Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Различение интероцептивных иэкстероцептивных ощущений




РАЗНООБРАЗИЕ ПОВЕДЕНИЯ

Поведение детей, их действия и реакции чрезвычай­но разнообразны, особенно в первые годы жизни. Их можно сравнить с постепенно раскрывающимся веером — все новые и новые стороны личности ребенка предстают перед нами. Мож­но согласиться с тем, что увеличение диапазона возможных форм поведения в результате развития восприятия, моторных и ум­ственных способностей есть не что иное, как проявление одних и тех же качеств темперамента ребенка во все более разнооб­разных ситуациях, тогда как основа и структура его личности остаются неизменными. В феноменальном плане личность будет меняться, в структурном она будет оставаться той же самой. В ка­кой мере верна эта точка зрения, должны показать будущие Ис­следования. Тем не менее помимо феноменальных модифика­ций возможны и структурные изменения, а это значит, что в определенные моменты развития должно возникать и новое по­ведение, которое нельзя объяснить развитием тех или иных фун­кций или простым подражанием. Шпитц (1957), Эриксон (1950), Мейли (1957) и Мальрьё (1960) изучали в этом плане некоторые аспекты становления личности; кроме того, работы Пиаже, ес­тественно, изобилуют наблюдениями, касающимися, в частности, эгоцентризма, которые также относятся к этому аспекту развития. Нам представляется необходимым несколько более подробно ос­тановиться на структурных модификациях. Уместно вспомнить здесь, что Сарбин (1952, 1954) указывает на последовательное образование пяти центров Я, понимаемых им как способы по­знавательной организации опыта в соответствии с принципом константности.

Большинство авторов придерживаются мнения, что вплоть до второго-третьего месяца новорожденный не различа­ет интероцептивные и,экстероцептивные ощущения. Как гово­рит Пиаже (1937), «вначале внешний мир смешан с ощущения­ми от Я, находящегося в неведении относительно собственного существования, и лишь потом эти два понятия отделяются друг от друга и соответственно организуются». С эмоциональной точки зрения наблюдаемые в этот период состояния спокойствия, хо­рошего настроения или неудовлетворенности зависят только от физического состояния и никак не связаны с внешними вос­приятиями. К четвертому месяцу у ребенка регулярно появля­ется улыбка при виде людей, но в то же самое время и выра­жение тревожности, как отмечает Мейли (1957). Это новые ре­акции, ответы индивида на определенные, приходящие извне стимулы. Наблюдения за восприятиями, моторикой и эмоциональ­ными проявлениями ребенка позволяют сделать вывод о том, что в этот период происходят координация и дифференциация ин­тероцептивных и проприоцептивных ощущений, с одной сторо­ны, и экстероцептивных — с другой. С этого начинается общая организация опыта и, стало быть, организация личности. Согласно Шпитцу (1958), появление улыбки означает, что в этот период «ребенок обращается к внешним восприятиям, он начинает ру­ководствоваться принципом реальности. Происходит образова­ние и отделение друг от друга предсознания и подсознания. На­чинают функционировать первые элементы Я. Возможно, дан­ная интерпретация заходит слишком далеко, приписывая этой еще элементарной организации способность к различениям, эф­фект которых можно наблюдать только много позднее. Мы ни­когда не узнаем об уровне сознания ребенка в этом возрасте, однако характер его реакций позволяет сделать вывод, что пер­вое различение, формирующееся в этой зарождающейся лично­сти,— это различение системы, связанной с внутренними ощу­щениями, побуждениями и желаниями, и системы ощущений, более независимых от этих субъективных состояний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.