Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Тема 1. Уголовное право Республики Беларусь: понятие, предмет, метод и задачи




Тема 1. Уголовное право Республики Беларусь: понятие, предмет, метод и задачи.

Цели:

- формирование знаний о специфике предмета и метода уголовно-
правового регулирования, месте уголовного права в системе права, роли и
функциях уголовного права; взаимосвязи уголовного права и уголовно-
правовой науки;

- формирование умений определять уголовное право как отрасль права,
учебную дисциплину и науку; раскрывать содержание принципов уголовного
права и их значение; задачи уголовного права.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для определения роли уголовного

права в деятельности судебно-следственных органов.

Содержание темы:

Понятие уголовного права. Назначение уголовного права в системе пра­вового регулирования. Предмет уголовно-правового регулирования и его со­держание. Общие охранительные и конфликтные уголовно-правовые отноше­ния.

Уголовно-правовой запрет на совершение преступления под угрозой уго­ловной ответственности - основной метод регулирования охранительных уго­ловно-правовых отношений. Применение методов дозволения и стимулирую­щего предписания в уголовно-правовом регулировании.

Социально-историческая обусловленность уголовного права. Соотноше­ние уголовного права со смежными отраслями права уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным и административным.

Система уголовного права. Общая и особенная части уголовного права, их обособленность, взаимосвязь и единство.

Задачи уголовного права. Охранительная, предупредительная и воспита-тельная задачи и их осуществление уголовным правом. Содержание и механизм реализации регулятивной функции уголовного права в осуществлении задач данной отрасли права.

Принципы уголовного права. Понятие и система принципов уголовного права. Принципы законности, равенства всех перед уголовным законом, неот­вратимости ответственности, личной виновной ответственности, справедливо­сти и гуманизма. Значение принципов уголовного права в законодательной и правоприменительной деятельности государства в сфере борьбы с преступно­стью.

 

Тема 2. Уголовный закон. Принципы действия уголовного закона.

Цели:

- формирование знаний о понятии, признаках и значении уголовного за­
кона, как единственного источника уголовного права; структуре уголовного
закона; действии уголовного закона в пространстве, по кругу лиц и во времени;
толковании уголовного закона;

- формирование умений применения положений международно-правовых
актов о взаимопомощи по уголовным делам и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

- приобретение навыков определять действие уголовного закона в про­странстве и во времени, правильно толковать уголовно-правовые нормы и ква-­
лифицированно обосновывать их применение.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для правильного применения и
толкования уголовного закона, и выработать у них навыки осуществления та­
кой работы.

Содержание темы:

Источники уголовного права. Уголовный закон как источник уголовного права. Нормы и принципы международного права. Конституция Республики Беларусь, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и уголовный закон.

Уголовный закон, его назначение и предъявляемые к нему требования как источнику уголовного права.

Уголовный кодекс (УК) как единственный уголовный закон Республики Беларусь.

Структура уголовного закона (Уголовного кодекса). Назначение и взаи­мосвязь Общей и Особенной частей УК. Разделы, главы и статьи УК. Понятие уголовно-правовой нормы: статьи или части статьи УК. Нумерация статей, по­рядок включения в УК новых и исключения из УК отмененных статей. Систе­ма Общей и Особенной частей УК. Структура норма Особенной части УК. Диспозиция и санкция. Виды диспозиций и санкций.

Действие уголовного закона во времени. Вступление уголовного закона в силу. Основания прекращения действия уголовного закона. Время совершения преступления.

Обратная сила уголовного закона. Понятие более мягкого уголовного за­кона. Промежуточный уголовный закон и его применение.

Действие уголовного закона в пространстве. Принцип территориаль­ности. Понятие территории Республики Беларусь. Распространение принципа территориальности на преступления, совершенные на морских и воздушных судах и иных объектах. Место совершения преступления.

Решение вопроса об уголовной ответственности лиц, которые в соответ­ствии с международными договорами неподсудны судам Республики Беларусь в случае совершения ими преступления на территории республики (принцип экстерриториальности).

Действие уголовного закона по кругу лиц. Принцип гражданства. Усло­вия привлечения к уголовной ответственности граждан Республики Беларусь и постоянно проживающих в Республике Беларусь лиц без гражданства за пре­ступления, совершенные за пределами Республики Беларусь.

