Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по решению задач на экзамене




Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ

1. Эколого-правовой статус гражданина Российской Федерации.

2. Проблемы разграничения компетенции органов публичной власти в сфере экологии.

3. Право собственности на природные объекты и ресурсы: особенности правового регулирования в РФ и некоторых зарубежных государствах.

4. Организационно-правовые проблемы охраны окружающей среды в промышленности.

5. Правовые проблемы осуществления экологической экспертизы на современном этапе.

6. Экологическое страхование: проблемы правового регулирования.

7. Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования: пути совершенствования.

8. Особенности возмещения экологического вреда в российском праве.

9. Проблемы информационно-правового обеспечения для реализации экологических прав граждан.

10. Современные правовые проблемы охраны и использования литосферы в РФ.

11. Право специального водопользования: проблемы правового регулирования.

12.Право специального лесопользования: проблемы правового регулирования.

13.Правовые проблемы использования и охраны национальных парков на примере Калининградской области.

 

Тематическим планом по изучению «Экологического права» предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий почти по всем темам учебной дисциплины. Изучение каждой темы предполагает самостоятельную работу студентов с рекомендованными источниками специальной юридической литературы и нормативными актами, для проверки студентами приобретенных знаний представлены контрольные вопросы. Проверка усвоения студентами умения решать юридические казусы осуществляется на семинарских занятиях и при выполнении контрольной работы, предусмотренной учебным планом для слушателей отделения ОСП. Вместе с тем темы 4, 17-20 изучаются студентами самостоятельно, по темам 4, 17 и 18 проводятся коллоквиумы на дневном отделении с обсуждением проблемных вопросов, по темам 19-20 предлагается написать реферат. Далее приводятся конкретные рекомендации по изучению указанных тем.

При изучении истории экологического права (тема 4) необходимо сделать выводы о: а) фрагментарности правового регулирования, отождествлении предмета охраны с объектом собственности в дореволюционный период; б) возникновении природоохранного законодательства в советский период; в) значении комплексного акта прямого действия, закрепившего экологические права граждан и их гарантии (Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г.); г) обновлении правовых норм природоресурсного законодательства и совершенствовании природоохранного законодательства в настоящее время; д) говоря о тенденциях развития экологического законодательства, необходимо исследовать такие направления, как его кодификация, детализация правовых предписаний, ликвидация пробелов.

Изучая важнейшие экологические требования, установленные к хозяйственной деятельности (тема 17), необходимо проанализировать требования главы 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно: а) общие экологические требования (ст. 34); б) требования при размещении объектов (ст. 35) и при их проектировании (ст. 36), при их строительстве (ст. 37), при вводе их в эксплуатацию (ст. 38) и эксплуатации (ст. 39); при этом особое внимание необходимо уделить установленным в указанном ФЗ запретам; в) требования по ООС в энергетике (ст. 40, 46 указанного ФЗ, а также ст. 46, 55, 60, 62 ВК, ст. 28 ФЗ «Об использовании атомной энергии»); г) требования по ООС на транспорте (ст. 45 указанного ФЗ, ст. 74 Воздушного кодекса РФ, ст. 6 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст. 47, 56, 60 ВК РФ, ст. 45 ЛК РФ); д) требования по ООС в сельском хозяйстве (ст.42, 49 указанного ФЗ, ст. 56, 60, ч. 3 ст. 61 ВК РФ, ст. 38 ЛК РФ, ст. 13, ч. 2 ст. 78 ЗК РФ); е) требования по ООС в оборонной сфере (ст. 41 указанного ФЗ, ст. 1 ФЗ «Об обороне», ч.4 ст. 11, ч. 2 ст. 21, ч. 3 ст. 87 ЛК РФ, ст. 93 ЗК РФ). Особое внимание следует уделить правовой охране природной среды на начальных этапах создания промышленных объектов (определение места строительства- ст. 12 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», учет мнения населения- требования ФЗ «Об экологической экспертизе», требования ВК РФ, ЗК РФ и др.). Следует изучить особенности требований, предъявляемых на стадии проектирования (в том числе получить положительное заключение государственной экологической экспертизы). Необходимо подчеркнуть возможность приостановления или запрета финансирования строительства объекта в случае его несоответствия экологическим требованиям. (в том числе требованиям ФЗ «Об охране окружающей среды». Особые требования предъявляются к размещению, проектированию и строительству мелиоративных систем, гидротехнических сооружений (ВК РФ, ФЗ «О мелиорации земель» и др.) ФЗ «О радиационной безопасности», «Об использовании атомной энергии» предъявляют более жесткие требования к проектированию, строительству атомных электростанций с целью обеспечения полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с международными правилами.

