КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. Различение интероцептивных иэкстероцептивных ощущений
РАЗНООБРАЗИЕ ПОВЕДЕНИЯ Поведение детей, их действия и реакции чрезвычайно разнообразны, особенно в первые годы жизни. Их можно сравнить с постепенно раскрывающимся веером — все новые и новые стороны личности ребенка предстают перед нами. Можно согласиться с тем, что увеличение диапазона возможных форм поведения в результате развития восприятия, моторных и умственных способностей есть не что иное, как проявление одних и тех же качеств темперамента ребенка во все более разнообразных ситуациях, тогда как основа и структура его личности остаются неизменными. В феноменальном плане личность будет меняться, в структурном она будет оставаться той же самой. В какой мере верна эта точка зрения, должны показать будущие Исследования. Тем не менее помимо феноменальных модификаций возможны и структурные изменения, а это значит, что в определенные моменты развития должно возникать и новое поведение, которое нельзя объяснить развитием тех или иных функций или простым подражанием. Шпитц (1957), Эриксон (1950), Мейли (1957) и Мальрьё (1960) изучали в этом плане некоторые аспекты становления личности; кроме того, работы Пиаже, естественно, изобилуют наблюдениями, касающимися, в частности, эгоцентризма, которые также относятся к этому аспекту развития. Нам представляется необходимым несколько более подробно остановиться на структурных модификациях. Уместно вспомнить здесь, что Сарбин (1952, 1954) указывает на последовательное образование пяти центров Я, понимаемых им как способы познавательной организации опыта в соответствии с принципом константности. Большинство авторов придерживаются мнения, что вплоть до второго-третьего месяца новорожденный не различает интероцептивные и,экстероцептивные ощущения. Как говорит Пиаже (1937), «вначале внешний мир смешан с ощущениями от Я, находящегося в неведении относительно собственного существования, и лишь потом эти два понятия отделяются друг от друга и соответственно организуются». С эмоциональной точки зрения наблюдаемые в этот период состояния спокойствия, хорошего настроения или неудовлетворенности зависят только от физического состояния и никак не связаны с внешними восприятиями. К четвертому месяцу у ребенка регулярно появляется улыбка при виде людей, но в то же самое время и выражение тревожности, как отмечает Мейли (1957). Это новые реакции, ответы индивида на определенные, приходящие извне стимулы. Наблюдения за восприятиями, моторикой и эмоциональными проявлениями ребенка позволяют сделать вывод о том, что в этот период происходят координация и дифференциация интероцептивных и проприоцептивных ощущений, с одной стороны, и экстероцептивных — с другой. С этого начинается общая организация опыта и, стало быть, организация личности. Согласно Шпитцу (1958), появление улыбки означает, что в этот период «ребенок обращается к внешним восприятиям, он начинает руководствоваться принципом реальности. Происходит образование и отделение друг от друга предсознания и подсознания. Начинают функционировать первые элементы Я. Возможно, данная интерпретация заходит слишком далеко, приписывая этой еще элементарной организации способность к различениям, эффект которых можно наблюдать только много позднее. Мы никогда не узнаем об уровне сознания ребенка в этом возрасте, однако характер его реакций позволяет сделать вывод, что первое различение, формирующееся в этой зарождающейся личности,— это различение системы, связанной с внутренними ощущениями, побуждениями и желаниями, и системы ощущений, более независимых от этих субъективных состояний.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |