Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы 2 страница




*(174) Вестник ВАС РФ. 1999. N 10.

*(175) См.: Бурмистрова Т., Мартыненко Г. Методы и практика антимонопольного регулирования действий исполнительных органов власти // Право и экономика. 2000. N 2. С.19.

*(176) Термин "обязанности" больше соответствует содержанию публично-правовых, внутрихозяйственных или управленческих отношений, означая выполнение определенных функций или требований. Поэтому применительно к гражданско-правовым отношениям более правильным является употребление термина "обязательства" в силу существования обязательственных правоотношений, возникающих из гражданско-правовых сделок.

*(177) См.: Закон о защите прав потребителей; Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4871-I "Об обеспечении единства измерений"// Ведомости РФ. 1993. N 23. Ст.811; 2003. N 2. Ст.167.

*(178) См. например: постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов// СЗ РФ. 1998. N 10. Ст.1242.

*(179) См. подробнее: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 2001; Иоффе О.С. Вина и ответственность по советсткому праву. М., 1972; Лейст О.Э. Санкции в советстком праве. М., 1962.

*(180) См., например: Мартемьянов В.С.Хозяйственное право. Т.1. Общие положения. Курс лекций. М., 1994. С.248-265; Дойников И.В. Предпринимательское право. М., 1998. С.115-120.

*(181) К абзацам (3) и (4) см. ст.13 Закона о лицензировании.

*(182) СЗ РФ. 1999. N 23. Ст.2858.

*(183) СЗ РФ. 2002. N 2. Ст.133.

*(184) См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. СПб., 1909. С.127.

*(185) См.: Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России. М., 1996. С.3; Ершова И.В. Имущество и финансы предприятия: Правовое регулирование. М., 1999. С.60.

*(186) См.: Ковалевский М.А. Конституционно-правовой режим имущества предпринимателя// Кодекс-info. 2000. N 5-7.

*(187) См.: Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 1999.С.334-335.

*(188) См.: Брагинский М.И. Договор-правоотношение// Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. С.233-235.

*(189) См.: Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.-Л., 1948. С.381.

*(190) См., например: Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М., 1996. С.14-15.

*(191) В связи со значительным объемом данной главы, а также существенными различиями в организационно-правовых формах предпринимательской деятельности, рассматриваемых отдельно в каждом из параграфов главы, основные понятия, основные нормативные акты, а также краткие выводы и рекомендуемая литература приводятся не к главе в целом, а к каждому из содержащихся в ней параграфов.

*(192) См.: Экономика и жизнь 2002. N 17. С.3.

*(193) Введен первой частью ГК РФ с 1 января 1995 г.

*(194) Государственная регистрация предпринимателей осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" и Законом о регистрационном сборе.

*(195) См.: постановление Президиума ВАС РФ от 13 июля 1999 г. N 1259/99.

*(196) Индивидуальный предприниматель в дореволюционном законодательстве именовался купцом. При рассмотрении вопроса об имущественной ответственности предпринимателя за результаты своей деятельности, в том числе личным имуществом, становится понятным, почему таким весомым было "слово купеческое".

*(197) О налогообложении субъектов малого предпринимательства см. подробнее в параграф 6 этой главы.

*(198) См. определения Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 11-0 // СЗ РФ. 1999. N 31. Ст.4039; от 7 февраля 2002 г. N 37-0 // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст.1913.

*(199) С 1 января 2003 г. положения указанной статьи распространяются только на индивидуальных предпринимателей, в отношении которых не применяются специальные режимы налогообложения, установленные гл.26.2 и 26.3 НК РФ.

*(200) О правовом статусе фермерского хозяйства подробнее см.: Устюкова В.В. Формирование правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства // Реформирование сельскохозяйственных предприятий (правовые проблемы) М., 1996. С.73-86.

*(201) См.: постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-01 // СЗ РФ. 2002. N 3. Ст.353.

*(202) См.: О субъектах предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве (Материалы "круглого стола)// Государство и право. 1997. N 4. С.36.

