Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Десять определяющих моментов 4 страница




3. Какие варианты вы отбросили, сделав этот выбор?

Опишите последствия своего выбора. Например: „Устроившись на работу, я отмел для себя вариант с дальнейшей учебой. Женившись, я лишился возможности назначать свидания другим девушкам", — и т. д. Конечно, здесь возникает большое поле для фантазии, но постарайтесь быть предельно реалистичны в оценке того, что могло бы быть, если бы вы не сделали этот выбор.

4. Где вы находились, с точки зрения представления о самом себе, непосредственно перед выбором, и что произошло с вашей самооценкой сразу же после того, как вы его сделали?

Другими словами, если это критическое решение повлияло на вашу самооценку, насколько она отличалась до и после решения? На какие конкретно ее стороны оно повлияло? Запишите свои наблюдения.

Возможно, критическое решение повлияло на ваше чувство самоконтроля, возбуждение, амбиции, гордость или страх. На что бы оно ни повлияло, зафиксируйте это на бумаге. Как и в упражнениях, посвященных определяющим моментам жизни, представьте себе ответы как стоп-кадры вашего состояния до и после принятого решения.

5. Напишите один абзац, характеризующий долгосрочные последствия этого важного решения.

Какое влияние оказал на вас выбор в долгосрочной перспективе? Здесь вам тоже предстоит отыскать такие аспекты собственной личности, которые оказались под воздействием прямых последствий данного события. Абзац может начинаться следующим образом: „В результате своего переломного решения жениться и пойти работать, как мне кажется, я преисполнился ожидания, что впоследствии все само придет ко мне в руки. Я никак не подстраховался на случай, если потеряю работу. Я стал финансово безответственным и был уверен в том, что для меня всегда найдется место. Ожидания от собственной жизни становились все уже и уже". Пусть то, что вы напишете, говорит о последствиях вами сделанного выбора. Каким образом он изменил вас?

6. Напишите, почему вы считаете, что переломное решение либо прояснило, либо исказило ваше подлинное „я"?

Перед вами стоит задача определить, увело ли это решение вас в сторону от своей подлинной сути или приблизило к ней. Принесло ли оно вам радость, покой и удовлетворение? Или в следствие выбора, вам пришлось чем-то пожертвовать? Что нового вы узнали о себе в результате этого выбора? Запишите свои мысли.

7. Вспомните, как вы объясняли себе собственный выбор и какова была ваша реакция на него. Решите для себя, было это объяснение точным или нет.

Как и в случае с определяющими моментами жизни, оцените свои тогдашние реакции на принятые решения, используя преимущества времени, объективность, зрелость и жизненный опыт. Может оказаться, что критическое решение, за которое вы долгое время ругали себя, думая, что оно исказило вашу личность, на самом деле таковым не является. Этот абзац должен дать ответ: была ли интерпретация этого критического решения правильной и точной? Не преувеличили ли и не исказили ли вы его каким-либо образом?

К этому моменту вы должны завершить одну серию из семи упражнений, которая посвящена одному возрастному периоду. Сейчас возьмите другой возрастной интервал. Спросите себя: „Принимал ли я какие-нибудь жизненно важные решения в этот период?" Если да, обратитесь снова к вопросу № 1 и проработайте всю последовательность из семи вопросов. Не забывайте про цель данной главы: домашняя работа будет закончена, когда вы выполните „ревизию" по крайней мере семи критических решений, сделанных в жизни.

 

ПЯТЬ „КЛЮЧЕВЫХ ЛЮДЕЙ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ

У того, кто ждет одобрения только от окружающих, все счастье зависит от чужих.

