Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отправные моменты




Возникает естественный вопрос: в какой момент появ­ляется личность? Чтобы ответить на него, необходимо, во-пер­вых, предложить определение или критерий личности; во-вто­рых, как это показал Пиаже применительно к интеллекту, сле­дует найти такие поступки и структуры, исходя из которых можно было бы проследить последовательное развитие личности вплоть до образования ее развитых форм. В этом смысле, а также потому, что личность предполагает индивидуальность, можно задать еще один вопрос: начиная с какого момента можно констатировать появление индивидуальных различий? Кроме того, необходимо еще знать, о каких различиях идет речь. Отражают ли различия в росте, весе, равно как и различия многочисленных физиоло­гических характеристик, личностные различия? Или, может быть, они предваряют их? Ответ на этот вопрос, очевидно, нельзя дать априори, он может быть только результатом наблюдений.

Известно, что в помещении для новорожденных очень легко выделить различные типы сосунков, и опытные няни всегда могут

1 Экспериментальная психология (редакторы-составители П. Фресс, Ж. Пиа­же), вып.У. М., 1975, стр. 248—256.

без труда охарактеризовать их: например, своевольные и нервные, «ангелочки», пикники и астеники и т. д. Но можно ли утверж­дать, что уже в этом проявляется личность? Как показывают мои собственные наблюдения, спустя несколько дней после рож­дения различия затушевываются, и вся эта группа младенцев приобретает более единообразный характер. Интересно было бы проследить, не проявятся ли эти индивидуальные характерис­тики снова в более позднем возрасте.

Такой продольный метод является, видимо, единственным надежным способом определения индивидуальных различий, имеющих отношение к личности. Впервые он был применен Мэри Ширли (1933), осуществившей изучение детей на протя­жении первых двух лет их жизни. Многочисленные тщательно проведенные измерения и наблюдения показали, что только очень немногие характеристики сохраняют относительное по­стоянство в течение нескольких месяцев, однако наблюдается тенденция к увеличению интервалов такого постоянства с возрас­том. Это, видимо, указывает на то, что с возрастом происходит все большая фиксация характерных черт. Нейлон (1948), наблю­давшая 15 лет спустя 15 детей — бывших испытуемых Ширли, — составила описание их личностей. Она предложила идентифи­цировать эти портреты третьим лицам и сравнить их с описа­ниями Ширли. Результаты, во многом обнадеживающие, свиде­тельствуют о том, что уже в два года достаточно выражена ин­дивидуальность ребенка. Результаты Уошбёрна (1929) и Гезелла (1929) показывают, что уже в самые первые месяцы жизни ре­бенка можно выявить индивидуальные различия в темперамен­те, сохраняющиеся в последующие годы. Олпорт (1937) соста­вил «портрет» четырехмесячного ребенка, описав его следую­щим образом: А. охотно смеется, хорошо адаптирован, экстраверт, подпрыгивает, когда у него хорошее настроение, активен, ша­ловлив, вербально одарен. Вплоть до девятилетнего возраста до­стоверность этого портрета подтверждалась независимыми на­блюдениями. Надо заметить, что все характеристики, постоян­ство которых отмечается с самого раннего возраста, являются всегда первичными чертами, легко поддающимися оценке. Эти исследования показывают, что качества, относящиеся к личнос­ти, присутствуют уже в начале жизни, однако четкое определе­ние их невозможно из-за отсутствия точных методов. Капиталь­ное исследование Эскалоны и Хайдера (1959), сравнивших опи­сания 31 ребенка, полученные в результате кратковременного изучения их на первом году жизни, с достаточно подробными описаниями, полученными при повторных наблюдениях (L. Murphy, 1956), показало, что 46% из 882 прогнозов оказались правильными,

а 20% приблизительно правильными. Необходимо отметить, од­нако, что это сравнение осуществлялось не на базе первичных черт, а на основе переменных, или характеристик, полученных в результате очень скрупулезных наблюдений. Мейли (1957) об­наружил у детей в возрасте 3—4 месяцев различие в реакциях на предъявленный предмет: у одних первоначальное торможе­ние быстро сменялось разрядкой напряжения, свободными дви­жениями, иногда улыбкой; у других напряжение сохранялось, сменяясь состоянием раздражения, переходящим в плач. Пул-вер (1959) показал, что эти характеристики остаются достаточно устойчивыми в различных ситуациях в течение всего первого года; эксперименты, проводившиеся спустя 5—8 лет (Lang, 1962), выявили положительную корреляцию (0,53—0,54) между полу­ченными характеристиками поведения и реакцией на объект в течение первого года. Эта реакция, таким образом, основывает­ся, видимо, на фундаментальном качестве, которое психологи­чески выражается либо в явно положительном, либо в явно от­рицательном отношении к новым ситуациям. Самые различные проявления этого феномена наблюдались у двух братьев начи­ная с момента рождения и до 9 и 13 лет (МеШ —Dworetzki, 1959). На первом году жизни можно обнаружить, несомненно, и дру­гие качества такого рода. Белл (I960), подвергший факторному анализу большое число наблюдений, сделанных в первые неде­ли жизни ребенка, выявил пять таких качеств, однако устойчи­вость этих качеств и их значимость для развития личности мо­гут быть проверены только с помощью дальнейших исследова­ний. Таким образом, в настоящее время наши знания об истоках личности пока еще весьма рудиментарны.

Мы можем в равной степени отнести даже самые первые психологические различия как за счет физиологических разли­чий, так и за счет внешних влияний. Мейли, Лор и Пулвер (1962) провели исследования в этом направлении, сравнивая резуль­таты наблюдений за ребенком и его матерью в первые 10 дней и реакцию ребенка на предъявление нового объекта в четырех­месячном возрасте. Было получено несколько статистически зна­чимых, хотя и невысоких, корреляций с некоторыми характери­стиками дыхания и мимики, а также с некоторыми характерис­тиками матери. Эти корреляции представляют интерес, однако следует проявить известную осторожность, поскольку имеется тенденция относить каждое проявление, допускающее психоло­гическую интерпретацию, к понятию личности.

По сравнению с очень большим числом факторов, обнару­женных у взрослых, число фундаментальных переменных, кото­рые удалось выявить до настоящего времени у новорожденных,

очень мало, что, видимо, связано в первую очередь с трудно­стью установления типичных проявлений. С другой стороны, воз­можно, что большинство переменных, даже фундаментальных, выявляются лишь позднее либо потому, что речь идет о струк­турных факторах, либо потому, что поступки, соответствующие проявлению этих переменных, требуют более высокого уровня развития интеллекта. Кеттелл, факторные исследования которо­го распространялись и на четырехлетних детей, утверждает, что «структура личности (не касаясь ее динамической сферы) у ре­бенка немногим проще, чем у взрослого» (1957). Он упоминает следующие факторы, выявляемые в возрасте 4—5 лет: циклоти­мия — шизотимия, господство—подчинение, конфликтующие вле­чения или слабость Я (1957).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.