Реальный принцип действия УК Беларуси. Условия привлечения к уго­ловной ответственности иностранных граждан и не проживающих постоянно в Республике Беларусь лиц без гражданства за преступления, совершенные за пределами Республики Беларусь.

Универсальный принцип действия УК Беларуси. Условия привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и не проживающих постоян­но в Республике Беларусь лиц без гражданства за преступления, совершенные за пределами Республики Беларусь и подлежащие преследованию на основании обязательного для Республики Беларусь международного договора.

Выдача лица, совершившего преступление. Основания и условия выдачи преступника. Особенности выдачи лица, совершившего преступление, в зави­симости от его гражданства.

Преюдициальное значение совершения преступления на территории ино­странного государства.

Толкование уголовного закона. Виды толкования уголовного закона в за­висимости от субъектов толкования, приемов и объема. Разъяснение уголовно-правовых терминов в УК Беларуси.

Тема 3. Понятие и признаки преступления

Цели:

- формирование знаний о понятии преступления и его признаках; понятии и критериях малозначительного деяния; отличии преступлений от иных
правонарушений; классификации преступлений по характеру и степени общественной опасности;

- формирование умений устанавливать признаки преступления в совер­шенных деяниях; отличать преступление от иных правонарушений и малозначительного деяния; определять категорию преступления по характеру и степени его общественной опасности;

- приобретение навыков правовой оценки деяний как преступлений, отличия их от иных правонарушений.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для определения в деянии лица
признаков преступления, и выработать у них навыки осуществления такой ра­
боты.

Содержание темы:

Понятие преступления и его социально-правовая природа. Преступление как деяние. Образ мыслей и преступное состояние. Признаки преступления и их содержание. Общественная опасность деяния, ее характер и степень. Проти­воправность деяния. Недопустимость аналогии противоправности в уголовном праве. Малозначительное деяние и его критерии. Виновность деяния. Уголов­ная наказуемость деяния. Две концепции определения понятия преступления -материальная и формальная.

Отличие преступления от других правонарушений и иных анти­общественных поступков.

Классификация преступлений по характеру и степени общественной опасности и ее значение в уголовном праве. Преступления, не представляющие большой общественной опасности. Менее тяжкие преступления. Тяжкие и осо­бо тяжкие преступления.

Тема 4. Состав преступления

Цели:

- формирование знаний о понятии состава преступления и его значении,
элементах и признаках состава преступления; классификации составов преступления по различным основаниям;

- формирование умений определять вид состава преступления по характеру и степени общественной опасности, кругу охватываемых деяний, по объему охватываемых составом форм преступного поведения и в зависимости от
конструкции объективной стороны;

- приобретение навыков установления в совершенном лицом деянии при­
знаков конкретного состава преступления.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для анализа и установления при­
знаков состава преступления, и выработать у них навыки осуществления такой
работы.

Содержание темы:

Преступление как основание уголовной ответственности. Условия уго­ловной ответственности.

Понятие состава преступления. Соотношение понятий состава преступ­ления и преступления. Элементы состава преступления: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Признаки состава преступления. Обя­зательные и факультативные признаки.

Виды составов преступлений: по характеру и степени общественной опасности; кругу охватываемых деяний; но объему охватываемых составом форм преступного поведения; в зависимости от конструкции объективной сто­роны.

Тема 5. Объект преступления

Цели:

- формирование знаний об объекте преступления как элементе состава
преступления и современных подходах к его определению; видах объектов; соотношении объекта преступления и предмета преступления;

- формирование умений определять родовой, видовой и непосредственный объекты преступления;

- приобретение навыков учета объекта посягательства при квалификации
преступлений.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для квалификации преступлений с учетом признаков объекта, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие объекта преступления. Общественное отношение как объект уголовно-правовой охраны и объект посягательства при совершении преступ­ления. Значение объекта преступления для правильной квалификации преступ­ления.

Виды объектов преступлений. Общий, родовой, видовой и непосредст­венный объекты преступлений. Виды непосредственных объектов.

Понятия предмета преступления и потерпевшего. Соотношение предмета и объекта преступления.

Тема 6. Объективная сторона преступления

Цели:

- формирование знаний об объективной стороне как элементе состава преступления и его признаках, ее обязательных и факультативных признаках, их юридическом значении;

- формирование умений определять признаки объективной стороны конкретного преступления;

- приобретение навыков учета признаков объективной стороны посягательства при квалификации преступлений.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для квалификации преступлений с учетом признаков объективной стороны, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие объективной стороны преступления и ее признаки. Общественно опасное деяние как внешний акт человеческого поведения, признаки уголовно-правового деяния. Преступное действие и бездействие. Объективные и субъективные условия уголовной ответственности за бездейст­вие. Источники возникновения обязанности действовать. Виды бездействия. Характеристика бездействия-невмешательства, бездействия, создающего опас­ность, и смешанного бездействия. Сложное деяние: составное, длящееся, про­должаемое.

Значение непреодолимой силы, физического и психического при­нуждения для решения вопроса об уголовной ответственности лица за деяние, совершенное под влиянием этих обстоятельств.

Понятие общественно опасных последствий. Виды последствий по харак­теру причиняемого вреда и их роль в составе преступления. Возможность на­ступления общественно опасных последствий. Деление составов преступлении на формальные и материальные.

Причинная связь между общественно опасным деянием и общественно опасным последствием. Характеристика причинной связи. Уголовно-правовое значение необходимой и случайной причинной связи. Особенности установле­ния причинной связи при бездействии. Орудия и средства совершения преступления. Способ совершения преступ­ления. Отличие орудий и средств от предмета преступления. Место, время и обстановка совершения преступления. Уголовно-правовое значение факультативных признаков объективной стороны преступления.

 

Тема 7. Субъект преступления

Цели:

- формирование знаний о субъекте преступления и его признаках; возрасте, по достижению которого наступает уголовная ответственность, понятии и
критериях невменяемости и уменьшенной вменяемости, а также правовых по­
следствиях совершения преступления в подобных состояниях; понятии и видах
специального субъекта преступления;

- формировании умений определять признаки субъекта конкретного преступления;

- приобретение навыков правовой оценки деяний с учетом признаков
субъекта преступления.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для квалификации преступлений с учетом признаков субъекта, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие субъекта преступления. Общие юридические признаки субъекта. Субъект преступления и личность преступника. Уголовно-правовое значение личности преступника.

Субъект преступления - физическое лицо. Теоретические проблемы уго­ловной ответственности юридических лиц.

Возрастные признаки субъекта. Ответственность лиц, совершивших пре­ступления в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет. Влияние отставания в умственном развитии на ответственность лиц, достигших возраста уголовной ответственности.

Уголовно-правовое значение невменяемости лиц, совершивших преступное деяние в таком состоянии. Ответственность лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления.

Понятие уменьшенной вменяемости и ее уголовно-правовое значение.

Ответственность за совершение преступления в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Правовое значение совершения преступления в состоянии аффекта.

Понятие специального субъекта преступления. Виды специальных субъектов.

 

 

Тема 8. Субъективная сторона преступления

Цели:

- формирование знаний о субъективной стороне, как элементе состава
преступления и ее признаках; формах и видах вины; понятии и значении сложной («двойной») вины; видах и значении юридических и фактических ошибок;

- формирование умений определять признаки субъективной стороны конкретного преступления;

- приобретение навыков правовой оценки деяний с учетом признаков

субъективной стороны преступления.

 

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для квалификации преступлений
с учетом признаков субъективной стороны, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие и значение субъективной стороны преступления. Признаки субъективной стороны.

Понятие вины по уголовному праву. Принципы субъективного и объек­тивного вменения. Психологический и социальный аспекты вины. Интеллекту­альный и волевой моменты вины.

Формы вины. Умышленная форма вины и ее виды. Прямой и косвенный умыслы. Интеллектуальный и волевой моменты умышленной вины. Заранее обдуманный и внезапно возникший умысел, аффектированный умысел. Кон­кретизированный и неконкретизированный умысел, альтернативный умысел.

Неосторожная форма вины и ее виды. Преступное легкомыслие (пре­ступная самонадеянность). Интеллектуальный и волевой моменты легкомыс­лия. Отграничение легкомыслия от косвенного умысла. Преступная небреж­ность. Характеристика интеллектуального и волевого моментов небрежности. Объективный и субъективный критерии небрежности. Слу­чай (казус) и его отличие от небрежности.

