Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика равновесия в общественном секторе




РАВНОВЕСИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Выявленные и агрегированные в ходе общественного выбора предпочтения относительно общественных благ должны быть согласованы с возможностями их производства и предложения. Участвуя в экономическом обороте, общественный сектор должен обеспечить равновесие (сбалансированность) своего развития.

Равновесие в общественном секторе – это сложный структурообразующий процесс, имеющий два аспекта: внешний и внутренний. Внешний аспект равновесия требует сбалансированности с развитием всей национальной экономики страны, в т.ч. с рыночным сектором. Внутренний аспект равновесия предполагает соблюдение пропорций в размещении ресурсов внутри самого общественного сектора и достижение сбалансированности государственного бюджета.

Внешняя сбалансированность общественного сектора обусловлена его взаимодействием с другими секторами и отраслями национальной экономики, с рынками первичных ресурсов земли, труда, капитала, информации (рис. 1). Она базируется на соизмерении предельных выгод и предельных затрат, производственных возможностей, находится под воздействием социально-политических, демографических, природно-климатических и многих других факторов. Кроме того, на внешнее равновесие оказывают влияние процессы, происходящие в мире, связанные с одной стороны, с глобализацией и интеграцией в единое экономическое пространство, с другой стороны, побуждающие к усилению внимания в вопросах внешней безопасности, защиты от терроризма и т.п.

 

Внешняя сбалансированность общественного сектора  
Включение равновесия общественного сектора в общее рыночное равновесие посредством цен рыночного спроса и предложения, предельных выгод и затрат, Предельных норм замещения, предельных норм трансформации кривых производственных возможностей и кривых безразличия Включение в экономичес- кий оборот посредством Системы национальных счетов и межотраслевого баланса «затраты- выгоды», социальных норм и нормативов финансовых норм расходования, исчисления ВВП с включением общественных благ На основе паритетности частного сектора и общественного сектора (на микроуровне - воздействие инструментов финансово-налоговой политики на поведение субъектов рынка; на макроуровне- воздействие инструментов финансовой политики на макроэкономические показатели в т.ч. экономический рост, занятость и т.п.)

 

Рис. 1 Внешние аспекты равновесия в общественном секторе

 

Деятельность общественного сектора, как и других институциональных секторов национальной экономики, отражается в Системе национальных счетов в Разделе Z. Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение, а также в части, относящейся к государственному и муниципальному сектору;

Раздел М. Образование;

Раздел N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг;

Раздел О. Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг.

Другие виды отраслевой деятельности, связанные с предоставлением общественных благ, включаются в агрегированные показатели по соответствующим видам деятельности (транспорт, связь, производство и т.п.).

Кроме того, на внешнем равновесии общественного сектора отражаются изменения в поведенческой мотивации субъектов рынка, обусловленные проводимой государством финансовой, налогово-кредитной, таможенной, миграционной, демографической политикой, что ведет к перераспределению ресурсов. Соответствующим образом влияние внешних факторов способно изменять макроэкономические показатели, свидетельствующие о месте общественного сектора, его участии в жизнеобеспечении граждан.

Другой аспект сбалансированности общественного сектора характеризует его внутреннее равновесие. Поскольку равновесие в общественном секторе – это, прежде всего, бюджетное равновесие, то необходимо установление соответствия потребности в чистых общественных благах с ресурсными и производственными возможностями их предоставления. Для достижения внутреннего равновесия особо важное значение имеет устойчивое и надежное финансирование через целевые бюджетные и внебюджетные фонды. В сегменте смешанных общественных благ равновесие поддерживается использованием сборов и платежей.

Особенности равновесия в общественном секторе можно охарактеризовать посредством его сравнения с рыночным равновесием (табл..1). Наиболее существенные отличия от рыночного равновесия связаны со способом установления его в общественном секторе. Если на рынке для этого используется гибкая система ценообразования, которая является саморегулирующейся, добровольной, тогда как в общественном секторе – это система государственного принуждения, целенаправленная на конкретные результаты, реализуемая посредством фискальной политики государства.

Таблица 1

Отличия равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия

Критерий сравнения Рыночное равновесие Равновесие в общественном секторе  
1. Способ установления равновесия   Добровольный Принудительный  
2. Характер установления равновесия   Саморегулирующийся Целенаправленный (так как действует фискальная политика государства
3. Установление равновесия Ценовое Бюджетное (финансово- бюджетный)  
4. Принцип сбалансированности (эквивалентности)   Рыночная эквивалентность: коммерческий принцип соотнесения частных затрат и частных выгод – экономическая оценка   Фискальная эквивалентность: соотношение социальных затрат и социальных выгод – социальная оценка  
5. Выявление предпочтений потребителей   Мобильное – через цену частного блага   Косвенное – посредством общественного выбора  
6. Определение спроса Горизонтальное суммирование индивидуальных кривых спроса Вертикальное суммирование индивидуальных кривых спроса  
7. Характер уравновешивания спроса и предложения   Рыночный обмен экономического блага на доход   Посредничество государства либо негосударственных некоммерческих организаций  
8. Предложение Объем предложения может не совпадать с объемом потребления   Объем предложения ВСЕГДА равен объему потребления
9. Время между оплатой и использованием Как правило, нет разрыва во времени и пространстве между оплатой и использованием блага   Разрыв во времени и пространстве между оплатой и использованием блага  

 

Гибкая система рыночных цен весьма эффективно позволяет выявлять предпочтения потребителей через движение цен на частные блага, опираясь на соизменение частных затрат и частных выгод, то в общественном секторе возможно лишь косвенное выявление предпочтений посредством общественного выбора и соотнесение социальных затрат и социальных выгод.

