человека. Следует также учитывать, что права человека неизбежно затрагивают область политики. Поэтому преподавание прав человека должно включать изучение международных соглашений и конвенций, которые обеспечивают международную защиту прав человека.

Белорусский опыт обучения правам человека включает в себя вклад ряда высших учебных заведений в реализацию программы обучения правам человека ООН.

Так, в Республиканском институте высшей школы (РИВШ) БГУ накоплен существенный опыт проведения курсов, семинаров, конференций. В РИВШ читаются лекции и спецкурсы по вопросам прав человека на всех кафедрах уже с 1993 года. В 1995 г. Министерство образования и науки Республики Беларусь утвердило подготовленную профессором Гусевым А.Д. программу нового учебного курса «Правоведение. Философия прав человека» для вузов в качестве типовой программы, а в августе 1996 г. – программу «Основы правовых знаний» для X – XI классов общеобразовательной школы республики, в которой впервые в этом курсе центральное место заняла проблема прав человека и гражданина.

В 1995 – 1996 гг. проведены мероприятия, рекомендации которых были использованы в целях становления республиканской системы образования правам человека. В их числе:

- подготовлен и выпущен методический бюллетень «Проблемы преподавания прав человека»; проведен республиканский научно-методический семинар «Преподавание прав человека в высших учебных заведениях: проблемы и перспективы» (сборник материалов семинара был подготовлен и издан); проведены двухнедельные курсы «Права человека: история, теория и практика» (60 часов) для преподавателей вузов и средних учебных заведений, «круглые столы» «Права человека на жизнь и безопасность в Беларуси» и «Права человека на свободу и собственность»;

- при участии экспертов Совета Европы подготовлен и проведен Международный научно-методический семинар «Национальный и международный опыт в области преподавания прав человека и гражданского образован». В нем приняли участие более 60 человек (преподаватели вузов, сотрудники научных учреждений, учителя школ, педагогических училищ, работники Министерства образования и науки республики, представители общественных организаций и т.д.). Сборник материалов Международного семинара был издан в начале 1997 г.

С 1997 г. начал работать постоянно действующий научно-методический семинар «Преподавание прав человека в Беларуси» для преподавателей высших и средних учебных заведений, а с 1998 г. – двухнедельные курсы «Права человека».

Курсы и семинары постоянно проводились в период с 1998 по 2005 гг. К чтению лекций приглашались авторитетные специалисты в этой области знаний: Гусев А.Д., доктор философских наук, профессор РИВШ; Божанов В.А., доктор исторических наук, профессор; Смагина Л.И., доцент Национального института образования, автор данной монографии, другие[113]. Они содействовали повышению научно-методического уровня преподавателей спецкурсов «Права человека и права ребенка», действующих в высших и средних специальных учебных заведениях республики, овладение ими передовым опытом преподавания.

В 2000 г. Министерство образования Республики Беларусь утвердило в качестве типовой учебную программу для высших учебных заведений «Права человека», подготовленную профессором РИВШ Гусевым А.Д. и профессором Яскевич Я.С. Учебная программа основана на образовательном стандарте, разработанном на кафедре философии и культурологии, и могла была использована с учетом профиля высшего учебного заведения.

РИВШ уделяет большое внимание подготовке и проведению научно-практических конференций. Так, в ноябре 1998 г. проведена Международная научно-практическая конференция «Всеобщая Декларация прав человека: права человека и гуманизация образования в Республике Беларусь», на которой были проанализированы первые итоги деятельности в высших учебных заведениях спецкурсов по правам человека, выработаны рекомендации на ближайшую перспективу, направленные на дальнейшую гуманизацию системы образования с учетом требований Всеобщей декларации прав человека[114]. В 2000 г. состоялась Международная научно-практическая конференция на тему «Проблемы прав человека в структуре и содержании профессионального образования». Ее участники рассмотрели методологические, методические и организационные вопросы преподавания прав человека в высших и средних учебных заведениях Беларуси и ряда зарубежных стран, проанализировали национальный и международный опыт образования в области прав человека[115]. В 2004 г. проведена Международная научно-практическая конференция по проблеме «Десятилетие образования правам человека Организации Объединенных Наций: белорусский и международный опыт»[116]. В сборнике материалов конференции анализируется белорусский и международный опыт преподавания прав человека, прав ребенка, говорится о проблемах и перспективах дальнейшего развития образования в области прав человека в Беларуси, а также о связи рассматриваемых вопросов с формированием идеологии белорусского государства. Материалы конференции оказались полезными для преподавателей высших учебных заведений, студентов, практических работников системы образования республики.

Значительный вклад в реализацию программы Десятилетия образования в области прав человека ООН внесен Брестским государственным университетом имени А.С.Пушкина. Так, еще до принятия резолюции ООН в апреле 1994 г. началось преподавание спецкурса «Права человека» на историческом факультете Брестского пединститута (в настоящее время госуниверситета). В результате Брестский госуниверситет оказался среди высших учебных заведений республики первопроходцем в этом деле. В течение 1994 – 1997 гг. была сформирована система спецкурсов, действующих на восьми факультетах. Спецкурсы «Права человека» стали составной частью учебного процесса университета. Проведенный научно-педагогический эксперимент по формированию системы спецкурсов был использован при принятии решений Министерством образования республики в 1998 году по введению обязательных спецкурсов в систему высшего образования.