Вина в преступлениях с формальным составом. Сложная (двойная) вина. Приемы описания сложной вины в составах преступления.

Мотив и цель преступления. Уголовно-правовое значение мотива и цели. Виды мотивов и целей преступления.

Понятие ошибки и ее виды. Юридическая ошибка и ее виды. Фактическая ошибка и ее виды. Фактическая ошибка, имеющая юридическое значение. Фак­тическая ошибка, не имеющая юридического значения. Извинительная и неиз­винительная ошибка.

Тема 9. Стадии совершения умышленного преступления

Цели:

- формирование знаний о понятии стадий совершения умышленного пре­ступления (приготовления к преступлению, покушения на преступление и
оконченного преступление) и их содержании; отличии приготовления от обнаружения умысла и от покушения на преступление; видах покушения; понятии,
признаках и значении добровольного отказа от доведения преступления до
конца к его отличиях от деятельного раскаяния;

- формирование умений определять стадию совершения умышленного
преступления; давать правовую оценку деяниям виновного в зависимости от стадии, на которой окончена его преступная деятельность; определять момент окончания преступления, определить признаки добровольного отказа;

- приобретение навыков правовой оценки деяний с учетом этапа осуществления преступного намерения субъекта.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для квалификации преступлений
с учетом стадии, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие и виды стадий преступной деятельности. Уголовно-правовое значение обнаружения умысла и посткриминального поведения.

Оконченное преступление. Момент окончания отдельных видов преступ­лений.

Неоконченное преступление. Характеристика признаков состава неоконченного преступления и его отражение при квалификации.

Понятие и признаки приготовления к преступлению. Формы при­готовительных действий. Условия ответственности за приготовление к престу­плению. Квалификация приготовительных действий. Отличие приготовления от обнаружения умысла.

Понятие покушения на преступление. Объективные и субъективные при­знаки покушения. Квалификация покушения на преступление. Отграничение покушения от приготовления к преступлению и оконченного преступления. Виды покушения. Оконченное и неоконченное покушение, критерии их разгра­ничения. Понятие, виды и уголовно-правовое значение негодного покушения.

Основания и пределы уголовной ответственности за приготовление к преступлению и за покушение на преступление.

Добровольный отказ от доведения преступления до конца и его уголовно-правовое значение. Понятие добровольности отказа. Значение мотивов отказа. Окончательность отказа. Добровольный отказ и стадии преступления. Объек­тивное проявление добровольного отказа.

Понятие деятельного раскаяния и его уголовно-правовое значение. Отличие от добровольного отказа.

Тема 10. Соучастие в преступлении

Цели:

- формирование знаний о понятии соучастия и его признаках; видах со­
участников; особенностях правовой оценки соучастников; формах и видах со­
участия; специальных вопросах соучастия (эксцессе исполнителя и его видах,
неудавшемся соучастии, особенностях добровольного отказа соучастников, со­
участии в преступлениях со специальным субъектом); отличиях соучастия от
прикосновенности к преступлению;

- формирование умений определять форму соучастия и вид соучастника,
давать правовую оценку соучастникам в зависимости от выполняемой роли в
совершении конкретного преступления; квалифицировать действия организаторов (руководителей) организованной группы и преступной организации);

- приобретение навыков правовой оценки деяний, совершенных несколькими лицами.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для квалификации преступлений, совершенных в соучастии, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие и значение соучастия в преступлении. Объективные и субъек­тивные признаки соучастия. Особенности объективной и субъективной связи между деяниями соучастников, а также между деяниями каждого из них и на­ступившими последствиями.

Виды соучастников. Объективные и субъективные признаки, характери­зующие деяние исполнителя, организатора, подстрекателя и пособника Испол­нитель преступления и опосредованное исполнение преступления.

Основания и пределы уголовной ответственности соучастников. Квали­фикация действий соучастников. Влияние квалифицирующих признаков, при-сущих одному из соучастников, на квалификацию действий других соучастни­ков.

Специальные вопросы соучастия. Эксцесс исполнителя. Соучастие в пре­ступлениях со специальным субъектом. Неудавшееся соучастие. Особенности добровольного отказа соучастников.

Формы соучастия. Сложное соучастие - соучастие с различными видами соучастников. Простое соучастие - совершение преступления группой лиц (соисполнительство) и ее виды. Организованная преступная труппа. Преступная организация.