ОЛИВЕР ГОЛДСМИТ

 

Внушенная страхом, саморазрушительная решимость, которую столь многие проявляют в подавлении своего подлинного „я", является для меня предметом непреходящего изумления. Когда думаешь, сколько жизненной энергии люди тратят на то, чтобы отказаться от самих себя и жить „чужой" жизнью, начинаешь испытывать трепет. Какая трата энергии и талантов! Вхождение в сложную взрослую жизнь и безуспешные попытки „плясать под дудку" столь многих „дирижеров" забирают все больше жизненно важной энергии. Во всех этих сложностях, которые мы сами себе создаем с детьми, родителями, женами, мужьями, работой, церковью, друзьями и еще массой мест, в которых от нас чего-то постоянно требуют, мы напоминаем ребенка на пляжном мелководье, который старается удержать под водой сразу десять резиновых мячей. Пытаясь быть полезным столь многим людям, большинство из которых не видят и не представляют себе вашей подлинной сути, мы часто изнашиваем себя до дыр. Мы — те, кто есть на самом деле, и чем больше мы пытаемся игнорировать эту реальность, тем выше цена, которую приходится платить. Человек становится своим злейшим врагом, доводя себя самого до эмоционального и физического краха. Этот крах проявляется в отстраненности от тех, кого мы любим, в истощении и болезнях, разочаровании и внутреннем хаосе. Как будто мы делаем что-то не то, теряем связь со своим подлинным „я" и саботируем собственную жизнь, занимаясь тем, чего не хотим, часто при этом получая трагическую „помощь" от людей, которых встречаем на своем жизненном пути. Среди таких „помощников" те, кого я называю „ключевыми" фигурами в жизни человека. Это могут быть наши родители, супруги или дети. Среди „ключевых" фигур могут быть учителя, друзья и товарищи по работе. Кем бы они ни являлись в вашей жизни, некоторые из них оказывают на вас положительное влияние, а другие — негативное. Только учтите: определенные люди обязательно оказывают влияние на формирование и содержание вашей личности. Более того, они могут определить, станете ли вы жить в гармонии и согласии со своей внутренней сутью или будете вести поддельную жизнь фальшивого „я", которое вытеснит из вас подлинное „я".

В своей жизни вы встречали сотни, возможно, даже тысячи людей, которые оказали на вас какое-то влияние, однако исследования психологов показывают, что в жизни каждого человека можно насчитать не более пяти поистине „ключевых" фигур, которые самым серьезным образом повлияли на формирование личности и, следовательно, на жизнь человека. Задачей этой главы является выявить и проанализировать влияние таких людей и ту роль, которую они сыграли в вашей жизни.

На одном из моих семинаров несколько лет назад я обратил внимание на женщину примерно шестидесяти лет, которая своим внешним видом олицетворяла успех. Мое первоначальное впечатление о ней было таким: она — человек необычайно солидный или, как сейчас принято говорить, „крутой", женщина с сильным характером. Казалось, что она заскочила на семинар по пути на какое-то важное совещание. Семинар проводился в выходной день, но она была одета в строгий костюм. Каждая прядь ее серебристых волос была уложена тщательно и со вкусом. Крупные руки были очень ухожены, а на одном запястье сверкал платиновый браслет. Еще более поразительным был тот факт, что она не проронила ни слова за первые два дня трехдневного семинара. Программа была разработана таким образом, чтобы слушатели принимали самое активное участие, рассказывая о себе и разбираясь в собственных проблемах. Однако сколь бы оживленной ни была остальная часть группы, какими „горячими" ни становились дискуссии, эта леди сидела, сложив руки на коленях и твердо сжав губы, ее серые глаза ровным счетом ничего не выражали. В те моменты, когда я обычно опрашиваю практически всех членов группы, я старался обходить ее. Всем нам было очевидно, что она не скажет ни слова, пока не будет готова к этому.

Примерно в 10:30 последнего дня, после целого ряда страстных признаний, сделанных многими слушателями, наступила пауза, и мы готовились перейти к следующей теме. И вдруг во время этой паузы женщина медленно встала. Все глаза были устремлены на Клер — нашу молчаливую леди. Все мы почувствовали, что услышим сейчас нечто жизненно важное. Она ухватилась руками за спинку переднего стула, сжав ее так сильно, что побелели суставы пальцев. Наконец, смотря прямо перед собой, она заговорила.