*(203) Беляева З.С. Крестьянское (фермерское)хозяйство как субъект гражданского права// Субъекты гражданского права. М., 2000. С.93.

*(204) См.: Устюкова В.В. Указ. соч. С.30-31.

*(205) См.: Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве// Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2001. С.170-175. Следует отметить, что аналогичной точки зрения придерживаются многие специалисты. См., например: Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Государство и право. 1999. N 11. С.19; Горбунова Е.П. Особенности правового положения и государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств // Кодекс-info. 2000. N 1. С.5 и др.

*(206) СЗ РФ. 2002. N 30. Ст.3018.

*(207) Наряду с предпринимательскими в системе общего права выделяют публичные, полупубличные, непредпринимательские корпорации, понятие которых по сути тождественно понятию организации в российском праве.

*(208) О понятии корпорации см.: Кашанина Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ). М., 1999. С.129-132, 140 и др.; Батлер Уильям Э., Гаши-Батлер Марианн Е. Корпорации и ценные бумаги по праву России и США. М., 1997. С.17, 38 и др.

*(209) Под членством специалисты понимают "комплекс связей участников организации, как между собой, так и с самой организацией, что проявляется в наличии у них субъективных прав и обязанностей, то есть членское правоотношение" (Ломакин Д.В. Акционерные правоотношения. М., 1997. С.15.).

*(210) См. об этом п.2.4 данного параграфа.

*(211) См.: п.9 Приложения к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 21 апреля 1998 г. N 33 "Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций"// Вестник ВАС РФ. 1998. N 6.

*(212) Белов В.А., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М., 2002.С.15.

*(213) СЗ РФ. 2001. N 33 (ч.1). Ст.3423 (далее - Закон от 7 августа 2001 г.).

*(214) Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. (по изд. 1907 г.). М., 1994. С.115.

*(215) Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права.С.105.

*(216) В литературе отмечается неудачность наименования этой организационно-правовой формы коммерческой организации. Действительно, почему общество, участники которого согласно законодательству (п.1 ст.87 ГК РФ, п.1 ст.2 Закона об ООО) вообще не отвечают по его обязательствам, а лишь несут ограниченный размером своего вклада риск убытков, связанных с возможной потерей этого вклада, именуется обществом с ограниченной ответственностью? "В действительности явление, обозначаемое сегодня как "ограниченная ответственность" участников хозяйственных обществ, есть не что иное, как риск потери вкладов, внесенных участниками в уставный капитал хозяйственного общества" (Белов В.А., Пестерева Е.В. Указ. соч. С.123). Таким образом, по мнению указанных авторов, общество с ограниченной ответственностью правильнее было бы именовать обществом с ограниченным риском убытков участников (см.: там же. С.19).

*(217) Как следует из материалов судебно-арбитражной практики, не следует путать запрет на участие в хозяйственных обществах государственных органов и органов местного самоуправления с возможностью участия в них государственных или муниципальных образований (субъектов Федерации, городов, районов)(см. постановление Президиума ВАСРФ от 25 мая 1999 г. N 7484/98 / Вестник ВАС РФ. 1999. N 9).

*(218) См.: п.5 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"// Вестник ВАС РФ. 2000. N 2.

*(219) Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами. Правовой аспект. М., 2002. С.50.

*(220) Там же.

*(221) См. также: постановление Президиума ВАСРФ от 28 декабря 1999 г. N 3801/98, принятое по этому поводу // Вестник ВАС РФ. 2000. N 4.

*(222) Могилевский С.Д. Указ. соч. С.93.

*(223) В постановлении Президиума ВАСРФ от 27 февраля 2002 г. N 10160/01 подчеркнуто, что право требовать в судебном порядке исключения участника из общества имеют другие участники, доли которых в совокупности составляют 10% уставного капитала общества, но не само общество// Вестник ВАС РФ. 2002. N 5.