Основания и пределы уголовной ответственности участников организо­ванной преступной группы и преступной организации. Квалификация действий организаторов и участников организованной преступной группы и преступной организации. Освобождение от уголовной ответственности участника преступ­ной организации.

Прикосновенность к преступлению и ее виды. Условия уголовной ответ­ственности за укрывательство преступления, недонесение о преступлении и попустительство. Отличие укрывательства от соучастия в преступлении.

Тема 11. Множественность преступлений

Цели:

- формирование знаний о сущности множественности преступлений, со­
держании совокупности, повторности и рецидива, их видах; особенностях
оценки некоторых случаев множественности преступлений;

- формирование умений провести разграничение форм и видов множест­венности преступлений:

- приобретение навыков правовой оценки совершения лицом нескольких общественно опасных деяний.

Задача;

- дать обучаемым знания, необходимые для правовой оценки множественности преступлений и отграничения ее от сложных единичных преступлений, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие единичного преступления. Единичные преступления со слож­ным составом: составные, с двумя деяниями, с альтернативными действиями, с повторными действиями, длящиеся, продолжаемые. Понятие и значение адми­нистративной и дисциплинарной преюдиции.

Понятие и правовая характеристика множественности преступлений. Формы множественности преступлений. Отграничение множественности пре­ступлений от единичных преступлений со сложным составом, продолжаемых и длящихся преступлений.

Понятие повторности. Повторность, не сопряженная и сопряженная с осуждением за предшествующее преступление. Тождественная и однородная повторность.

Понятие совокупности преступлений. Реальная совокупность. Понятие идеальной совокупности.

Рецидив и его виды. Рецидив, опасный рецидив, особо опасный рецидив.

Правила квалификации множественности преступлений. Множествен­ность преступлений и конкуренция уголовно-правовых норм.

Тема 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Цели:

- формирование знаний о социально-правовой сущности и видах обстоятельств, исключающих преступность деяния; о значимости их в судебно-
следственной практике; о видах обстоятельств, не указанных в уголовном законодательстве; условиях правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, пребывания среди соучастни­ков преступления по специальному заданию, а также условиях правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, основа­ниях и порядке применения оружия; понятии превышения пределов необходимой обороны и превышения мер задержания преступника и их правовых последствиях; понятий и призовых последствиях мнимой обороны.

- формирование умений ориентироваться в экстремальных ситуациях;
грамотно анализировать события, связанные с защитой от посягательства и с
задержанием преступника; определять момент возникновения и прекращения
права на необходимую оборону; устанавливать критерии правомерности причинения вреда нападающему и задерживаемому лицу; аргументировать выводы
о применении соответствующих положений законодательства;

- приобретение навыков правовой оценки деяний, совершенных при обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для правильной правовой оценки
обстоятельств, исключающих преступность деяния, и выработать у них навыки
осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния. Обстоятельства, предусмотренные УК, и иные обстоятельства, известные судеб­ной практике.

Необходимая оборона. Значение необходимой обороны в деле борьбы с преступностью. Необходимая оборона как право граждан на защиту собствен­ных правоохраняемых интересов, а также интересов общества и государства.

Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к посяга­тельству и к защите, их характеристика. Понятие мнимой обороны, условия от­ветственности за причинение вреда в состоянии мнимой обороны. Провокация необходимой обороны.

Превышение пределов необходимой обороны. Субъективные признаки превышения. Ответственность за причинение вреда при превышении пределов необходимой обороны.

Задержание преступника. Характеристика преступления и лица, его со­вершившего, применительно к институту задержания преступника. Условия причинения вреда преступнику при его задержании. Задержание мнимого пре­ступника, условия ответственности за причинение вреда при задержании мни­мого преступника. Превышение допустимого при задержании преступника вре­да, субъективные признаки превышения. Ответственность за превышение мер задержания преступника. Отличие задержания преступника от необходимой обороны.

Крайняя необходимость. Характеристика источников опасности, вызы­вающих состояние крайней необходимости. Условия правомерности причине­ния вреда при крайней необходимости. Значение ошибки в оценке состояния крайней необходимости и при причинении вреда. Ответственность за превыше­ние мер предотвращения вреда. Отличие крайней необходимости от необходи­мой обороны.