— У него была очень тяжелая рука, — сказала она голосом, который выдавал ее внутреннюю силу. — Его руки были очень жесткими и грубыми. — Она помолчала. — Его хватка была зверской.

Я помню, что мне трудно было даже пошевелиться, но я заставил себя попросить ее продолжать.

— Моя мать вышла замуж за человека, который жестоко избивал ее, — продолжала она. — Я была страшно запугана и боялась, что он ее убьет. Я всегда пыталась помочь, сделать что-то, чтобы он прекратил это, но не могла. Он заставлял меня сидеть на кухонном стуле со спинкой из камыша и смотреть, как он бьет ее кулаками, ремнем, иногда даже шваброй, которой он однажды сломал ей ногу. Он говорил, что делает так, чтобы я „почувствовала к нему уважение". Иногда матъ глядела на меня опухшими, налитыми кровью глазами и качала головой, давая мне понять, чтобы я не вмешивалась. Она знала, что и я была в опасности. Она боялась, что я спровоцирую его, и он набросится на меня. Однажды, когда я стала кричать и

умолять его перестать, он начал бить и меня. Я чувствовала себя беспомощной. Мы с мамой не могли помочь друг другу — мы вынуждены были терпеть это, терпеть и терпеть! Я была ребенком, когда начался этот кошмар, мне было всего семь лет. Сейчас мне шестьдесят четыре, но я по-прежнему чувствую тот страх. В ту самую секунду, когда я подумаю об этом, у меня пересыхает во рту и начинает болеть живот.

По ее лицу бежали слезы, а голос был наполнен такой болью, что было очень трудно ее слушать.

— Он избивал меня все последующие четырнадцать лет. Любая мелочь мгновенно приводила его в ярость. Он хлестал меня ремнем по спине и бедрам, пока не начинала идти кровь. Избивая меня, он выкрикивал мерзкие и поганые слова: „Ты, маленькая сука, это все из-за тебя. Ты сводишь меня с ума своим нытьем и плачем, ты постоянно транжиришь деньги! Я ненавижу тебя за все, что ты со мной делаешь! Думаю, сейчас тебе хорошо, мерзкая маленькая шлюха!" Я чувствовала себя виноватой. Я не могла ничего есть, мне казалось, вся проблема в том, что я обхожусь ему слишком дорого. Я не могла пригласить домой своих друзей, я была в ужасе от того, что может случиться. В школе я делала все, чтобы кто-нибудь случайно не увидел мои ноги. Никто не должен был видеть те страшные следы, которые оставались на моем теле от его ремня. Мне странно в этом признаться, но благодаря ему я научилась отделяться душой от собственного тела. Когда он меня бил, я лежала на животе, спрятав лицо в ладони, и чувствовала себя так, как будто меня там не было. Это было настолько унизительно, что мне ничего не оставалось, кроме как мысленно „исчезать". Меня больше не было, как будто я наблюдала сверху за тем, что происходит.

Рассказывая все это, Клер продолжала стоять, и сейчас выглядела такой беззащитной и маленькой. Впервые она подняла глаза и осмотрелась вокруг. Она изучала каждого из нас, каждое лицо по очереди, как будто только что прочла вслух что-то на иностранном языке и теперь хотела убедиться, понял ли ее хоть кто-нибудь. Она искала признаки осуждения, которое, по ее мнению, неотвратимо должно было последовать, стоит только кому-нибудь услышать ее исповедь. Она опустила голову от стыда, уже сожалея о том, что раскрыла перед нами жестокую правду, которую так тщательно скрывала на протяжении многих лет. Женщина, сидевшая с ней в одном ряду, подошла к ней и положила свою руку ей на плечо. Клер вздрогнула, затем вздохнула с облегчением.

