Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

За методичкою Чайковського Ю. В. 2 страница

Наряду с вышеперечисленными источниками международного права существует концепция «мягкого права», которая включает в себя акты рекомендательного характера или программные установки международных органов и организаций, в первую очередь это относится к актам (резолюциям) Генеральной Ассамблеи ООН.

Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика – это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.

К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.

К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной Ассамблеи ООН.

12 Міжнародний звичай у системі джерел міжнародного права

международный обычай — "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы".

Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определен­ным образом выраженного ими намерения придать таким дей­ствиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, — это традиционное основание призна­ния обычая как источника права (таково, например, становле­ние в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств). Однако возможно рождение обычая в ка­честве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами сво­боды использования космического пространства, позднее полу­чившей договорное закрепление).

Поскольку при переходе от обычая к договору новый ис­точник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств типичны ситуации, когда по одному и тому же во­просу применяются одновременно оба источника — и между­народный договор, и международный обычай, но каждый при­менительно к "своей" группе государств. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, проистека­ют из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.

При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях подтверждается, что нормы международного обычного права будут продолжать регулиро­вать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоя­щей Конвенции".

При сопоставлении договора и обычая как источников ме­ждународного права следует иметь в виду, что договор концен­трирует определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай — это почти всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права пере­плетаются

13 Міжнародний договір у системі джерел міжнародного права


Международный договор определяется Венское конвенцией о праве международных договоров как "международное соглашение, заключенной между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования "(имеется в виду практика использования таких наименований, как" договор "," конвенция "," "соглашение" "протокол", "устав" и т. д.).

Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства.


 

14 Загальні принципи права як джерело міжнародного права

Основные принципы международного права - основополагающие, общепризнанные нормы, отражающие характерные черты и основное содержание международного права и имеют высшую юридическую силу. Принципы международного права являются критерием законности всех других норм международного права, а также фактического поведения государств. Их перечень содержится в наиболее авторитетных международно-правовых документах, а именно: Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.. В этих документах закреплены принципы:

1.незастосування силы или угрозы силой;

2.мирного разрешения споров;

3.невтручання во внутренние дела государств;

4.спивробитництва между государствами;

5.ривноправ 'я и самоопределения народов;

6.сувереннои равенства государств;

7.сумлинного выполнения обязательств по международному праву;

8.непорушности государственных границ;

9.териториальнои целостности;

10.повагы прав человека и основных свобод.

Последние три принципа были добавлены в общий перечень Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975

Наличие системы основных принципов является характерной особенностью современного международного права. Принципы международного права выполняют важные функции, определяют основы взаимодействия субъектов международного права.

.


 

15 Роль односторонніх актів держав в системі джерел міжнародного права

Основным видом односторонних актов явл обязательства (напр обязательство СССР НЕ применять первым ядерное оружие).
Акт обязательства - это одностороннее заявление государства в лице его компетентного органа, что оно берет на себя обязательство об определенном, в согласовании с изложеннымы в заявление условиями, поведении в межгосударственных отношениях, ранее НЕ предусмотренное действующими международно-правовыми предписаниями или вносящему в таковые некоторые уточнения, адресованное всем другим государствам или некоторым из них и так или иначе доведенное до их сведения (в частности, в письменной форме).
Акт признания - это акт (действие или бездействие) государства, посредством которого оно в согласовании с Действующим международным правом признает Правомерное юридически значимую ситуацию, созданную действиями второго государства, поскольку о наличии такой ситуации ему известно или должно быть известно.
Противоположный признанию акт протеста - это заявление государства об отказе признать Правомерное юридически значимую ситуацию, созданную поведением второго государства, т.е. квалификация ее в согласовании с действующими международно-правовыми предписаниями в качестве противоправное.
Следующим видом одностороннего акта явл отказ, кот означает, что гос-во отказывается от права, претензии, компетенции, кот перестают с этого момента существовать. Отказ носит окончательный и бесповоротный характер.


 

16 Акти міжнародних організацій як джерело міжнародного права

Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы ЭТИХ организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10, 11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочен "делать рекомендаций", а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти решения связаны с его правоприменительной деятельностью. Сама по себе международная организация не вправе превращаться в международного "законодателя". Вместе с тем государства - члены организации - могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространениы ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1971 г.), Международных пактов о правах человека (1966 г.), Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.) и других актов. В ЭТИХ случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи.

