Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Римский брак и его виды. Конкубинат. Контуберний




Римскую семью (familia) мог основать только римский гражданин как облада­тель jus conubi.

В отличие от семей других народов, в которых правовое значение имеет кровное (когнатическое) родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое гюдство, основанное на власти и подчинении. Соответственно члены римской семьи делились на подчиненных (persona aliena juris) и главу семьи (paterfamilias), осуществлявшего власть над ними. Главный признак правового положения paterfamilias - независимость от чьей-либо власти в семейном порядке (persona sui lurjs), т. е. его власть над членами семьи (которая могла быть потенциальной) — второсте­пенный признак, вытекающий из первого.

Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи (женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. д.), включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, выдачи по ноксальному иску, расторжения брака женатых сыновей, изгнания из дома. Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободившись от patria potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки - под власть своих отцов, над вдовой (теперь — persona sui juris) учреждалась опека сыновей. Сами римляне осознавали исключительность положения paterfamilias: «Едва ли еще есть, какие-нибудь люди, которые имели бы над детьми своими такую же власть, как мы», - писал Гай (D.50.16,196).

Новейшие исследования, в частности работы английского профессора Дж. Крука свидетельствуют, о том, что с течением времени обычаи и общественное мнение значительно ограни­чивали возможный произвол домовладыки. Как выясняется, пожизненная власть над взрослыми сыновьями в общес­твенной жизни не играла никакой роли. Вопреки утвер­дившемуся мнению, женатые сыновья, занимавшие высокие должности, в действительности не были лишены собственных средств. Они жили отдельно и получали годовое содержание. Так, согласно Цицерону, Секст Росций имел в собственном распоряжении три поместья. Другой молодой человеку Целий, жил отдельно в доме на Палатине. Лишение сыновей наследства при отсутствии серьезных причин расценивалось как furor (безумие). Ограничения patria potestas вводились с давних пор. Согласно традиции, еще Ромул запретил лишать жизни новорожденных. Затем было запрещено право отца продавать детей в рабство, а убийство их квалифицировалось как преступление. Магистраты и суд восстанавливали в правах наследников, несправедливо ли­шенных наследства. Был издан ряд законов, ограничивающих произвол при отчуждении имущества. Таким образом, власть домовладыки, хотя и сохранявшаяся на протяжении всей римской истории, подверглась значительной коррек­тировке.

На patria potestas основывалась римская семья и, как уже отмечалось, агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследований, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья — это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, вес они — агнаты главы семьи; Агнатами являлись не только кровные родственники (сын, дочь, внуки), но некровные (жена подвластного сына или усыновленный). Причем агнатическое родство возникало по мужской линии. Так, дочь paterfamilias, выйдя замуж, станови­лась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца прекращались.

Социальные процессы, следовавшие за развитием экономи­ческих отношений, последовательно ограничивавшие patria potestas с одновременным расширением личных и имуществен­ных прав подвластных, привели в конечном счете к вытесне­нию агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена им­ператорским законодательством. Окончательно принцип ког­натического родства был утвержден Новеллами Юстиниана.

В когнатическом родстве различаются линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку (внук, сын, отец), и прямой нисходящей, если речь идет о происхожде­нии от предка к потомку (отец, сын, внук). Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник).

Степень родства как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственни­ками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства — их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сес­тра — родственники второй степени, дядя и племянник — третьей. Боковое родство может быть полнородным (при общности отца и матери) и неполнородным: еди­нокровным (при общем отце) и единоутробным (при общей матери).

От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Сле­довательно, родственники супругов между собой в свойстве не сострят. Степень свойства соответствует степени родства меж­ду супругом и тем из его родственников, применительно к ко­торому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степе­ни свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются расторжением брака.

Узаконение и усыновление

Patria potestas приобрета­лась рождением детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа.

Над внебрачными детьми власть отца могла быть установ­лена путем узаконения (legitimatio), которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три спосо­ба узаконения:

1) представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом;

2) после­дующим браком родителей;

3) изданием императорского ре­скрипта.

Над чужими детьми patria potestas устанавливалась усыновлением. Существовали две его формы: arrogatio — при усыновлении persona sui juris и adoptio — при усыновлении persona alieni juris. В соответствии с сентенцией «усыновление подражает природе» между усыновителем и усыновляемым необходима не менее чем восемнадцатилетняя разница в возрасте.

Первоначально arrogatio осуществлялось в куриатных комициях в форме закона в присутствии усыновителя и усынов­ляемого, поэтому оба они должны были обладать правом участия в них. В связи с этим не могли усыновлять женщины, как и не могли быть усыновляемы они же и несовершеннолет­ние. С падением роли народных собраний усыновление проис­ходило в частном порядке, о чем объявлялось публично. С се­редины II в. право усыновления перешло к императору, тогда же стало возможным arrogatio несовершеннолетних и женщин. Это положение, зафиксированное в Кодификации Юстиниана, кроме того, согласно происшедшему расширению имущест­венных прав детей paterfamilias, устанавливало для усынови­теля лишь право пользования имуществом усыновленного:

Усыновление persona aliena juris происходило с использова­нием нормы об эманципации, содержащейся в XII таблицах, посредством мнимой троекратной продажи сына. «Покупа­телем» выступало третье лицо, заранее обозначенное. После совершения мнимого акта продажи в третий раз в соответ­ствии с XII таблицами сын освобождался от patria potestas. Но третий акт преднамеренно не завершался: сразу после его совершения «покупатель» возвращал сына отцу, тем самым власть последнего не утрачивалась. Затем отец вместе с сыном и усыновителем являлся перед претором как мнимый ответчик по виндикационному иску усыновителя и признавал иск, а пре­тор констатировал смену paterfamilias, т.е. объявлял под­властного состоящим под patria potestas усыновителя. Adoptio дочери или внука совершалось однократной маниципацией. В Кодификации Юстиниана изложенная процедура заменена простым заявлением перед судом, кроме того, теперь patria potestas кровного отца не прекращалась. Устанавливались, лишь наследственные права усыновленного после усынови­теля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.