Вместе с тем, несмотря на специфику изучаемых экологических требований, необходимо строить ответ на поставленный вопрос, исходя из требований общеобязательных для создания промышленных объектов (в том числе требований Градостроительного кодекса): проведение ОВОС, государственной экологической экспертизы. При эксплуатации указанных сооружения обязателен государственный экологический контроль, экологическая паспортизация (указать роль обязательного и добровольного экологического страхования и актуальность проведения экологического аудита). Общие требования закреплены в ст. 45-56 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Изучая тему № 18, необходимо учитывать, что: а) в настоящее время отсутствует ФЗ, регламентирующий правовой режим зон экологического бедствия, специальные законы, регламентируют лишь правовой статус лиц, пострадавших в результате экологического бедствия на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению; б) правовой режим зон ЧС закреплен в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», классификация ЧС содержится в подзаконных нормативно-правовых актах; в) в соответствии с требованиями ФЗ «Об экологической экспертизе» обязательна экологическая экспертиза проблемных территорий (ст. 11); г) в законодательстве установлены ограничения режима использования природных ресурсов в условиях ЧС (ст. 51 ЗК РФ, ст. 41 ВК РФ, и др.). Для полного ответа на поставленные вопросы необходимо произвести изучение понятия «экологическая безопасность». По мнению многих ученых правоотношения, связанные с обеспечением экологической безопасности являются предметом правового регулирования экологического права, а также составной частью национальной безопасности РФ (Закон РФ «О безопасности» 1992 г., ФЗ «Об охране окружающей среды», законы Об экологической безопасности, принятые в субъектах РФ). Более подробно следует подойти к изучению понятия «чрезвычайная экологическая ситуация»- для этого необходимо проанализировать нормы ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», закона РФ «О чрезвычайном положении», Закона РФ «О безопасности», проведя классификацию чрезвычайных ситуаций (по источнику, по последствиям, по степени остроты, по скорости развития, по сфере проявления, по масштабам, по происхождению). Особое внимание следует уделить классификации, имеющей практическое значение: деление чрезвычайных ситуаций на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Следует провести сравнительно-правовой анализ понятий: чрезвычайная экологическая ситуация, зона экологического бедствия, чрезвычайное положение, указав основные ограничения для реализации гражданами своих экологических прав. Более подробно следует отнестись к изучению особенностей привлечения к ответственности за нарушение законодательства о чрезвычайных экологических ситуациях и экологических бедствиях, проведя анализ российского, зарубежного и международного законодательства об экологических рисках.

Изучая международно-правовой механизм охраны ОС (тема 19), необходимо подчеркнуть, что: а) РФ осуществляет международное сотрудничество в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами; б) вся совокупность действующих международно-правовых актов в сфере ООС может быть разделена на: 1) базовые акты (Стокгольмская декларация по проблемам окружающей человека среды, 1972 г., Всемирная хартия природы, 1982 г. И др.), 2) отраслевые акты (Венская конвенция об охране озонового слоя, 1985 г., Конвенция о биологическом разнообразии, 1992 г. и др.); 3) региональные акты (Экологическая программа для Европы), 4) двусторонние акты РФ с государствами- членами ЕС, СНГ, с другими государствами; в) вспомогательными источниками международного экологического права являются решения международных судов и арбитражей (Международного суда ООН, при котором работает палата (камера) по экологическим вопросам, Международного экологического трибунала и др.); г) среди наиболее значимых международных организаций в сфере ООС следует назвать: глобальные межправительственные (специализированные учреждения ООН – ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, ВМО, МАГАТЭ и др.), региональные организации (Международный (всемирный) союз охраны природы (МСОП), Международный (межгосударственный) экологический совет стран СНГ и др.).

