Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сегментный




Фонематическом;

Фонетическом;

Два способа изучения взаимосвязаны, ибо форма и субстанция взаимообусловлены.

Следовательно, большинство лингвистов считают, что будет лучше, если эти две дисциплины (фонетика и фонология) будут рассматриваться под общим традиционным названием Фонетика.

Обычно различают 2 уровня фонетического анализа:

2) суперсегментный (просодический)

Каждому уровню соответствуют свои единицы, которые различаются по своим функциям и взаимодействиям.

Рассмотрим 1 уровень, т.е. сегментный. Артикулируемую речь можно рассматривать как цепочку звуковых элементов, т.е. дискретных, непрерывных, состоящих из сегментов.

Например: Marie va à la gare. Эта фраза может быть разделена на сегменты:

[m-a-r-i-v-a-a-l-a-g-a-r-e ], где [m-a-r-i ] являются сегментами цепочки.

 

Сегментный уровень представлен звуками в их различных комбинациях и модификациях. Фонетика, которая занимается изучением природы взаимодействия этих дискретных элементов, называется сегментной фонетикой.

Второй уровень. В языке существуют явления, которые носят название просодические, т.е. простирающиеся на отрезке больше, чем звук. Это слог, ударение, мелодика, ритм, тембр, пауза. Эти элементы располагаются над сегментными, отсюда и название уровня суперсегментный или просодический. Изолированные сегментные элементы реализуются во взаимодействии с суперсегментными характеристиками. Отсюда и второе название фонетики - суперсегментная.

Каждый из этих уровней имеет свой фонологический подуровень. Фонологический подуровень, который соответствует сегментному уровню, называется фонологическим. Он предусматривает изучение перечня минимальных единиц – фонем, в их оппозициях и дистрибуциях.

Фонологический подуровень просодического уровня представляет просодемы и называется просодемным.

Таким образом, рассматривая 2 аспекта звуковой формы языка, мы различаем 2 крыла фонетики:

1. Сегментная фонетика, которая изучает звуки на уровне фонем;

2. Суперсегментная фонетика, которая изучает слогообразование и интонационные характеристики.

 

1V. Разделы фонетики.

Как и все науки, фонетика состоит из различных отделов:

1. Историческая фонетика – занимается изучением звуковой системы языка на протяжении всей его истории. Она опирается на критический анализ данных, собранных учеными, на звуковую структуру диалектов языка и родственных языков.

- P.Fouché "Phonétique historique du français".

- E Bourciez "Précis de phonétique française".

- G.Gougenheim "Reflexions sur la phonologie historique du français".

- Haudricourt et Juilland "Essai pour une hisnoire structurale de phonétisme".

- M.B.Borodina "Phonétique historique du français".

Итак: Историческая фонетика изучает общие факторы, которые определяют фонетическое развитие.

 

2. Общая фонетика изучает общие условия образования и взаимодействия элементов языка независимо от конкретных языков. Она опирается на акустические и физиологические данные и анализирует принципы взаимодействия элементов речевой цепочки (слог, ударение, тональность и т.д).

- P.Fouché "Etude de phonétique générale".

- M.Grammont "Traité de phonétique".

- М.Матусевич "Введение в общую фонетику".

- Л.Зиндер "Общая фонетика".

Итак: Общая фонетика изучает акустические возможности человека и работу его речевого аппарата.

 

3. Сопоставительная фонетика изучает фонетические соответствия в различных языках, которые позволяют установить сходства и различия в языках.

Есть например сопоставительная фонетика романских языков, германских и т.д., сопоставительные фонетики различных семей языков.

- P.Passy."La petite phonétique comparée des principales langues européennes".

-

4. Описательная фонетика изучает один язык, конкретный. Она определяет наиболее простые звуковые единицы, которые составляют этот язык, как они группируются в более сложные единицы (слоги, слова, группы и т.д.), взаимоотношения между фонемами, а также ритмические и мелодические особенности различных звуковых групп.

- P.Fouché "Traité de prononciation française".

- P.Passy "Les sons du français".

- M.Grammont "Traité de prononciation française".

- G.Gougenheim "Eléments de phonologie française".

- H.Sten "Manuel de phonétique française".

- Л.В.Щерба "Фонетика французского языка".

Итак: Описательная фонетика изучает фонетические особенности данного языка или диалекта.

 

5. Нормативная фонетика изучает совокупность правил, которые

определяют хорошее произношение. Орфоэпия предполагает существование нормы произношения, которая действует внутри лингвистической группы, государства, провинции, социальной группы.

Итак: Нормативная фонетика изучает нормы правильного произношения лингвистической общности на данный период времени.

6. Фоностилистика изучает взаимодействие фонетических средств в различных типах и видах устных высказываний.

 

Y1. Звуковая форма.

