Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Тема 2. Источники трудового права




Тема 2. Источники трудового права

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере

труда (Женева, 19 июня 1998 г.) // Российская газета. 1998. 16 декабря.

Конвенция Международной Организации Труда № 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 10 июня 1930 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 - 1990. Том I. Женева, Международное бюро труда, 1991 г.

Конвенция Международной Организации Труда N 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 4 июня 1958г.). Конвенция ратифицирована РСФСР 4 мая 1961 г. Библиотечка Российской газеты. 1999. Вып. № 22-23

Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002г. № 1. Ст.3.

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. // Ведомости РФ. 1991. № 18. Ст. 565; 1992. № 34. Ст. 1947.

Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г.// Ведомо­сти РФ. 1993. № 16. Ст. 551.

Литература

Ершова, Е.А. Сущность, источники и формы трудового права в Российской Федерации / Е.А. Ершова. - М.: РАП, 2008.

Хохлов Е. Б., Сафонов В. А. Трудовое право России. Юрайт, 2012.

Ершова, Е.А. Трудовое право в России. - М.: Статут, 2007.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. - М.: "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2009.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М.: Издательский Дом «Городец», 2008.

Орловский, Ю.П. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу РФ: комментарии и разъяснения / Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова. – М.: Юрайт-Издат, 2008.

Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его норм: Монография.- М.: Институт государства и права РАН, 2003.

Уржинский К.К. Пробелы в трудовом законодательстве и некоторые проблемы защиты прав в сфере труда // Трудовое право в России и за рубежом, 2010, N 1

Анишина В.И. Применение российскими судами международных трудовых норм. Учебно-методическое пособие - M., Международная организация труда, 2003.

Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики: Монография. Отв. ред. Ю.П. Орловский.- М.: Юстицинформ, 2012.

Киселев И.Я. Трудовое право. Историко-правовое исследование- М., 2004 г.

Трудовое право России. Учебник. Под ред. А. М. Куренного.- М.: Юристъ, 2010.

При изучении данных тем необходимо исходить из того, что под источниками права принято понимать "законодательство", "форму права", а точнее "внешнее выражение или способ выраже­ния права". Нормы трудового права содержатся в многочисленных зако­нах и других нормативных правовых актах. В совокупности все эти нормы составляют отрасль "трудовое законодательство" или источники трудового права.

Большое внимание следует уделить некоторым особенностям в формировании трудового законодательства, а также уяснить, что само его развитие в нынешний период обусловлено появлением ряда новых факторов экономического, социального и иного характера.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъ­ектов находится трудовое законодательство. Как предусмотрено в ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Россий­ской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Эти законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным зако­нам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, дейст­вует федеральный закон.

Развитие трудового законодательства на базе Конституции Рос­сийской Федерации при возможных его различиях на территории субъектов РФ, должно, в целом, содействовать свободному переме­щению рабочей силы и формированию свободного рынка труда. Регламентация трудовых отношений на территории субъектов РФ не должна создавать препятствий для интеграции рынка труда, в связи с чем необходимо сближение правового регулирования тру­довых отношений на всей территории РФ.

Следует обратить особое внимание на закреплен­ные в ч. 1-5 ст. 37 Конституции важней­шие положения, которые принято рассматривать как основные на­чала (принципы) правового регулирования трудовых отношений в сфере общественной организации труда. В первую очередь необходимо выделить свободу и добровольность труда, право каждого сво­бодно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать по сво­ему желанию род деятельности и профессию при запрещении прину­дительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37). Этому положению в условиях фор­мирующегося рынка рабочей силы в Российской Федерации, в пол­ной мере соответствует свобода трудового договора. Затем нужно рас­смотреть право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безра­ботицы (ч. 3 ст. 37). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ право на инди­видуальные и коллективные трудовые споры реализуется с исполь­зованием установленных Федеральным законом способов их разре­шения, включая право на забастовку. Право на отдых, как одно из основных прав каждого человека закрепляется рядом гарантий в ч. 5 ст. 37 Конституции для рабо­тающих по трудовому договору, им гарантируются установленные Федеральным законом продолжительность рабочего времени, вы­ходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Уделяя внимание тенденциям в развитии российского трудо­вого законодательства, студенты не должны забывать и о некоторых особенностях в формировании самих источников трудового права. Такой особенностью является широкое участие работников и их представительных органов, как правило, профсоюзов в формирова­нии локальных норм права. Эти локальные нормы занимают зна­чительное место в регулировании трудовых отношений и дают воз­можность, в наибольшей мере, учитывать специфику труда данного коллектива работников, работодателя, особенности отдельных категорий работников.

На современном этапе возрастает роль локальных актов в регулировании трудовых отно­шений по вопросам оплаты труда работников, их гарантийных и компенсационных выплат, иных льгот, сохранения рабочих мест и др. Особое место в системе нормативных актов о труде занимают акты-соглашения: генеральные, отраслевые и иные. Акты-соглашения разграничиваются по сфере их применения и сторонам их подписавшим. Это представительные органы: от тру­дящихся (соответствующий профсоюзный орган) и от работодате­лей (союз, ассоциация, соответствующий орган управления), как правило, с участием государственного органа. Акты-соглашения результат трехстороннего сотрудничества и как источники права играют немалую роль в регулировании трудовых отношений в сфере всех отраслей промышленности, отдельной отрасли, региона и т.д. Достигнутые в результате соглашений социальных партнеров (работников и работодателей) решения по указанным вопросам за­крепляются в соглашениях, коллективном договоре, которые являются важными источниками - нормативными договорами.

