Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало цикла умственного развития




ЦИКЛ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ КАК КОМПЛЕКСНОЕ ПОНЯТИЕ

Однороден или многообразен цикл умственного раз­вития? Сам термин «цикл» есть в конце концов лишь обобщаю­щее название, которым мы пользуемся для удобства изложения. Во временном разрезе цикл — это смена различных эпох или моментов, начинающихся рождением и кончающихся смертью. По существу же — это смена событий на протяжении данного отрезка времени. И вот, подобно тому как общий органический цикл оказался разделенным на отдельные циклы для отдельных органов и систем, так и цикл умственного развития может быть расчленен по своим отдельным проявлениям или линиям разви­тия. Развитие языка может быть отделено от развития хвата­тельных способностей или от развития понятий причинности и так далее до бесконечности.

Эти отдельные линии развития будут стремиться к коорди­нированному течению и к слиянию и будут похожи в отдален­ной перспективе на единую дорогу, на простой цикл роста.

Однако составные линии развития должны быть подвергну­ты анализу в качестве изолированных комцонентов уже для того, чтобы обнаружить индивидуальные вариации, могущие быть у различных субъектов, как равно и для выявления тождествен­ных моментов. Лишь разобрав сноп по соломинкам, мы обнару­жим, что всем им присуще нечто общее. Другая сторона проб­лемы— влияние возраста на такие основные моменты поведения, как ретенция (способность запоминания), быстрота и точность реакции. Цикл умственного роста охватывает собой упадок и разложение в такой же степени, как возникновение и нараста­ние. Это говорит в пользу того, что сложный комплекс умствен­ного развития должен описываться и изучаться не только в своем единстве, но и в своем более или менее скрытом разнообразии.

В следующих главах, в этюдах индивидуального развития, мы дадим образцы ощутимой неравномерности в темпе разви­тия отдельных линий поведения,у одного и того же ребенка.

Когда начинается цикл умственного развития? Труд­ность вопроса не делает его все же нелепым. Если только поня­тие ростового цикла имеет ту научную достоверность, какая во­обще возможна сейчас в области психологии, то должен также существовать, по крайней мере теоретически, тот нулевой пункт, от которого надо вести отсчет и с которого надо начинать описа-

ние. Юридически и чисто условно возраст и история ребенка счи­таются от момента рождения. Исследования раннего умственно­го развития отправляются от момента рождения. Между тем с био­логической точки зрения рождение есть лишь веха на непрерыв­ном пути развития. Эта веха не поставлена на одинаковом месте для различных видов животных. Рождение наступает относительно «рано» у кролика, появляющегося на свет обнаженным, слепым и беспомощным; оно наступает относительно «поздно» у зайца, рождающегося зрячим, покрытым шерсткой и твердо стоящим на ногах. Возможно, что рождение наступает в различные «сроки» у различных рас. Момент рождения не указывает на определенную степень зрелости, и еще менее он представляет собой нулевой пункт умственного созревания для человека, внутриутробный период которого длится десять лунных месяцев.

Рассматриваемый биологически, весь период, предшествую­щий зрелости, представляет одно непрерывное целое. Послеут-робное детство уходит своими корнями в фетальную4 стадию, эта стадия является дальнейшим развитием эмбриона, а этот пос­ледний в свою очередь происходит из зародышевой клетки.

Для того чтобы сохранить правильную перспективу в отно­шении раннего детства, надо проследить, как складываются орга­низм и его поведение в период до рождения. Уже в первом ме­сяце этого периода были обнаружены проявления органическо­го поведения. К середине фетального периода созревает уже значительная группа способов поведения. Возможности эти раз­виты настолько, что ребенок, родившийся на два-три месяца ра­нее положенного срока, может все же выжить. Недоношенный ребенок — ключ к познанию внутриутробной фазы цикла развития. Совершенно очевидно, что его психика вряд ли может изучать­ся без соответствующего воссоздания истоков поведения, иду­щих из стадии эмбриона и зародыша. Важные теоретические воп­росы, возникающие при попытках истолковать поведение ребен­ка, родившегося до срока, требуют специального анализа.

Оплодотворение, а не появление на свет отмечает собой на­чало жизненного цикла, и есть достаточно оснований подобным же образом устанавливать начальную эру для цикла психичес­кого развития. При нормальных условиях период человеческого детства составляется из десяти месяцев подготовительного раз­вития и десяти лет, предшествующих отрочеству. Рождение слу­жит скорее моментом перехода, чем возникновения.

Фетальная — зародышевая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.