Значение фонетики, как научной дисциплины, определяется, прежде всего, тем, какое значение имеет в языке его звуковая сторона. Мы знаем, что общение между людьми осуществляется с помощью звуковой формы, т.е. звуковая сторона составляет необходимую часть языка. Только она помогает языку развиваться и передавать его из поколения в поколение. Благодаря звуковой форме дети усваивают язык, овладевают произносительной стороной языка. Звуковая сторона является неотъемлемым свойством всех существующих живых языков. Тем не менее, некоторые лингвисты считают ее несущественным свойством. Они полагают, что язык мог бы существовать в какой-либо другойформе. В своей теории они опираются на взгляды Ф.Соссюра. Он считает, что языкэто условность и природа условного знака безразлична. Следовательно, вопрос о голосовом аппарате второстепенный в проблеме языка. Лингвисты, которые стоят на подобной точке зрения, не видят различия между языком (как знаковой системой) и другими знаковыми системами (знаковая дорожная система, азбука Морзе и т.д.) Для общей теории знаков материальная природа выражения знака действительно не имеет никакого значения. Однако для понимания каждой конкретной системы важно не то, что ее объединяет с другими системами, сколько то, что отличает ее от них, что характеризует именно ее.

В этом случае для языка существенным и необходимым является звуковая природа его плана выражения. Человеческий организм не располагает ничем другим, что могло бы идти в сравнение с его способностью к звукообразованию.

А можно ли заменить звук – цветом?

Вы можете представить, что мы общаемся с помощью цвета? Я думаю, что нет. Почему? Да потому что человеческий организм производить цвета не может.

Возьмем осязание. Что необходимо в этом случае? В этом случае требуется непосредственная близость общающихся, причем число собеседников практически сводится к двум.

Возьмем жест и зрение. Как средства общения они не имеют указанных недостатков. Однако язык жестов ограничен, т.к. собеседники обязательно должны видеть друг друга, но таким языком невозможно пользоваться в темноте, по телефону. Только для глухонемых он приобретает первостепенное значение.

Наиболее совершенным из доступных человеку средств коммуникации, свободных от указанных недостатков является акустический сигнал. Не случайно, что нет на земле такого человеческого коллектива, который обладал бы незвуковым языком. Мы можем сказать, что звуковая природа плана выражения языка является его неотъемлемым признаком.

Что же такое язык?

Язык – средство общения между людьми, средство передачи мысли от одного к другому.

Язык, как мы уже отмечали – это система знаков, которая характеризуется:

а) планом содержания;

б) планом выражения.

В первом (плане содержания) воплощена мысль, эмоция.

Второй (план выражения) служит формой ее существования.

Звуковая сторона полностью относится к плану выражения. Она нужна для того, чтобы сообщение было передано одним индивидуумом и воспринято другим.

План выражения и план содержания составляют неразрывное единство.

 

Таким образом, хотя звуковая форма не является особым элементом языка, а представляет лишь форму его существования, она обладает известной самостоятельностью и может быть благодаря этому предметом отдельной лингвистической дисциплины – фонетики.

 

11.Фонетика и другие науки.

Из всего вышесказанного о сущности звуковой стороны языка вытекает, что фонетика занимает особое место в ряду других лингвистических дисциплин. Возьмем лексикологию, морфологию и синтаксис. Эти лингвистические науки занимаются изучением различных категорий языка и средств их выражения, которые соотносятся с идеальной семантической стороной, обусловленной природой человека. Физическая сторона языка их не интересует. Это предмет фонетики. То, что фонетика занимается не только изучением звуков, но и их функций, их употребления в речи и делает ее лингвистической наукой.

Известно, что язык не мыслим без звуков. Слова и морфемы, основные единицы языка, все они имеют звуковую форму и не существуют вне звуковой формы.

Таким образом: звуковая форма является предметом фонетики. Фонетика непосредственно занимается лингвистическим выражением, а косвенно содержанием, т.е. она не интересуется прямо грамматическим аспектом (это предмет морфологии) или семантическим аспектом (это предмет лексикологии).

Фонетика связана и с нелингвистическими науками и даже с несоциальными науками:

1 ) с акустикой и физиологией произносительных органов;

2) с психологией, поскольку фонетические процессы протекают в мозгу, в психике человека;

3) с фонопедией, логопедией, с сурдопедагогикой. Знание фонетики очень важно для исправления всех патологических явлений.

4) с методикой преподавания чтения и письма. Обучить правильному чтению и письму можно лишь тогда, когда четко понимаются различия и сложные отношения между этими двумя сторонами языка (звуковой и письменной).

5) с методикой преподавания иностранных языков. Преподаватель никогда не сможет научить ученика правильному произношению без глубокого знания фонетики двух языков. Нужно досконально знать артикуляционную работу, механизм языка, губ, небной занавески, чтобы иметь возможность исправить ошибки произносительного характера.

6) фонетика важна и для разрешения проблем чисто технических. Инженеры должны знать акустику звуков, чтобы иметь возможность различать характерные вибрации с помощью микрофона, фонографа, громкоговорителя. Поэтому фонетика связана с телефонией, радиотехникой, кибернетикой.

 

Освещаемые понятия:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.