*(224) Здесь, так же как и в отношении общества с ограниченной ответственностью, имеет место несоответствие наименования этой коммерческой организации сути ее юридической конструкции. "Общество с дополнительной ответственностью было бы правильнее именовать обществом с риском дополнительных (субсидиарных)убытков участников. А если учесть, что риск дополнительных убытков выражается в обязанности участников нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества, в определенном кратном размере к сумме вклада (ограниченная ответственность), то общество с дополнительной ответственностью было бы правильнее называть обществом с ограниченной ответственностью" (Белов В.А., Пестерева Е.В. Указ. соч. С.20). ВГК РСФСР 1922 г. общество с дополнительной ответственностью так и именовалось "товариществом с ограниченной ответственностью".

*(225) Белов В.Б., Пестерева Е.В. Указ. соч. С.48-50.

*(226) Гражданское право. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. 2-е изд. Т. I. С.233.

*(227) В практической плоскости возникает вопрос: а где должен быть обозначен этот "заранее определенный круг лиц"? Очевидно, что в уставе. И здесь возможны два варианта: (1) устав содержит список этих лиц; (2) в уставе предусмотрено, что список утверждается по представлению совета директоров решением общего собрания акционеров о размещении акций путем закрытой подписки. Если в уставе отсутствуют такие положения, то акции АО могут быть размещены только среди учредителей.

*(228) СЗ РФ. 1998. N 30. Ст.3611 (с изм. от 21 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 2002. N 12. Ст.1093.

*(229) О правовом статусе акционерного общества работников см.: Ломакин Д.В. Что такое народное предприятие// Законодательство. 1998. N 11.

*(230) Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. М., 2000. С. 406-407.

*(231) Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. С.139.

*(232) Кулагин М.И. Избранные труды. Из серии "Классика российской цивилистики". М., 1999. С.18.

*(233) Мусин В.А. Одночленные корпорации в буржуазном праве // Правоведение. 1981. N 4. С.44.

*(234) См.: п.3 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" от 2 апреля 1997 г. (с изм. от 5 февраля 1998 г.)// Вестник ВАС РФ. 1997. N 6; 1998. N 4 (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8).

*(235) О локальном нормотворчестве в АО см.: Шиткина И.С. Локальное нормотворчество коммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2002. N 3, 4.

*(236) Надо заметить, что гарантийная функция уставного капитала не получила развития в российской предпринимательской практике прежде всего из-за низкого уровня законодательных требований к размеру уставного капитала АО.

*(237) Шапкина Г.С.Новое в российском акционерном законодательстве// Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2001. N 11.

*(238) Там же.

*(239) Об эмиссионных ценных бумагах см. в гл.13 настоящего учебника.

*(240) Белов В.Б. Правовые новации рынка ценных бумаг // ЭЖ-Юрист. 2003. N 6. Ст.1.

*(241) Голосующими акциями общества являются все обыкновенные и часть привилегированных, владельцы которых в случаях, предусмотренных Законом от АО получают право голоса. Понятие "голосующие акции" не раскрывается в Законе, а следует из его общего смысла.

*(242) См.: Метелева Ю.А. Правовое положение акционера в акционерном обществе. М., 1999. С.124. Порядок голосования акциями в случае их передачи после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, и до даты его проведения подробно урегулирован постановлением ФКЦБ от 7 февраля 2003 г. N 03-6/пс "О внесении изменений и дополнений в Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 31 мая 2002 г. N 17/пс" // РГ. 2003. 27 февр.

*(243) СЗ РФ. 2002. N 45. Ст.4436.

*(244) Федеральным законом от 7 августа 2002 г. в Закон об АО было внесено изменение, в соответствии с которым акционерные общества были лишены права на выплату промежуточных дивидендов. Логика последующей отмены этого положения, на наш взгляд, очевидна, поскольку акционерные общества решением собственников должны иметь право более оперативно распоряжаться полученной в результате хозяйственной деятельности прибылью.

*(245) В п.10 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 указано, что решение совета директоров может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании его недействительным как в случаях, когда возможность оспаривания предусмотрена в законе, так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому спору является АО.

