Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение равновесия в общественном секторе




Решение проблемы обеспечения внешнего и внутреннего равновесия в общественном секторе связано, прежде всего, с бюджетным равновесием.

При анализе бюджетного равновесия следует учитывать существование двух разных концептуальных подходов к проведению стимулирующей финансовой (фискальной) политики.

Первый подход воплощает кейнсианские идеи об экономическом равновесии и связан с регулирующей функцией государственного финансирования. Он предусматривает подчинение финансовой политики решению задач стабилизации экономики и социальной защиты населения, т.е. используется как инструмент экономического роста.

Посредством воздействия мультипликаторов (налоги, государственные трансфертные платежи, государственные закупки) на совокупный спрос правительство стремится получить равновесный национальный доход, взять под контроль инфляцию и содействовать росту занятости экономически активного населения. Государство с помощью инструментов финансовой политики опосредованно через рынок может достичь желаемых целей.

Однако поставленные цели и задачи преобразуются так, что результаты не всегда соответствуют ожиданиям, т.к. чем эффективнее функционирует рыночная экономика, тем меньше требуется вмешательство в нее государства, тем ограничено число целей и инструментов, используемых в экономической политике вообще, и финансовой политике, в частности. К снижению эффективности стимулирующей финансовой политики могут привести, например, такие причины, как: безработица, а решение поставленных социальных задач и, связанный с этим рост социальных расходов, может расходится с целями по их сдерживанию;

- в кризисные периоды ресурсный потенциал и экономические возможности государства нередко недостаточны для решения множества поставленных задач;

- используемые мультипликаторы могут иметь разнонаправленный характер действия и неодинаковую продолжительность, вследствие чего возникает временной лаг при реализации задач финансовой политики; в силу инерционности экономических процессов происходит запаздывание между изменениями ее целей и изменением ее инструментов.

Финансовая политика по временному лагу отличается от других видов экономической политики. Она имеет более длинный лаг, чем денежная политика, поскольку для принятия решения о налогах и государственных расходах требуется значительная поддержка парламента, а на процедуру согласования уходит много времени. Вопросы денежной политики входят в компетенцию исполнительной власти и требуют меньше времени для принятия. Однако финансовая политика имеет больший эффект, чем денежная, по непосредственному воздействию на совокупный спрос следует учитывать также, что различные вопросы финансовой политики требуют неодинакового времени для решения. Так, расходы из бюджета на научные исследования, на сооружение инфраструктуры (строительство дорог, дамб, туннелей) намного превышают средний временной лаг других расходов государства (например, расходов на государственные закупки товаров и услуг).

При подходе к стимулирующей финансовой поли тике с позиции кейнсианской модели макроэкономического равновесия, бюджетное равновесие выполняет подчиненную роль и его достижение не является обязательным, т.е. допускается практика дефицитного финансирования. При взаимодействии доходной и расходной частей бюджета приоритет отдается расходам по реализации государственных функций и на их покрытие направляются доходы за счет повышения налогов до критического, предельного уровня. При таком подходе к финансовой политике налог трактуется в узком смысле, как одна из форм внеэкономического принудительного изъятия средств в пользу государства, без взаимного удовлетворения, с целью перераспределения национального дохода. В этом отношении налог не отличается от таких форм внеэкономического принуждения, как штрафы, конфискации, государственные повинности и т.д. Рост общественных расходов, обусловленный требованиями устойчивого экономического роста, преодоления экономического кризиса, но и необходимостью выполнения социальных программ, вызывает повышение налоговых ставок. Если повышение налоговых ставок переходит пороговый уровень, то создается ситуация «налоговой ловушки», при которой прирост налогового бремени не сопровождается приростом налоговых поступлений.

Если правительство занимает деньги у населения для компенсации уменьшения налогов, то оно, благодаря государственному долгу, уменьшает предложение свободных денежных средств. Это ведет к увеличению процента банковского кредита, а высокая ставка процента делает вложения, например, в доллары или евро более привлекательными для иностранных бизнесменов, поскольку их вложения в иностранные ценные бумаги приносят большие прибыли. Происходит удорожание доллара по отношению к другим валютам и следствием этого является рост торгового дефицита (для американских покупателей произведенные в США товары становятся более дорогими, чем импортные товары). Для покрытия бюджетного дефицита правительство прибегает к дополнительным займам, а это вносит дальнейший вклад в увеличение двойного дефицита (торгового и бюджетного), угрожая новым витком инфляции.