Пребывание среди соучастников преступления по специальному заданию. Условия правомерности соучастия в преступлении по специальному заданию. Ответственность за нарушение условий правомерности пребывания среди со­участников преступления.

Обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения, как обстоя­тельства, исключающие преступность деяния.

Иные обстоятельства, исключающие преступность деяния: причинение вреда под влиянием непреодолимой силы либо физического или психического принуждения, выполнение профессиональных обязанностей, осуществление субъективных прав, согласие потерпевшего. Условия правомерности причине­ния вреда при наличии данных обстоятельств и ответственность за их нарушение.

Тема 13. Понятие и цели уголовной ответственности

Цели:

- формирование умений определять моменты начала и прекращения уголовной ответственности;

- приобретение навыков установления оснований и условий уголовной
ответственности.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для установления оснований и
условий уголовной ответственности, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие уголовной ответственности. Осуждение совершившего преступ­ление лица в качестве преступника и состояние его осужденности (наличие су­димости) как основоопределяющий элемент содержания уголовной ответствен­ности. Состояние осуждения и режим профилактического наблюдения, его пра­вовая природа. Отличие уголовной ответственности от иных видов юридиче­ской ответственности.

Содержание уголовной ответственности и элементы, ее определяющие. Формы реализации уголовной ответственности.

Цели уголовной ответственности и их реализация в процессе ее осущест­вления. Правовые отношения, опосредующие применение мер уголовной от­ветственности.

Тема 14. Понятие и цели наказания. Система и виды наказаний

Цели:

- формирование знаний о понятии наказания и его признаках, соотношении уголовной ответственности и наказания; отличиях уголовного наказания от
мер административного и дисциплинарного взыскания;

- формирование умений анализировать соответствующие статьи УК; в
роли консультанта аргументировано разъяснить практические вопросы приме­
нения наказания;

- приобретение навыков анализа и применения уголовно-правовых норм,
касающихся наказания.

- формирование знаний о содержании, размерах и порядке применения отдельных видов наказаний; классификации наказаний; направлениях деятель­ности ОВД по исполнению наказаний;

Задачи:

- дать обучаемым знания, необходимые для правильного толкования и
применения уголовно-правовых норм, определяющих институт наказания, и
выработать у них навыки осуществления такой работы.

дать обучаемым знания, необходимые для правильного толкования и
применения уголовно-правовых норм, регламентирующих применение отдельных видов наказаний, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие и признаки наказания. Наказание и уголовная ответственность. Отличие наказания от административного, дисциплинарного взыскания и мер общественного воздействия.

Понятие, признаки и значение системы наказаний. Социальная обуслов­ленность системы наказаний. Действующая система наказаний. Виды наказа­ний. Основные, дополнительные, смешанные виды наказаний.

Общественные работы как наказание.

Штраф как наказание, его содержание и порядок применения.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься опре­деленной деятельностью.

Исправительные работы. Характер карательного воздействия при приме­нении исправительных работ.

Ограничение свободы как наказание, его содержание

Арест как самостоятельное наказание в виде краткосрочного лишения свободы.

Лишение свободы. Сущность лишения свободы как вида наказания. Сро­ки лишения свободы. Виды исправительных учреждений.

Пожизненное заключение как альтернатива смертной казни. Порядок на­значения и отбывания пожизненного заключения. Замена пожизненного заклю­чения лишением свободы.

Смертная казнь как исключительная мера наказания. Ограничения при­менения смертной казни.

Дополнительные наказания: лишение воинского или специального зва­ния, конфискация имущества.

Наказания, применяемые к осужденным военнослужащим. Направление в дисциплинарную воинскую часть. Ограничение по военной службе.

Тема 15. Назначение наказания

Цели:

- формирование знаний общих начал назначения наказаний, оснований и
порядка назначения наказания более мягкого, чем предусмотрено законом, со­
держания смягчающих и отягчающих обстоятельств; оснований, порядка и
пределов назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров,
при повторности преступлений, не образующих совокупности, при рецидиве
преступлений, при наличии смягчающих обстоятельств; направлений деятель­ности ОВД по исполнению наказаний;

- формирование умений анализировать соответствующие статьи УК РБ;
уметь вынести предварительное суждение о назначении наказания по предлагаемым юридическим ситуациям; в роли консультанта аргументировано разъяснить практические вопросы применения наказания;

- приобретение навыков анализа и применения уголовно-правовых норм,
регламентирующих порядок назначения наказания.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для правильного толкования и
применения уголовно-правовых норм, определяющих порядок назначения наказания, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Общие качала назначения наказания. Законность и индивидуализация на­казания за совершенное преступление и ее значение для достижения целей уго­ловной ответственности. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответст­венность. Учет при назначении наказания рецидива, стадий преступления, со­участия и иных обстоятельств.

Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное пре­ступление.

Назначение наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров. Правила сложения наказаний. Правила зачета содержания под стражей и домашнего ареста. Исчисление сроков наказания.

Тема 16. Иные меры уголовной ответственности

Цели:

- формирование знаний об основаниях и условиях применения отсрочки
исполнения наказания и условного неприменения наказания; осуждения без назначения наказания; направлениях деятельности ОВД по контролю за осуществлением иных мер уголовной ответственности, превентивного надзора и профилактического наблюдения;

- формирование умений определять правомерность применения иных мер
уголовной ответственности, в роли консультанта аргументировано разъяснить практические вопросы применения иных мер уголовной ответственности;

- приобретение навыков анализа и применения уголовно-правовых норм,
регламентирующих применение иных мер уголовной ответственности.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для правильного толкования и
применения уголовно-правовых норм, определяющих иные меры уголовной ответственности, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Осуждение с отсрочкой исполнения наказания. Основания и условия применения отсрочки наказания. Назначение и продолжительность испыта­тельного срока при отсрочке исполнения наказания. Возложение на осужденно­го обязанностей при применении отсрочки исполнения наказания, их виды и характер. Контроль за поведением осужденного. Основания отмены отсрочки до истечения срока отсрочки. Возможные решения суда по истечении срока от­срочки. Осуждение с условным неприменением наказания. Основания и условия принятия решения об условном неприменении наказания. Назначение и про­должительность испытательного срока при условном неприменении наказания. Возложение на осужденного дополнительных обязанностей. Контроль за пове­дением осужденного. Основания отмены условного неприменения наказания до истечения испытательного срока. Последствия истечения испытательного сро­ка.

Осуждение без назначения наказания. Условия вынесения обвинительно­го приговора без назначения наказания.

Профилактическое наблюдение и превентивный надзор за осужденным как элементы воздействия уголовной ответственности, обусловленные осужде­нием лица за совершенное преступление.

Тема 17. Освобождение от уголовной ответственности

Цели:

- формирование знаний об основаниях и условиях освобождения от уголовной ответственности обстоятельствах, препятствующие этому, правовых последствиях освобождения от уголовной ответственности и наказания; основаниях и условиях погашения и снятия судимости, правовых последствиях погашения или снятия судимости;

- формирование умений давать правовую оценку юридическим ситуациям;

- приобретение навыков анализа и применения уголовно-правовых норм,
определяющих основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для правильного толкования и применения уголовно-правовых норм, определяющих основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, и выработать у них навыки осуще­ствления такой работы.

Содержание темы:

Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности. Общие ос­нования освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответ­ственности.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности. Длительность сроков давности. Прерывание и приостановление тече­ния сроков давности. Применение давности к лицу, совершившему преступле­ние, за которое может быть назначено наказание в виде пожизненного заклю­чения или смертной казни. Неприменение сроков давности привлечения к уго­ловной ответственности.

Освобождение от уголовной ответственности с привлечением лица к ад­министративной ответственности. Условия освобождения. Меры администра­тивного взыскания, применяемые к освобождаемому от ответственности лицу

Тема 18. Освобождение от уголовного наказания. Погашение и снятие судимости.

Цели:

- формирование знаний об основаниях и условиях освобождения от наказания обстоятельствах, препятствующие этому, правовых последствиях освобождения от уголовного наказания; основаниях и условиях погашения и снятия судимости, правовых последствиях погашения или снятия судимости;

- формирование умений давать правовую оценку юридическим ситуациям;

- приобретение навыков анализа и применения уголовно-правовых норм,
определяющих основания освобождения от уголовного нака­зания.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для правильного толкования и

применения уголовно-правовых норм, определяющих основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, и выработать у них навыки осуще­ствления такой работы.