*(246) Согласно ст.53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Только в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. Такой случай применительно к общему собранию акционерного обществаустановлен только для "компании одного лица" (п.3 ст.47 Закона об АО). Об особенностях управления в "компании одного лица" см.: Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты // Библиотечка Российской газеты. 2002. Вып. 11. С. 133-136.

*(247) См.: Могилевский С.Д. Указ. соч. С.120-123.

*(248) Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах/ Под ред. М.Ю.Тихомирова. М., 1996. С.255-256.

*(249) Гражданское право. Учебник/ Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Т. 1. М., 2001. С.160.

*(250) Далее - постановление ФКЦБ от 31 мая 2002 г.

*(251) О соотношении интересов различных групп субъектов акционерных отношений см.: Корпоративное управление и корпоративный контроль/ Под ред. Е.П. Губина. М., 1999.

*(252) Мы согласны с мнением тех авторов, которые квалифицируют договоры с управляющей организацией как договоры возмездного оказания услуг. См.: Степанов П.В. Правовая квалификация отношений, возникающих между единоличным исполнительным органом и акционерным обществом // Хозяйство и право. 2002. N 12.

*(253) Далее - Закон о производственных кооперативах.

*(254) См.: Тихонова Я.Р. Правовое положение работников как субъектов трудового права. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М., 1994. С.11.

*(255) См.: Сыроватская Л.А. О правовом регулировании трудовых отношений в современных условиях// Государство и право. 1994. N 1. С.44.

*(256) См.: Колгинов А.И. Коллективная собственность и коллективное предпринимательство. М., 1993. С.38.

*(257) В действующем ГК РФ закреплена двойственная позиция в отношении категории "предприятие": с одной стороны, оно рассматривается как объект гражданского права (ст.132 ГК РФ), с другой - как субъект гражданско-правовых отношений (ст.113 ГК РФ), что не могло не найти отражения и в современной юридической литературе. Так, негативное отношение к категории "предприятие" как субъекту гражданского права нашло свое отражение в учебнике "Гражданское право", подготовленном коллективом авторов МГУ (см.: Гражданское право/ Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. Т. 1. С.306). Однако существуют и иные точки зрения на место, роль и перспективы использования указанной категории. В.В. Лаптев считает необходимым установить в законодательстве "четкое и адекватное понятие предприятия как хозяйствующего субъекта и субъекта права, участвующего в отношениях и по горизонтали, и по вертикали, для которого наличие прав юридического лица хотя и обязательно, но служит лишь одним из элементов его право субъектности" (Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право в современных условиях// Государство и право на рубеже веков. М., 2001. С.221). Ю.К. Толстой пишет: "Почему же противники унитарных предприятий с такой настойчивостью предают их анафеме? Гносеологические корни этой позиции усматриваются в убежденности ее сторонников в том, будто предприятие имеет право на существование лишь как единый имущественный комплекс, но не как субъект права. Между тем С.Н. Братусь в свое время справедливо обратил внимание на то, что понятие "предприятие" является двузначным: это и субъект, и объект права. Именно по этому пути и идет законодательство. В том числе новейшее (см. параграф 4 гл.4 и ст.132 ГК РФ). Представляется, что унитарным предприятиям (особенно предприятиям ВПК) не только уготовлена в нашей экономике долгая жизнь, но и следует идти по пути применения данной организационно-правовой формы там, где путь ей сейчас вроде бы заказан" (Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе// Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М., 2000. С.110-111).

*(258) Далее - Закон о государственных и муниципальных предприятиях.

*(259) Вестник ВАС РФ. 1996. N 9. Данное положение нашло подтверждение и в материалах конкретных арбитражных дел (см., например: постановление Президиума ВАС РФ от 15 февраля 2002 г. N 1248/01// Вестник ВАС РФ. 2002. N 6).

*(260) См.: Положение о таможенном брокере, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873// СЗ РФ. 1996. N 31. Ст.3737.