— Я добилась успеха в своем бизнесе, — снова заговорила она. — Мы занимаемся переработкой металлолома, и дела у нас идут хорошо. Я преуспела в отрасли, в которой работают в основном мужчины. И на протяжении шестидесяти лет моей жизни вот как я боролась с кризисами, со всевозможными эмоциональными переживаниями: я как будто выходила из своей телесной оболочки, улетала от действительности. Я не могу эмоционально раскрыться даже перед собственными детьми. Их отец ушел от нас сразу после того, как родился мой младший сын. Я пришла сюда потому, что меня уговорили дети. Они не понимают, почему я все время так холодна с ними. Я пришла сюда ради них и ради себя. Я не хочу умереть, ничего не почувствовав, не пожив по-настоящему, не имея возможности ни с кем поделиться своими мыслями. Я оказалась эмоционально „выключенной" на целых шестьдесят лет, понимаете? — выдохнула она шепотом. — В июле мне будет шестьдесят пять. Я прошу, кто-нибудь, помогите мне освободиться от этого кошмара. Он так долго меня преследует. Сегодня — мой последний шанс.

Вот таким получилось ее чрезвычайно трогательное путешествие к собственному подлинному „я". На протяжении оставшихся часов того семинара, а также на нескольких более поздних семинарах, мы сосредоточились на том, чтобы внушить ей, что теперь она может совершенно спокойно снять свою защиту. В самые первые минуты после того, как она поделилась с группой своей историей, буквально каждый слушатель посчитал своим долгом подойти к ней и предложить свою помощь. Поначалу Клер реагировала со страхом, и только потом — с признательностью и благодарностью. Было много слез и тихих слов поддержки, легкие объятия, и вскоре она начала „включаться", самым энергичным образом воссоединяясь со

своим подлинным „я". Мы внушали ей, что она может идти с открытым сердцем к людям, которые ее не обидят. Мы помогли ей понять, что она не должна стыдиться событий, которые были вне ее власти и за которые она ни перед кем не несет ответственности. Со временем она пришла к мысли, что не должна отвечать за патологию своего отчима, которая привела к раздвоению ее личности. Она научилась восстанавливать свою жизненную энергию, которая была так вероломно отобрана у нее этим жестоким человеком, не оставившим ее в покое даже после своей смерти.

И вот эпилог этой истории: после того, как Клер восстановила свое подлинное „я", словно поднялись шлюзы. Хлынули наружу годами сдерживаемые страсти, проявилась ее врожденная способность любить и заботиться о других. Обрадованные дети получили мать, которой они никогда не знали. Она стала добровольно помогать мне на семинарах, ее страстность и доброжелательность оказались неоценимы для других. Ее собственный жизненный опыт помогал ей сразу определить, кто в группе самый закрепощенный, самый „холодный", кому больше всего нужна помощь — она включалась в работу с этими людьми в рамках собственного проекта. Семинар за семинаром она отогревала и привлекала к себе самые окаменевшие души. Опыт подсказывал ей, куда „спрятались" подлинные „я" этих людей, и она всегда находила туда дорогу. Ни одного человека она не могла оставить в беде.

Опыт этой женщины подтверждает, что представление человека о самом себе формируется последовательностью определяющих моментов и, как следствие, некоторого числа критических решений, принимаемых в жизни; на него также оказывают глубокое воздействие те немногие „ключевые" люди, действия которых (во благо или во вред) отзываются в душе на протяжении всей жизни. В случае Клер безумный отчим спровоцировал ее отчаянный уход от жизни. Его жестокость заставила ее захлопнуть свое „эмоциональное окно". Трагическим и крайне нежелательным образом он стал „ключевой" фигурой в развитии ее подсознания. Он „похоронил" ее подлинное „я", истинную личность, которая изначально была отмечена юной и свежей надеждой, оптимизмом и радостью. Он „похоронил" ее под жестокой лавиной боли и злобы, отверг ценности и использовал ее душу для выхода собственного безумия ума и сердца. Он стал трагически „ключевой" фигурой, которая отравила юную и впечатлительную душу так глубоко, что избавиться от этого ужаса она смогла только в конце жизни.