Другой особенностью трудового права является сочетание единства и дифференциации, выражающееся более всего в наличии норм общего и специального действия (общие и специальные нормы). По своей природе трудовые отношения должны регулироваться общими нормами, определяющими единство в правовом положе­нии работников независимо от национальности, места жительства, принадлежности к общественным объединениям и дру­гих обстоятельств, несвязанных с деловыми качествами работни­ков. Единство трудового права обеспечивается действием общих норм, закрепляющих основополагающие начала (конституционные положения, принципы) применительно к работникам всех катего­рий.

Вместе с тем, общие нормы не учитывают различий в услови­ях труда той или иной отрасли как не разграничивают физиологические особенности разных субъектов (женщины, молодежь, лица с ограниченной трудоспособностью) либо местоположение организации (Крайний Се­вер и др.), а также не выделяют иные важные обстоятельства (рабо­та в чрезвычайных обстоятельствах и т.д.). Студентам необходимо обратить внимание на то, что все указанные обстоятельства являются ос­новой дифференциации и учитываются путем дополнения либо изъ­ятия или исключения из действия общих норм и отражаются в спе­циальных нормах трудового права. При изучении вопроса о единст­ве и дифференциации необходимо разобраться какие обстоятельст­ва положены в основу дифференциации те, которые учитываются законодателем (либо в коллективном договоре) путем предоставле­ния льгот и преимуществ по оплате труда, рабочему времени, вре­мени отдыха и другим показателям, либо устанавливают некоторые изъятия из общего порядка регулирования.

Уяснив все рассмотренные вопросы, можно обратиться к определению источников трудового права и видам этих источников. Для этого необходимо вспомнить, что источник права, в том числе и трудового, является следствием нормотворческой деятельности компетентных на то органов государства. Следовательно, вид этих источников и их юридическая сила находятся в прямой зависимо­сти от иерархии государственных органов и их нормотворческой компетенции. В этой связи необходимо проанализировать нормы ст. 5 ТК РФ.

Следует обратить внимание на то, что постановле­ния Пленума Верховного Суда РФ не являются источником трудового права, но эти постановления и другие разъяснения по вопро­сам судебной практики играют немаловажную роль в правоприме­нении. Решения Верховного Суда РФ как суда высшей инстанции рассматриваются, как правило, в качестве руководящих разъясне­ний. Из-за пробелов в праве эти решения могут иметь большое значение, но не имеют обязательной силы ибо судебный преце­дент не является источником права. Поэтому так важно уяснить соотношение между трудовым законодательством и судебной прак­тикой в разрешении трудовых споров.

Следует понимать, какое большое значение в совре­менных условиях придается международным нормам трудового пра­ва, принимаемым Международной Организацией Труда (МОТ). Далеко не все Конвенции МОТ ратифицированы Россией, но мно­гие вопросы Конвенций и Рекомендаций МОТ принимаются во внимание, как в нормотворческой деятельности государственных органов, так и в коллективно-договорной практике.

Задача 1.

Рассмотрите структуру и содержание Трудового Кодекса Российской Федерации. Раскройте роль локальных нормативных актов в регулировании условий труда. Раскройте значение постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Задача 2.

Иностранная организация приняла локальный нормативный акт в отношении работников - граждан Российской Федерации, работающих в филиале организации в РФ. Данный локальный нормативный акт ухудшает положение указанных работников по сравнению с действующим в РФ трудовым законодательством. Подлежит ли данный локальный нормативный акт применению на территории Российской Федерации?

Задача 3.

Применяется ли в трудовом праве исковая давность по делам об увольнении работников по инициативе работодателя; по делам о незаконности наложения дисциплинарных взысканий; при взыскании материального ущерба, нанесенного одной из сторон трудового договора другой стороне?

Задача 4.

В каких статьях Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основ­ные трудовые права и обязанности работников? Приведите приме­ры Федеральных законов о труде и постановлений Пленумов Вер­ховного Суда Российской Федерации по трудовым делам.

Задача 4.

Найдите в Трудовом Кодексе Российской Федерации статьи, регулирую­щие: понятие трудового договора и основания прекращения этого договора; ежегодные и дополнительные отпуска; гарантии при увольнении по инициативе работо­дателя; продолжительность рабочего времени, его режим и учет.

Задача 5.

Найдите в Трудовом Кодексе Российской Федерации статьи, регулирую­щие оплату труда, выделите те из них, которые отражают нормы централизованного и договорного регулирования. Приведите примеры, где в статьях ТК закреплен порядок регулирования оплаты труда по соглаше­нию между работниками в лице их представительного органа, с одной стороны, и работодателем - с другой. Какую роль в правовом регулировании трудовых отношений играют согла­шения и коллективный договор?

Задача 6.

В каких статьях Трудового кодекса Российской Федерации закреплен по­рядок рассмотрения трудовых споров, выделите статьи о рассмот­рении индивидуальных и коллективных трудовых споров, найдите статьи, регули­рующие сроки для обращения и разрешения индивидуальных тру­довых споров.

Задача 7.

Приведите примеры общих и специальных правовых норм, регулирующих трудовые отношения. Какими нормативными актами регулируются: трудовая деятельность членов производственного кооператива; труд государственных служащих; судей?

Задача 8.

Не будет ли нарушения трудового законодательства, если организация в правилах внутреннего распорядка укажет, что единовременно может быть предоставлено не более 14 календарных дней отпуска, остальные - в удобное для работника время?

Задача 9.

Имеют ли право органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждать обязательные для организаций формы статистического наблюдения по вопросам охраны труда?

Задача 10.

В соответствии со ст. 10 Трудового кодекса РФ нормы международного права имеют большую юридическую силу, чем нормы, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с ратификацией Россией Конвенции N 132 Международной организации труда "Об оплачиваемых отпусках" обязан ли работодатель предоставлять одну из частей ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех рабочих недель?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.