*(261) Указанная позиция была представлена и в юридической литературе. Так, Е.А. Суханов (см.: Гражданское право: Учебник. 2-е изд. Т. 1. М., 2000. С.249), рассматривая унитарное предприятие как юридическое лицо - участника гражданских правоотношений, пишет: "Такая своеобразная организационно-правовая форма, как юридическое лицо - несобственник, не свойственна нормальному развитому имущественному обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период становления рыночной экономики прежде всего для государственных и муниципальных (публичных) собственников. Поэтому и в законодательной систематизации данная разновидность коммерческих организаций поставлена на последнее место".

*(262) См., например, постановления Правительства РФ: от 16 марта 2000 г. N 234; от 10 апреля 2002 г. N 228; постановление Правительства Москвы от 15 июня 1999 г. N 542 и др.

*(263) См.: Думный В.В. История предпринимательства в России. Учебное пособие. Вып.1. М., 1995. С.95.

*(264) См.: Галаган А.А. История предпринимательства Российского. От купца до банкира. М., 1997. С.81.

*(265) См.: Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой"; постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"; распоряжение Министерства государственного имущества РФ от 16 февраля 2000 г. N 189-р "Об утверждении примерного контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия" (с изм. от 9 июня 2000 г.).

*(266) См., например: постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий"; Порядок определения перечней показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, утвержденный приказом Минэкономразвития России, Минимущества России, МНС России от 18 сентября 2001 г. N 320/208/БГ-3-21/355-а// БНА. 2001. N 48; постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 23 "О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности"// СЗ РФ. 2000. N 3. Ст.274.

*(267) См.: Порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116 (с изм. от 15 октября 2001 г.) // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст.5034; 2001. N 43. Ст.4104.

*(268) См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности"// СЗ РФ. 2001. N 33 (ч.I). Ст.3422.

*(269) См.: Порядок проведения конкурса по отбору уполномоченных аудиторских организаций, утвержденный распоряжением Минимущества России от 2 августа 2000 г. N 331-р// БНА. 2000. N 34.

*(270) В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст.3702; 2002. N 21. Ст. 1916; 2003. N 2. Ст. 167) рабочим местом признается место, где работник обязан находиться или куда он должен прибыть. Однако оно таковым не считается, если работодатель не может прямо или косвенно повлиять на условия труда в этом месте.

*(271) Местом нахождения организации в соответствии с п.2 ст.54 ГК РФ является место ее государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Так, в соответствии с п.2 ст.4 Закона об АО учредительными документами общества может быть установлено, что местом нахождения АО является место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности.

*(272) Для определения территориальной обособленности рекомендуется использовать Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК-019-95.

*(273) Согласно п.2 ст.14 Закона РФ от 25 декабря 1990 г. (ред. от 30 ноября 1994 г.)"О предприятиях и предпринимательской деятельности" (Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст.418; СЗ РФ. 1994. N 32. Ст.3302) регистрация филиалов и представительств производилась в порядке, установленном для юридических лиц.

*(274) См.: п.3 ст.19 Закона о регистрации юридических лиц.

*(275) См. Письмо МНС России от 2 марта 1999 г. N ВГ-6-18/1510// РГ "Ведомственное приложение". 1999. 10 апр. N 69.

*(276) См.: Клочихина С. Филиалы и представительства: правовое положение, налогообложение, учет отдельных операций // ФПА АКДИ "Экономика и жизнь". 1997. N 15.

*(277) См., например: п.4 ст.5 Закона об ООО, п.5 ст.5 Закона об АО.

*(278) По соответствующему профилю деятельности или в рамках одного профиля, но в различных точках технологической цепочки производства определенного продукта (услуги).

*(279) Например, службами бухгалтерского учета, планово-экономической, управления персоналом и пр.

*(280) Впервые в отечественном законодательстве понятие "малое предприятие" было использовано в Законе СССР от 4 июня 1990 г. "О предприятиях в СССР"// Ведомости СССР. 1990. N 25. Ст.460.