Любой человек, который когда-либо жил на земле, включая вас, имеет свой достаточно короткий список таких „ключевых" людей. Если отыскать их, установить источник их решающего воздействия, а также последствия, которые это воздействие оказало на вашу душу, можно сделать попытку эти последствия нейтрализовать или изменить на противоположные, но для этого нужно очень точно понять ту роль, которую эти люди сыграли в вашей жизни.

Вполне может оказаться, что „ключевые" люди вашей жизни — это те, кто поддержал вас в критические моменты, открыл перед вами возможности, о которых вы не подозревали, помог решить проблему, которая представлялась вам неразрешимой. Это могут быть люди, которые в критической ситуации проявили мужество и силу воли, а также тысячами различных способов показали вам свою любовь и участие. Это могут быть люди, которые распознали в вас конкретный талант и вдохновили на его развитие. Это могут быть даже люди, которых вы не знаете достаточно хорошо, но которых наблюдали на расстоянии, а их образ жизни и поступки вдохновили вас на перемены в собственной жизни. Это могут быть люди, которые продолжали вас любить тогда, когда многие отвернулись от вас.

„Ключевые" фигуры могут быть обнаружены в самых неожиданных местах и этапах вашей жизни. Это могут быть люди, чье влияние связано с той властью, которой они распоряжались заботливым и ответственным образом, пока вы росли. Влияние, которое они оказали на вашу жизнь, может быть результатом многих лет крепкой дружбы и помощи, но оно может быть и результатом какого-то одного поступка или действия, о котором сами эти люди даже не подозревают. Возможно, они вошли в вашу жизнь на один короткий миг, а потом проследовали дальше, но вы все еще несете в себе результат их вмешательства.

Возможно, что люди, которые живут спокойной, сбалансированной и удовлетворяющей их жизнью, способны вспомнить больше героев или положительных ролевых моделей в качестве своих пяти „ключевых" людей. И наоборот, люди, живущие с болью, скорее всего, вспомнят о столь же значимых воздействиях, носящих драматический, негативный характер, о людях, которые стали их мучителями. Также возможно, и такой факт не является столь уж редким, что преуспевающий человек приписывает значительную часть своих положительных достижений кому-то, чье воздействие в свое время оказалось полностью негативным или разрушительным, но, тем не менее, человек таким образом преломил сквозь себя этот негативный опыт, что он пошел ему на пользу. Иными словами, пережитые вами неудачи могли укрепить вас, заставить еще больше работать, в результате чего для выхода из кризиса появились вполне благоприятные альтернативы.

Я не хочу сказать: „Смотрите! Через это нужно было пройти! Это укрепило ваш характер, так что скажите «спасибо»!" Это совершенно не так. Жестокость и боль не являются разумными и законными приемами обучения и воспитания, независимо от того, какой результат они принесли. Я просто хочу сказать, что сложности, которые в вашей жизни, возможно, создали отдельные „ключевые" люди, могли заставить вас в определенные периоды жизни развить и проявить свои лучшие качества, вывести их на поверхность и заставить работать на вас. Цена такой „учебы" могла быть слишком велика, но если это было в вашей жизни и вы нашли возможность извлечь пользу из своих страданий, значит вы страдали не зря.

Учитывая все эти обстоятельства, ответьте:

Кто эти пять „ключевых" людей в вашей жизни? Кто эти люди, которые сформировали ваше представление о себе и управляют вашей жизнью сегодня, в положительном или отрицательном смысле? Кто были те скульпторы, которые „вылепили" ваш характер?

При обдумывании ответов на эти вопросы может оказаться полезным вернуться к тем записям, которые вы сделали в предыдущих главах при определении ключевых моментов и важнейших жизненных решений. Ответы на те вопросы могут помочь вам выявить пять „ключевых" фигур. По крайней мере, они помогут вам создать мысленные ассоциации, которые позволят вам определить таких людей.