Содержание темы:

Понятие освобождения осужденного от наказания или его дальнейшего отбывания. Общая характеристика оснований и условий освобождения осуж­денного от наказания. Виды освобождения осужденного от наказания.

Освобождение от наказания в связи с истечением сроков давности испол­нения обвинительного приговора. Прерывание и приостановление течения сро­ков давности. Применение давности к лицу, осужденному к наказанию в виде пожизненного заключения или смертной казни.

Условно-досрочное освобождение от наказания, основания и условия та­кого освобождения.

Замена неотбытой части наказания более мягким. Основания и условия такой замены.

Освобождение от наказания и замена наказания более мягким по болезни.

Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет.

Освобождение от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств.

Амнистия и помилование.

Понятие погашения судимости. Порядок и сроки погашения судимости. Продолжительность и погашение судимости при осуждении к наказанию. Осо­бенности погашения судимости в зависимости от осуждения к наказанию за умышленное или неосторожное преступление.

Продолжительность и погашение судимости при осуждении с отсрочкой применения наказания или с условным неприменением наказания, при осужде­нии с применением вместо наказания принудительных мер воспитательного ха­рактера, а равно при осуждении без назначения наказания.

Особенности и порядок погашения судимости при условно-досрочном и досрочном освобождении от наказания, а равно при замене неотбытой части наказания более мягким.

Порядок погашения судимости при совершении лицом, отбывшим нака­зание, но имеющим судимость, нового преступления.

Снятие судимости. Виды, основания и порядок снятия судимости.

Правовые последствия погашения или снятия судимости.

Тема 19. Принудительные меры безопасности и лечения

Цели:

- формирование знаний о содержании принудительных мер безопасности
и лечения и их видах, основаниях и целях их применения; правовых последст­виях их применения;

- формирование умений давать правовую оценку юридическим ситуациям
(с использованием соответствующих норм законодательства) в роли должностных лиц правоохранительных органов: уметь определять возможности приме­
нения статей УК в конкретных случаях;

- приобретение навыков анализа и применения уголовно-правовых норм, определяющие основания и порядок применения принудительных мер безопас­ности и лечения.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для правильного толкования и применения уголовно-правовых норм, определяющих основания и порядок применения принудительных мер безопасности и лечения, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие принудительных мер безопасности и лечения и цели их приме­нения.

Принудительные меры безопасности и лечения, применяемые к психиче­ским больным, виды таких мер. Основания назначения принудительных мер безопасности и лечения. Изменение и прекращение применения принудитель­ных мер. Привлечение к уголовной ответственности или к отбыванию наказа­ния после применения принудительных мер безопасности и лечения. Зачет времени применения принудительных мер.

Применение принудительных мер безопасности и лечения в отношении

лиц с уменьшенной вменяемостью.

Применение принудительных мер безопасности и лечения к лицам, стра­дающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

Тема 20. Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет.

Цели:

- формирование знаний об особенностях применения отсрочки исполне­ния наказания, условного неприменения наказания, профилактического наблю­дения в отношении несовершеннолетних, особенностях содержания и назначе­ния наказания лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати.лет, а также особенностях освобождения от уголовной ответственности, нака­зания и погашения судимости лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет;

- формирование умений давать правовую оценку общественно опасным деяниям лиц, не достигших возраста восемнадцати лет (с использованием соот­ветствующих норм законодательства) в роли должностных лиц правоохрани­тельных органов; уметь определять возможности применения норм УК в кон­кретных случаях назначения наказания, иных мер уголовной ответственности и принудительных мер воспитательного характера;

- приобретение навыков применения уголовно-правовых норм, касаю­щихся уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для правильного применения уголовно-правовых норм, определяющих особенности уголовной ответственно­сти лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

 

Содержание темы:

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказания, применяе­мые к лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет. Осо­бенности применения общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ареста, ограничения сво­боды и лишения свободы к несовершеннолетним.

Общие начала назначения наказания и особенности назначения наказаний несовершеннолетним.

Осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера. Виды воспитательных мер. Основания и условия применения и изменения принудительных мер воспитательного характера.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с пе­редачей под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих.

Условно-досрочное освобождение от наказания и замена неотбытой части наказания более мягким. Основания и условия применения этих мер.

Погашение судимости в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.