Возможности дефицитного финансирования за счет эмиссии правительством денег ограничены во многих развитых странах независимостью центрального банка и пониманием общественностью того, что такая стратегия создает временное облегчение экономического положения, но при этом провоцирует в дальнейшем рост инфляции. Возможности дефицитного финансирования ограничивают политические причины. В период выборов, если он совпал с периодом инфляции, никто из политических деятелей не рискнет выступать за увеличение налогов и снижение социальных расходов, хотя это требует финансовая политика для экономической стабилизации, т.к. это усиливает риск потерпеть поражение на выборах.

Успех финансовой политики зависит от точности информации и своевременности ее применения, запаздывание в ее реализации может оказать отрицательное воздействие на экономическое положение страны.

Чтобы избавить политиков от трудных решений и дать им возможность вести честную игру с избирателями – налогоплательщиками, в некоторых странах в законодательном порядке устанавливается максимально возможный бюджетный дефицит (ожидаемый дефицит) на предстоящий бюджетный год.

Второй концептуальный подход к государственному финансированию с позиции сбалансированности бюджета реализует идеи теории экономики предложений и предусматривает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла (или в течение года). Циклическая сбалансированность бюджета означает, что дефицит, возникший в период спада, должен быть преодолен сдерживающей финансовой политикой в период экономического подъема.

При таком подходе расходная часть бюджета устанавливается в зависимости от его доходной части. На смену узкой трактовке приходит широкая трактовка налога, который рассматривается с позиций договорной теории государства. Налог становится своеобразной ценой, особой формой платы за общественные блага, предоставляемые государством налогоплательщиками. При таком подходе государство включается, как активный самостоятельный участник, в экономический кругооборот наравне с частными фирмами.

Аналогия бюджетного равновесия с рыночным, а налогов с рыночной ценой обосновывается с позиции широкого участия граждан (через своих представителей в парламенте) в принятии законов в области финансовой и налоговой политики. Несмотря на то, что общественный выбор имеет много общих черт с рыночным потребительским выбором и его принято называть «политическим рынком», однако бюджетное равновесие по своей природе остается псевдорыночным.

В бюджетно-финансовой и налоговой сфере пока не существует равенства суверенности государства и гражданина, отношения между ними строятся на обязательно-добровольной основе. Принудительный порядок взимания налогов полностью не исключает возможности произвола со стороны государства по отношению к гражданам.

Недостаток финансовой политики состоит в том, что она действует в режиме запаздывания и избирательно ориентирована на конкретные социальные слои и отдельных людей. Нередко ставка на сбалансированность государственного бюджета становится самоцелью, полностью игнорируется инструментальная функция финансовой политики и связь бюджетного равновесия с макроэкономическим равновесием. Поэтому искусство финансовой политики заключается в умении найти компромисс между внешними и внутренними аспектами бюджетного равновесия, умение сочетать стимулирующую и сдерживающую направленность финансовой политики.

Эффективность финансовой политики повышается в результате сочетания стимулирующей финансовой политики со сдерживающей, в результате использования ее так называемых «встроенных стабилизаторов». Они действуют автоматически, как только возникает в них необходимость, без участия государства.

Роль стабилизаторов состоит в том, чтобы сглаживать последствия экономических циклов и содействовать стабильности экономического положения. Так, одним из строенных стабилизаторов является подоходный налог, ставки которого неодинаковы в различные периоды экономического цикла. В период спада доходы уменьшаются, происходит перемещение людей в низкие доходные группы и их обложение производится по низким налоговым ставкам. В период подъема доходы населения растут и встроенные стабилизаторы действуют в противоположном направлении, способствуют росту налогов и сокращению государственных расходов на социальные цели. Автоматический антициклический характер действия свойственен и таким встроенным стабилизаторам, как пособия по безработице и социальные выплаты. С ростом занятости в период подъема объем фонда социальных выплат увеличивается и это позволяет зарезервировать часть этих средств для социальных выплат в период кризиса, когда резко возрастает число безработных и обостряется проблема бедности, что позволяет сглаживать последствия экономических спадов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.