В Брестском государственном университете были проведены: Республиканская научно-практическая конференция «Права человека в Республике Беларусь: механизмы защиты и реализации, проблемы преподавания» (1996 г.); Международная научно-практическая конференция «Права человека: ООНовское измерение и их реализация на рубеже XXI века» (1998 г.); первая республиканская студенческая научно-практическая конференция «Права человека: императив общественного развития демократии и гуманизма» (1999 г.); республиканская научно-теоретическая конференция на тему «Наследие академика Сахарова в области прав человека и белорусская перспектива (2001 г.). В рамках проведенных конференций обсуждались проблемы преподавания прав человека, прав ребенка. Рекомендации, принятые по их итогам, изданные материалы конференций в определенной степени содействовали становлению и развитию системы образования. Были подготовлены и проведены заседания «круглых столов» на темы: «Конституция Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях граждан» (1997 г.); «Уполномоченный по правам человека – важнейшее звено в национальной системе защиты прав человека» (2000 г.), «Десятилетие образования правам человека ООН: местный и республиканский опыт (2004 г.) и «Экологические, социальные и культурные права: состояние, развитие, перспектива» (2005 г.).

Материалы проведенных научно-практических конференций, «круглых столов» и семинаров изданы[117].

В меру своих сил и возможностей автор монографии старался содействовать реализации программы обучения правам человека, ее научно-методическому обеспечению. Так, являлся инициатором и организатором спецкурсов по изучению прав человека, проведенных конференций. Об итогах работы спецкурсов по изучению прав человека в Брестском государственном университете имени А.С.Пушкина дважды информировал на заседании Коллегии Министерства образования (1996, 1998), во время парламентских слушаний по проблемам прав человека, состоявшихся 23 июня 1998 г. По приглашению выступал с лекциями по правам человека в РИВШе и в Военной Академии Республики Беларусь, Гродненском аграрном университете, Барановичском высшем государственном университете и других вузах республики. Об опыте преподавания прав человека выступал с докладами на научно-практических конференциях и международных семинарах, проведенных в последние пять лет в городах: Москва, Киев, Франкфурт-на-Майне, Львов, Минск, других.

Определенный вклад в реализацию программы Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций внесли и другие высшие учебные заведения республики. Так, значительная работа проведена в период с 1998 г. по 2004 г. в Барановичском педколледже. Здесь работа складывалась по следующим направлениям:

Первое – создание информационного банка данных. Создана картотека газетно-журнальных статей белорусских, российских изданий; собраны материалы конференций по проблемам прав человека и прав ребенка, а также учебно-методические пособия. Имеются тексты нормативно-правовых актов по правам человека и по правам ребенка как международного, так и национального уровня

Второе направление – проведение конференций и семинаров по проблемам прав человека и прав ребенка. Для этого использовались не только собственные возможности, но и потенциал других учебных заведений и специалистов в данной области знаний. Так, в преддверии 50-летия Всеобщей декларации прав человека была проведена региональная научно-практическая конференция, по материалам которой был издан сборник «Всеобщая декларация прав человека на рубеже XX – XXI веков». В ноябре 1999 г. состоялся республиканский семинар «Защита прав ребенка», посвященный 10-летию Конвенции ООН о правах ребенка.

Третьим направлением являлась исследовательская работа студентов в области прав человека. Темами исследования стали: «Проблемы и перспективы прав человека в Республике Беларусь», «Проблемы преступности детей в РБ», «Права и обязанности человека глазами студентов», «Отношение студентов к изучению спецкурса «Права человека». Работы студентов опубликованы в сборнике студенческих работ Барановичского колледжа. Студенты активно участвовали в работе других научных форумов, к примеру, в проведенной в мае 1999 г. в Брестском государственном университете Республиканской студенческой конференции «Права человека – императив общественного развития, демократии и гуманизма»[118].

В Брестском техническом университете сформирована и действует группа преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по правам человека. Здесь широко применяются разнообразные формы работы со студентами: написание сообщений, выполнение контрольных работ, привлечение к активному участию на семинарских занятиях и другие. В университете постоянно проводится презентация учебно-методической литературы по правам человека. В декабре 2004 г. с активным участием кафедры социально-политических и исторических наук прошло заседание «круглого стола» с обсуждением итогов выполнения программы Десятилетия образования правам человека ООН.

В рассматриваемый период времени накоплен опыт постановки образования правам человека Белорусским государственным университетом. В БГУ еще в 1996 г. на кафедре политологии утверждается программа спецкурса «Права человека», представленная профессором Белякович Н.Н. На высоком научно-методическом уровне проводятся занятия по правам человека со студентами Международного гуманитарно-экономического института, институтов парламентаризма и правоведения. Занятия проводят известные в республике специалисты: Божанов В.А., доктор исторических наук, профессор; Евменов Л.Ф., член-корреспондент НАН Беларуси; Симоновский С.И., доцент БГУ; Сачук И.А., доцент Мозырьского педуниверситета, другие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.