Относительно деятельности Некоторых других международных организаций можно констатировать принятие ими административно-регламентационных актов типа стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), санитарных правил Всемирной организации здравоохранения, правил МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивнымы материалами. Возможность принятия правил в рамках Международного органа по морскому дну предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву (ст. 160, 162 и др.).


 

17 Засоби визначення норм міжнародного права

Согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН, Суд применяет судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для вы значение правовых норм.

Ни судебная практика, ни доктрина не могут создавать правовые нормы, а могут только доказывать существование обычных или договорных норм, или общих принципов права.

Доктрина международного права - в широком смысле - это систе ма взглядов и концепций о сущности и назначении международного права в определенных исторических условиях. Доктрина международного права - в узком смысле - это научные труды юристов-международников.

Еще недавно бытовало мнение, согласно которому международное право считалось правом доктринальным, правом ученых. Такие авторы, как Гуто Гроций, Корнелис ван Бинкерсхук, Эмер де Ваттель, Ласса Оппенгейм,

Жан-Жак Руссо внесли значительный вклад в формирование и развитие международного права. И сегодня доктрина может влиять на разработку новых норм международного права. Особое значение имеют кол ные взгляды юристов из разных стран, которые находят отражение в исследованиях и документах Института международного права, Ассоциации международного права и др..

Согласно ст. 59 Статута Международного суда ООН, его решения должны обязательную силу только для сторон и только в рамках дела, рассматриваемого. Таким образом, решение Международного суда ООН не создает прецедент, обязательный при будущем решении ана ческих дел, и представляет собой акт судебного правоприменения. Судебная практика имеет важное значение для установления содержания нормы между народного права.


18 М'яке право

«Мягкое право» - это совокупность юридических необязательных международных норм, создаваемых государствами, международными межправительственными организациями и другими субъектами международного права, не противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права и направлены на регулирование международных отношений.
Среди вопросов, связанных с источниками международного права, существует проблема квалификации таких норм, как, например, резолюции или декларации Генеральной Ассамблеи ООН, содержащие стандарты поведения для международного сообщества, но не является обязательственные. Такие нормы принято относить к «мягкому права» («soft law»), нормы которого, в отличие от так называемого «твердого права» («hard law»), не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой должны придерживаться субъекты международного права. В них используются формулировки «пытаться достичь», «приложить усилия» и т.п.
«Мягкое право» имеет целый ряд преимуществ. Оно позволяет государствам принимать участие в создании новых правил поведения без необходимости их имплементации в национальное право. Нормы «мягкого права» решают задачи, с которыми не может справиться «твердое право» в таких сферах, как, например, охрана окружающей среды, когда государства, с одной стороны, еще не готовы принимать на себя обязательства, а, с другой, - согласны соблюдать определенные международными стандартами в этой области. «Мягкое право» играет роль в определенных отраслях к ним относятся: права человека, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности и мирного разрешения международных споров и конфликтов.

 


 

19 Кодифікація міжнародного права

Кодификация международного права - это систематизация действующих международно-правовых норм с целью уточнения их содержания, а также исправления и устранения имеющихся противоречий. Важную роль в кодификации международного права играет Комиссия международного права (КМП), которая является вспомогательным органом ООН. Вопросами кодификации также занимаются международные организации, а также международные конференции созываются специально для этой цели.
Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрел;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между Отдельным нормами г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Как правило, кодификация международного права сопровождается его прогрессивным развитием, которое имеет целью уточнение действующих норм, а также разработку новых норм и их закрепление в международных договорах.

Начиная с 1945 года под эгидой ООН проводятся многочисленные кодификационные конференции, результатом которых, например, есть четыре конвенции по морскому праву (Женева, 1958 г.), Конвенция о праве международных договоров (Вена, 1969 г.), Конвенция по морскому праву (Монтего Бэй, 1982 г,).


 

20 Норми міжнародного права

Норма международного права - это правило поведения, создается государствами и другими субъектами международного права путем согласования их позиций и признается ими как юридически обязательное.