При анализе тенденций изменения структуры общего равновесия в общественном секторе и соотношения государственного и семейного бюджетов необходимо знать особенности частного равновесия спроса и предложения соответствующего вида общественного блага.

Равновесие предложения и спроса на чистые общественные блага и многие виды социально-значимых благ устанавливается в значительной степени с помощью государственного бюджета и является, по существу, бюджетным равновесием. Отличие равновесия общественного сектора от рыночного равновесия весьма рельефно отражается в специфических особенностях бюджетного равновесия.

Бюджетная сбалансированность (фискальная эквивалентность) существенно отличается от эквивалентности, устанавливаемой рынком. В основе рыночной эквивалентности лежит коммерческий принцип соотнесения частных затрат и частных выгод. Частные фирмы несут полную экономическую ответственность за все взятые на себя обязательства по сделке с другими хозяйствующими субъектами и, в случае нарушения обязательств, они рискуют оказаться несостоятельными (обанкротиться), их финансы отделены от государственных финансов.

Бюджетное равновесие базируется на фискальной эквивалентности, на принципе соотнесения социальных затрат и социальных выгод, который является приоритетным в сфере производства и потребления многих видов общественных благ. При решении проблем внешней и внутренней безопасности, здоровья народа, национальных культурных ценностей, фундаментальных научных открытий – коммерческий подход не пригоден, а в некоторых случаях (например, денежная оценка ценности самой жизни) безнравственен. Наиболее целесообразно в таких случаях использовать методы приемлемого риска и последовательного приближения к абсолютной безопасности. Приоритет отдается социальным критериям над экономическими.

Бюджетное равновесие строится на принципе учета эффекта целого, синергетического эффекта, не представляющего собой механическую сумму частных эффектов. Подчинение частных интересов общественным – это характерная особенность бюджетного равновесия. Финансирование первичных звеньев общественного сектора неотделимо от государственного финансирования.

Особенность бюджетного равновесия – ярко выраженное преобладание обязательного, принудительного характера установления финансовой сбалансированности и финансирования в соответствии с принципом единой кассы (государственной казны), как производного от требования единства бюджетной системы. Принцип единства кассы включает важное положение о запрете на целевое предназначение налога для определенного государственного расхода. В соответствии с этим положением не допускается увязка определенных налоговых поступлений с конкретными государственными расходами. В тех случаях, когда в государственном бюджете определенные доходы закрепляются для исполнения конкретных расходов, допускается маневрирование средств в рамках закрепленной статьи бюджета и создания резервного фонда. В большинстве случаев поступающие доходы в бюджет включаются в общую сумму и их расходование осуществляется правительством в соответствии с тем, какие социально- экономические приоритеты устанавливает парламент при утверждении государственного бюджета.

Отличительная особенность бюджетного равновесия от рыночного состоит в том, что существует разрыв во времени и пространстве между оплатой населением общественных благ с помощью налогов, изымаемых государством в бюджет и их использованием, а затраты на общественное благо обычно отдалены от получаемых выгод. Объективно обусловленная посредническая роль государства в регулировании спроса и предложения общественных благ затрудняет понимание, что государственные расходы на общественные блага, предоставляемые бесплатно или на льготных условиях, находятся в зависимости от налогов, которые платят государству, т.е. создается иллюзия бесплатности получения общественных благ. На практике многие граждане одобрительно относятся ко всякому повышению расходов на социальные нужды, но оказывают сопротивление следующему за этими акциями повышению налогов, росту налогового бремени. Фискальная иллюзия населения учитывается политическими деятелями в борьбе за голоса избирателей и отражается в их программах.

Некоторые особенности бюджетного равновесия, обусловлены тем, что уравновешивание спроса и предложения осуществляется не на прямую, в ходе рыночного обмена экономического блага на доход, а опосредованно, через государственный бюджет. Вследствие этого ослабляется принцип обратной связи, наиболее эффективно реализуемый с помощью рынка, что ведет к возникновению искусственного спроса на общественные блага, их дефициту при расточительном использовании.

Регулирование спроса и предложения с помощью государственного бюджета имеет много общего с регулированием на монопольном рынке, на рынке с негибкими ценами. Характерными чертами такого регулирования являются: рационирование (использование норм, стандартов), установление списка очередников, голосование ногами, теневой рынок и злоупотребление должностным положением, коррупция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.