Это упражнение может оказаться для вас сложным: трудно будет из всех людей выделить только пять человек. Старайтесь не забывать, кого мы ищем: эти люди сыграли уникальную и значимую роль в создании той личности, которая сегодня называется словом „вы". Рассматривайте их как пять отдельных звеньев в той длинной цепочке, которая привела вас в сегодняшний день, в этот самый момент, когда вы читаете данные строки. В этой цепи каждое звено значимо. Другими словами, если бы кого-нибудь из этих пяти людей изъять из цепи, вы были бы сегодня совершенно другим человеком.

Как мы делали раньше, возьмите свой дневник, уединитесь и начинайте писать. Вам нужно расслабиться и сосредоточиться на следующем:

Напишите имя или фамилию „ключевого" человека своей жизни.

Под этой фамилией двумя отдельными абзацами опишите сначала действие этого человека, а потом то влияние, которое он или его действие оказали на вас.

В первом абзаце постарайтесь описать как можно подробнее то действие или поведение „ключевого" человека, которое вы считаете для себя поворотным. Вам могут понадобиться для этого терминология судебного иска, чтобы выразить свою мысль как можно конкретнее. Например, Клер, та женщина с семинара, могла бы начать так: „На протяжении четырнадцати лет он жесточайшим образом избивал мать и меня ремнями. Он уничтожил меня как личность, все мои ценности и мое достоинство". Кто-нибудь другой мог бы написать так: „Она любила меня и заботилась обо мне, когда я в этом больше всего нуждался. Она входила в дверь, когда все остальные старались поскорее выйти. Она оставалась рядом со мной, когда гораздо легче было уйти". Составьте как можно более подробное описание и постарайтесь вспомнить все, что только возможно. Вы будете сами удавлены тому, что у вас получится.

Во втором абзаце опишите последствия, которые вы приписываете этому действию. Какое влияние оказал этот „ключевой" человек на ваше самоощущение? Например, можно написать следующее: „Так как я не смогла вынести унижение и боль, я «выключилась» из жизни, и не могла потом заставить «работать» собственные эмоции, даже когда муж и дети призывали меня сделать это". Или: „Ее слова поддержки заставили меня поверить, что во мне есть что-то достойное любви, иначе такая замечательная женщина не была бы со мной рядом. Она дала мне терпение пережить тяжелые времена, и я знаю, что ее личность присутствует во всем, что я сегодня делаю".

Ценность этого упражнения будет зависеть от того, удастся ли вам выразить те ассоциации и последствия, которые вы ранее, скорее всего, никогда не описывали словами. Я имею в виду, что причинно-следственные связи между действиями каждой из ваших пяти „ключевых" фигур и их последствий для вашей жизни и самооценки, требуют самого пристального внимания. Это будет информация, к которой мы впоследствии вернемся, так что не жалейте времени и будьте предельно честны, описывая все пять „ключевых" фигур в своей жизни. Не бойтесь написать о том, что, признав влияние кого-нибудь на вашу жизнь, вы оправдываете его. Я не собираюсь учить вас играть роль жертвы и обвинять других в том, кем и чем вы стали. Вы скоро научитесь, как вернуть энергию, которая по праву является вашей; на данный момент вам нужно понять, что нельзя изменить то, о существовании чего вы не подозреваете. Будьте реалистичны и правдивы: существует опасность ложного диагноза, в который вы будете верить, пока раковая опухоль „ест" ваше подлинное „я".

Важным предостережением для вас здесь должно быть то, что люда, которые сыграли в вашей жизни ключевую роль, могут и не попадать четко в разряд „злодеев" или „добрых ВОЛшебников". Кто-то мог оказать отрицательное влияние на вашу жизнь, обладая в то же самое время качествами, которые вы цените и которыми восхищаетесь.

Я вспоминаю, как одна пациентка рассказала мне, как она восхищалась своим отцом за его необыкновенное трудолюбие, его желание идти на две или даже три работы, чтобы обеспечить свою семью. Он приехал в Соединенные Штаты, практически не зная языка, почти без денег и без связей, ему не к кому было обратиться за помощью. Тем не менее всего за несколько лет он добился вполне комфортной и надежной жизни для себя и трех дочерей. С другой стороны, она рассказала, что отец был необыкновенно суровым человеком. Вспоминая о нем, уже будучи взрослыми, все три сестры обнаружили, что он никогда ни одной из них не говорил, что любит их. „И я уверяю вас, что, как бы он ни старался помочь семье и как бы ни показывал свое хорошее отношение, любая из девочек нуждалась в том, чтобы просто услышать это". Более того, требования к учебе и карьерные ожидания, которые он накладывал на них, были необыкновенно тяжелы, создавали эмоциональный и физический стресс, который все три дочери несли с собой долгие годы.

Безусловно, эта женщина должна чувствовать признательность и благодарность своему отцу за его старания и за ту жизнь, которую он создал для семьи в Америке. В то же время можно с уверенностью сказать, что он будет в списке ее „ключевых" людей также и по той причине, что лишил ее покоя и любви, которая была ей так нужна и недостаток которой она испытывает до сих пор.

Другой, вполне вероятной, возможностью являются крутые перемены, часто полный поворот в судьбе самого человека, которого мы считаем „ключевым". Может оказаться, например, что грубая мать-алкоголичка превратила детство своей дочери в кошмар, полный одиночества и неуверенности в себе. Впоследствии, однако, мать, успешно пройдя комплексное лечение и реабилитационную программу, полностью излечилась от алкоголизма. Осознав ту травму, которую она нанесла своей дочери, матъ начинает активно искать возможность восстановить испорченные взаимоотношения. Она просит прощения и начинает делать все, чтобы стать дочери другом. В таких обстоятельствах дочь вполне правомерно может решить, что мать является для нее „ключевой" фигурой в положительном смысле. Она не будет делать вид, что в ее жизни не было тех темных лет, окруженных кошмаром. Боль, нанесенная матерью, всегда будет с ней. Но ничто также не помешает дочери считать мать поворотной фигурой в противоположном смысле, учитывая ту новую любовь и новый характер, которые матъ стала демонстрировать после излечения.

Ваши „ключевые" фигуры могут быть людьми, достойными восхищения во всех смыслах и отношениях, и, тем не менее, они повлияли на вашу жизнь самым очевидным отрицательным образом.

Так же и человек, чей „послужной список" испещрен разного рода неблаговидными поступками, способен с помощью доброго слова или благородного жеста повлиять на вашу жизнь или изменить ее радикально положительным образом. Вы не должны считать свои „ключевые" фигуры только негативными или только позитивными.

Я советую вам не читать дальше эту книгу, пока не запишете все свои реакции по обоим предложенным выше разделам, по каждой из своих „ключевых" фигур.

Сейчас самое время ответить на очень важный вопрос: включили ли вы себя в список пяти „ключевых" фигур своей жизни?

Если нет, то почему? Если ваше имя не появилось в списке, что бы это могло значить? Это значит, что ваше представление о себе, ваша личность „лепилась" и формировалась другими людьми. Это значит, что вы относите свои самые глубинные, базовые характеристики на счет других людей. Хорошо это или плохо, но вы доверили свою энергию, свои силы кому-то другому. Возможно, этот кто-то хорошо позаботился о том, что вы ему поручили, а возможно, и нет.

Разве не разумно, чтобы ваше собственное имя появилось в списке пяти „ключевых" фигур? Пусть это будет вашей целью на всю оставшуюся жизнь. Сейчас мы собираемся обратиться к той части вашего подлинного „я", где сокрыты максимальные возможности. По мере того, как мы будем продвигаться вперед, применяя методы и средства, которые призваны существенно обогатить ваш жизненный опыт, думайте о том, что необходимо сделать, чтобы стать „ключевой" фигурой в собственной жизни. Я хочу призвать вас сделать все возможное, чтобы занять в этом списке позицию № 1, стать первым из тех, кто далее будет формировать и определять курс вашей жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.