Государства и другие субъекты международного права, как правило, сами выбирают средства принуждения, разрешенных международным правом. Поэтому международно-правовые нормы состоят из двух элементов - гипотезы и диспозиции. Как правило, создание международно-правовых норм проходит в два этапа, 1) согласование воли субъектов международного права относительно содержания правила поведения, 2) предоставление субъектами международного права согласия на юридическую обязательность данного правила. По юридической силе нормы международного права делятся на императивные и диспозитивни.Вид диспозитивных норм субъекты могут отступать по взаимному согласию. Императивность международно-правовой нормы означает, что субъекты международного права не могут по собственному желанию изменять объем и содержание прав и обязанностей, которой предусмотрены. В совокупности императивных норм международного права выделяют нормы, имеющие характер jus cogens. Норма jus cogens «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, что такой самый характер». Нормы jus cogens имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами юридическую силу. Если, например, возникает новая императивная норма jus cogens, то любой существующей договор, противоречащий этой норме, становится недействительным и прекращается. Общепризнанно, что нормами jus cogens основные принципы международного права, некоторые положения Устава ООН и других норм, отклонение от которых недопустимо.


 

21 Імплементація норм міжнародного права

Имплементация (англ. implementation — осущ., выполнение) — фактическая реализация межд. обязательств на внутригосном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.

Способами имплементации являются:

· инкорпорация;

· трансформация;

· общая, частная или конкретная отсылка.

При инкорпорации международно-правовые нормы без каких-либо изменений дословно воспроизводятся в законах имплементирующего государства.
При трансформации происходит определенная переработка норм соответствующего международного договора при перенесении их в национальное законодательство (обычно это происходит ввиду необходимости учёта национальных правовых традиций и стандартов юридической техники).
В случае общей, частной или конкретной отсылки международно-правовые нормы непосредственно не включаются в текст закона, в последнем содержится лишь упоминание о них. Таким образом, при имплементации путем отсылки применение национальной правовой нормы становится невозможным без непосредственного обращения к первоисточнику — тексту соответствующего международного договора.

Реализация норм международного права (имплементация) - процесс внедрения международного права в поведение и деятельность государства и других субъектов международного права. Можно выделить четыре формы имплементации норм международного права:

- Соблюдение норм.

- Исполнение норм.

- Использование норм.

- Применение норм.

Соблюдение норм международного права состоит в воздержании субъекта права от совершения запрещенных международным правом действий, то есть в такой форме как правило излагаются нормы запрета. Примером таких норм могут служить нормы договора о нераспространении ядерного оружия в 1968 году, где в частности говорится, что ядерные государства обязуются не передавать никому свое ядерное оружие и не побуждать какое-либо государство к приобретению такого оружия.

Исполнение норм права - такая форма реализации норм, требует активного участия государства в осуществлении возложенных на них обязанностей. Примером этого может служить международный пакт о социальных, культурных и экономических правах 1966 года, где в частности говорится, что каждое государство обязуется принять соответствующие меры для обеспечения и реализации таких прав.

Использование норм права - представляет собой такую ​​форму их реализации когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права. Примером может служить конвенция ООН по морскому праву 1982 года, где указано что в судах прибрежных государств и тех у которых нет выхода к морю пользуются права мирного прохода через территориальное море.

Применение норм права - форма их реализации, осуществляемая государством в лице своих органов по конкретным случаям международных отношений. Примером может служить Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года, где сказано о том, что положения этой конвенции применяются только к тем договорам, которые были заключены государствами после вступления силы.


 

22 Поняття та перелік основних принципів міжнародного права

Характерной особенностью межд права явл наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание межд права и обладающие высшей юр силой. В дипломатической практике их обычно именуют принципами межд отношений. В рамках межд права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и др.
Для принципов международного права характерно:
- универсальность;
- необходимость признания всем мировым сообществом;
- наличие принципов-идеалов;
- взаимосвязанность;
- авангардность;
- иерархичность.

Декларация о принципах межд права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами называет следующие принципы:

· неприменение силы или угрозы силой;

· мирное разрешение споров;

· невмешательство;

· сотрудничество;

· равноправие и самоопределение народов;

· суверенное равенство государств;

· добросовестное выполнение обязательств по межд праву.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами:

- нерушимость границ,

- территориальная целостность,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
За методичкою Чайковського Ю. В. 1 страница | Уважение прав человека. 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.