Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Гражданские права




Методические рекомендации к чтению лекции

Лекция 1. Современные представления и структура прав человека

Методика лекционного курса

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

 

По данной проблеме имеются различные подходы. Так, французский ученый К.Васак выдвинул концепцию трех поколений прав человека[127]. Профессор Боссюйит доказывает, что между экономическими социальными и культурными правами с одной стороны, и гражданскими, политическими правами, с другой стороны, имеют место глубокие различия[128]. Нам ближе позиция Катрин Лялюмьер, которая при открытии Межрегиональной встречи «Права человека на заре XXI века» в январе 1993 года как бы отвечая М.Боссюйиту, заявила: «Можно сожалеть, что разделение прав человека на два международных пакта является разделением искусственным и вызывающим сожаление»[129].

Современная структура прав человека базируется прежде всего на такихдокументах ОрганизацииОбъединенных наций, как Всеобщая декларация прав человека, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный Пакт о гражданских и политических правах. Они предполагают рассмотрение прав человека в их единстве, выделяя следующие группы прав человека: гражданские; политические права и свободы; экономические, социальные и культурные права. Все это и определяет структуру лекции по данной проблеме.

Сохраняя последовательность изложения лекции, необходимо привлечь внимание к следующим основополагающим моментам.

1.1. Право на жизнь излагать в тесной увязке с проблемой отмены смертной казни. Автор разделяет при этом позицию тех исследователей, которые считают эту проблему в высшей степени актуальной и для Беларуси, и для современного мира[130]. Вместе с тем необходимо привлечь внимание слушателей к тому, что современное понимание права на жизнь должно включать в себя право на здоровую окружающую среду, предполагать обязанность государства не допускать экологических катастроф, а также и то, что с этой проблемой тесно связаны проблемы абортов, эвтаназии и другие[131].

1.2. Право на достоинство является в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека основополагающим в структуре прав человека. При рассмотрении этого вида гражданских прав желательно привлечь материал «Европейский опыт достоинства», опубликованный в учебном пособии В.М. Капицына «Права человека и механизмы их защиты»[132], монографии Евменова Л.Ф. «Международная идеология прав человека: проблемы – решения»[133].

1.3. Право на свободу. Необходимо привести одно из определений свободы, показать на примерах жизни общества роль свободы. Вместе с тем подчеркнуть, что утверждение в обществе свободы, в том числе и политической, предполагает высокую степень ответственности перед обществом и людьми. Ответственность олицетворяет единство, стабильность, причастность и традиционность. Подлинная свобода состоит в том, чтобы «ты всегда относился к человеку в своем лице и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»[134].

1.4. Право на безопасность и личную неприкосновенность излагается в соответствии с Декларацией ООН о защите всех лиц от пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В лекции необходимо привлечь внимание слушателей не только к практике применения пыток – распространенному явлению XXI века, – но и к тому, что обеспечение неприкосновенности личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от любых иных незаконных посягательств. Также необходима охрана законом неприкосновенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений, указание на важность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных и общественных органов.

1.5. Право на свободу убеждений и совести реализуется в обществе и государстве при следующих условиях. В уголовном кодексе, других законах любой страны должно быть четко сформулировано: уголовное преследование за убеждения и связанные с убеждениями ненасильственные действия недопустимы. Инакомыслящие нужны обществу[135]. Государство не должно быть атеистическим. Вместе с тем, не должно быть и практики насильственного принуждения к религии. С мыслью можно и нужно бороться только мыслью.

1.6. Право на создание семьи. Уместна ссылка на Международный пакт о гражданских и политических правах, где записано: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». Принципиально также важно соблюдать принцип воссоединения семей.

1.7. Право на гражданство. В статье 15 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Каждый человек имеет право на гражданство» и «Никто не может произвольно лишить своего гражданства или права изменить свое гражданство». Право на гражданство, зафиксированное в международных документах, находится в явном противоречии с практикой стран с тоталитарным и авторитарным режимами власти, которые нередко лишают гражданства лиц, неугодных властям. Так, к примеру лишили гражданства писателя А.И.Солженицына (1974 г., СССР).

1.8. Право на презумпцию невиновности. Оно закреплено в статье 11 Всеобщей декларации прав человека, где сказано, что каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана законным порядком путем гласного судебного разбирательства. Суд и только он может признать человека виновным. Следовательно, до вынесения судом приговора обвиняемый считается невиновным.

1.9. Право на равенство перед законом. В соответствии с требованиями основных международных документов, все люди, независимо от имущественного и общественного положения, уровня образованности, обладают правом на равенство перед законом. Более того, каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое, публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.