Изучая особенности правовой охраны ОПС в зарубежных странах (тема 20), необходимо отметить, что в целом круг источников экологического права зарубежных государств совпадает, т.к. в большинстве стран: а) экологические права граждан закреплены в конституционных нормах (ст. 20а Основного закона ФРГ); б) приняты комплексные нормативно-правовые акты по ООПС (Экологический кодекс Франции, Закон Польши «Об охране природы»); в) приняты законодательные акты, регулирующие охрану и использование отдельных природных ресурсов (закон ФРГ «О защите растений»; законодательные акты Польши - Водное право, Геологическое и горное право, Рыболовное право, Закон США «О чистом воздухе» и др.). Вместе с тем, есть и специфические особенности, присущие экологическому законодательству некоторых стран: а) наличие детальной регламентации в законе некоторых вопросов (Закон ФРГ «Об экологической информации»); б) содержание составов экологических преступлений и санкций не только в УК, но и в специальных экологических законах (Польша); в) включение в систему источников актов общественных организаций, профсоюзов, объединений предпринимателей, решений Конституционного суда ФРГ и других судов (Германия); г) огромная роль обычая и судебного прецедента (США). Особый интерес представляет анализ опыта кодификации экологического законодательства за рубежом, изучение тенденций развития экологического законодательства ЕС на современном этапе. Практический интерес представляет изучение экологического законодательства прибалтийских государств- ближайших соседей Калининградской области. При этом необходимо провести сравнительный анализ зарубежных правовых норм и правовых норм, регулирующих вопросы охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в РФ. Более подробно можно рассмотреть экологические права, закрепленные в Конституциях различных государств, либо особенности привлечения к ответственности за экологические правонарушения за рубежом. Предполагается написание рефератов с последующей их защитой на заседании экологического кружка.

Вместе с тем, проведение семинарских занятий также предполагает самостоятельную работу студентов по выполнению письменных заданий в группах: так при подготовке к семинарскому занятию по теме № 3 студентам предлагается для более полного ответа на вопрос «источники экологического права» выполнить письменное задание - составить таблицы- схемы по вариантам (работа в группах по 3-4 студента): 1 вариант – «Источники экологического права РФ», 2 вариант – «Экологическое законодательство Калининградской области», 3 вариант – «Экологическое законодательство стран СНГ», 4 вариант – «Источники международного экологического права, 5 вариант – «Источники экологического права ЕС», 6 вариант – «Источники экологического права зарубежных государств».

Указанное задание выполняется с учетом доступа к справочно-правовой системе «Консультант Плюс», что позволяет развивать способность владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации и углублять навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11).

При подготовке к семинарскому занятию по теме № 5 с целью формирования навыков подготовки юридических документов (ПК -7) студенты получают письменное задание по составлению проекта договора на: 1 вариант: водопользование; 2 вариант: лесопользование; 3 вариант: недропользование; 4 вариант: пользование объектами животного мира. Указанная работа также проводится в группах по 3-4 человека с учетом требований природоресурсного и природоохранного законодательства с целью формирования способности применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5).

Помощь в организации самостоятельной работы студентов призваны оказать имеющиеся на кафедре методические материалы по экологическому праву.

Для самостоятельной проверки студентами приобретенных знаний при изучении соответствующих тем учебной дисциплины имеются контрольные вопросы по каждой теме, приведенные в настоящей рабочей программе и в методических указаниях по изучению экологического права.

Важное место в самостоятельной работе студентов занимает подготовка к семинарским занятиям, на которых вырабатываются навыки и умения применять нормы экологического права в ходе решения задач. Проверка усвоения студентами полученных знаний осуществляется и на экзамене.

При решении задачи необходимо правильно выбрать правовые нормы, с помощью которых следует разрешать конкретную ситуацию, что позволяет выработать навыки самостоятельной работы и умение применять их на практике.

Решение задачи следует осуществлять по следующей схеме:

1 этап: анализа ситуации, ее правовая оценка;

2 этап: поиск соответствующих нормативно-правовых актов и определение правовых норм, подлежащих применению;

3 этап: анализ сложившейся судебно-арбитражной практики по аналогичным спорам;

4 этап: письменное решение (выводы должны быть четко сформулированы, аргументированы, должны иметь пояснения)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.