*(281) См.: Экономика и жизнь. 2002. N 17. С.2.

*(282) Объективности ради следует отметить, что уменьшение количества малых предприятий связано с ростом числа индивидуальных предпринимателей, поскольку многие малые предприятия из-за большей привлекательности предпринимательской деятельности без образования юридического лица, заключающейся прежде всего в наличии упрощенного учета и отчетности, преобразовались в эту форму.

*(283) См.: Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве// Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2001. С.160; Бухгалтерский учет и налогообложение субъектов малого предпринимательства// АКДИ "Экономика и жизнь". 2000. N 4. С.11.

*(284) Действующий до 1 января 2003 г. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства

*(285) Одобрена постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 121 "О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы".

*(286) В установленные сроки это мероприятие не было исполнено.

*(287) Такая "двойная" регистрация введена в Москве. Условием, дающим преимущественное право на поддержку со стороны органов власти города, является включение субъекта малого предпринимательства в специальный реестр. При этом невключение его в реестр не может служить основанием для непредоставления льгот и преимуществ, предусмотренных федеральным законодательством (распоряжение мэра Москвы от 7 мая 1997 г. N 367-РМ "О создании реестра субъектов малого предпринимательства Москвы"// Вестник Мэрии Москвы. 1997. N 16).

*(288) Создан постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. N 424 "Вопросы федерального фонда поддержки малого предпринимательства" (с изм. от 27 августа 1999 г.) // СЗ РФ. 1996. N 16. Ст.1901; 1999. N 36. Ст.4402.

*(289) Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, в течение определенного периода времени применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами (ст.18 НК РФ).

*(290) Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ, устанавливая критерии отнесения организаций к числу имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, не использует понятия "малое предприятие". Как было показано выше, эти критерии не идентичны предусмотренным Законом о поддержке малого предпринимательства. При этом совершенно очевидно, что основной смысл специального налогового режима, установленного гл.26.2 НК РФ, заключается в установлении упрощенной системы налогообложения именно для субъектов малого предпринимательства. Такой вывод следует из ст.346.12, определяющей субъектов, имеющих право применять упрощенную систему, а также из ст.18 НК РФ, устанавливающей, что упрощенная система вводится по отношению к субъектам малого предпринимательства.

*(291) Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

*(292) Указанный перечень идентичен установленному для применения упрощенной системы налогообложения. См. выше.

*(293) СЗ РФ. 2001. N 33 (ч.1). Ст.3413.

*(294) За период с момента вступления Закона об упрощенной системе налогообложения в силу - с января 1996 г. по январь 2002 г. вопреки всем ожиданиям на упрощенную систему налогообложения перешло не более 3% малых предприятий. Одной из причин такой статистики была ранее имевшаяся возможность для субъектов малого предпринимательства воспользоваться льготой по налогу на прибыль при общеустановленной системе налогообложения. См. об этом: Музалевская И.Н. О правовых вопросах налогообложения малых предприятий// Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2002. С.267.

*(295) РГ. 2002. 4 дек. N 230.

*(296) Гражданский кодекс РФ использует понятие "объединение" только применительно к ассоциациям (союзам) - ст.121 и религиозным объединениям - ст.117, не раскрывая содержание этого понятия. В народном хозяйстве социалистического периода промышленные и производственные объединения были широко распространены как форма организации производственно-хозяйственных комплексов и крупных предприятий.

*(297) Из приведенного перечня ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, конечно, не относятся к собственно предпринимательским объединениям, поскольку являются некоммерческими добровольными ассоциативными организациями, создаваемыми не для непосредственного занятия предпринимательской деятельностью, а только для содействия и координации предпринимательской деятельности участников. Однако ассоциации (союзы) и некоммерческие партнерства путем участия в хозяйственных обществах могут заниматься предпринимательской деятельностью и зачастую осуществляют координацию действий участников, направленную на ограничение конкуренции и монополизацию рынка. Поэтому такие объединения в форме некоммерческих организаций перечислены в ряду предпринимательских объединений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.