Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация правовой работы при проведении проверок субъектов хозяйствования со стороны органов контроля и надзора




Понятие неправомерного поглощения и захвата предприятий (рейдерства). Антирейдерские меры со стороны юридической службы предприятия.

Общий порядок организации и функции юридической службы на предприятии (учреждении, организации).

Вопросы организации юридического обслуживания в субъектах хозяйствования (далее - СХ) можно условно разделить на общие и особенные. Общие вопросы имеют значение для организации правовой работы, а особые - отражают ее отдельные направления.

К общим вопросам прежде всего относятся планирование работы юридической службы (далее - ЮС), кодификация и учет нормативных актов, организация справочной работы, анализ правовой деятельности СГ и обобщение материалов юридической практики и правовой работы.

К особым направлений относятся вопросы организации юридической работы по сохранению собственности, укрепления исполнительной, трудовой, производственной и договорной дисциплины, защиты имущественных интересов с помощью правовых средств.

Распределение вопросам правовой работы предприятия на общие и особенные не до конца совпадает.

Правильная организация работы ЮС невозможна без ее планирование. Практика показывает, что где работа и деятельность ЮС не планируются, проведенные ею мероприятия нередко случайные, несистемные, их эффективность низка.

При таких обстоятельствах основу деятельности ЮС составляют и текущие дела, в результате чего многие из возложенных на нее функций и задач не выполняется, а все возможные для улучшения работы СГ правовые средства не используются, в отдельных случаях отсутствие плана работы ЮС оправдывается тем, что в СГ составлены общие планы или меры, направленные на повышение результатов производственно-хозяйственной деятельности. В них ошибочно отражают задачи ЮС на основании выданного специального приказа или принятого решения о СГ для улучшения правовой работы и предусмотрены конкретные меры.

Практика подтверждает, что такие доводы необоснованны, поскольку в приказах и других документах не охвачены основные моменты правовой работы, отсутствуют сроки выполнения, не указываются конкретные ответственные лица. Следовательно, такие внутрихозяйственные акты полной мере не могут заменить план работы ЮС.

Планирование необходимо не только в тех случаях, когда на предприятии, в учреждении или организации является структурное подразделение или штатный юрисконсульт. Оно нужно и тогда, когда юридическое обслуживание СГ осуществляется юридическим отделом, группой, фирмой, кооперативом, частно практикующим юристом, юрисконсультом главного (базового) предприятия или адвокатом.

Правовая работа должна планироваться во всех сферах предпринимательства и других СГ. Как правило, планы составляются текущие и перспективные, могут быть месячными, квартальными, полугодовыми и годовыми. Вопрос срока планирования определяются ЮС самостоятельно.

В процессе планирования задач, стоящих перед ЮС, они конкретизируются при составлении и выполнении отдельных мероприятий с указанием сроков выполнения запланированных правовых работ и ответственных за выполнение лиц - работников ЮС и других структурных подразделений СГ.

Юридические службы вышестоящих организаций осуществляют такой контроль при проведении систематических производственных совещаний, конференций и семинаров. На них по результатам ознакомления с организацией правовой работы, проведения проверок и составления информации о проведенной правовую работу принимаются конкретные меры по выявлению и устранению недостатков в планировании и выполнении планов работы юридическими службами.

Юридические службы вышестоящих организаций осуществляют такой контроль при проведении систематических производственных совещаний, конференций и семинаров. На них по результатам ознакомления с организацией правовой работы, проведения проверок и составления информации о проведенной правовую работу принимаются конкретные меры по выявлению и устранению недостатков в планировании и выполнении планов работы юридическими службами.

Система делопроизводства определяется в зависимости от организационной структуры ЮС, объема возложенной работы по правовому обслуживанию и определения в конкретном СГ форм и правил ведения, учета и хранения юридических и других документов.

«Рейдер» (raider) - в переводе с английского означает компанию, поглощающая другие компании, скупая акции компании-жертвы с целью получения ее контрольного пакета.

Проанализировав действующее законодательство Украины, можно сделать вывод, что до сих юридического определения терминов "рейдер" и "рейдерство" в Украине нет, оно не урегулирован никакими законодательными нормами. Закрепление юридического определения термина "рейдерство" как общественно опасного деяния, его признаков и сущности позволит отграничить его от правовых методов установления контроля над субъектами предпринимательства.

Рейдерский захват предприятий направленное на неправомерное завладение собственностью (имущественными правами на собственность предприятия: средствами; техникой; продукцией предприятия; занятыми предприятием территориями; домами и сооружениями; средствами производства, бизнесом в целом и т.д.. Рейдерство в экономическом смысле можно определить как форму нелегального поглощения компаний, захвата определенных активов по цене, намного ниже их рыночной стоимости. Основной причиной рейдерства является нежелание инвестора платить справедливую рыночную стоимость за приобретение контроля за юридическим лицом.

Антирейдерские меры со стороны юридической службы предприятия могут быть следующие:

1. Заблаговременная подготовка в период нормальной работы общества.

Заблаговременную подготовку можно условно разделить на два блока:

Первый положительный блок состоит в подготовке определенной защитной доктрины и мобилизационного плана на случай попытки недружественного поглощения. Эти документы могут быть формализованы в решении наблюдательного совета общества и должны быть конфиденциальными: их содержание может быть известен только членам наблюдательного совета, голове и ведущим членам правления общества и внутреннем юристу. Защитная доктрина должна содержать принципиальные решения по порядке согласованных действий должностных лиц общества в случае рейдерского нападения и сопровождаться проектами типовых документов. Каждому из указанных выше функциональных подразделений рейдерской группы предстоит еще в мирное время противопоставлен "антирейдерский" подразделение с симметричными задачами с возможностью его полного развертывания в период конфликта.

Юридическое подразделение в период нормального функционирования общества может быть представлен внутренним юристом. Возможность развертывания должна быть обеспечена договором о предоставлении юридических услуг с достаточно квалифицированной юридической фирмой. При отсутствии угрозы поглощения юридическое подразделение разрабатывает типовые документы (проекты внутренних приказов, исков и жалоб), налаживает контакты с судьями и государственными исполнителями и наблюдает, нет ли признаков направленного сбора информации об обществе, создание предпосылок для рейдерского нападения (подозрительных приобретений акций или задолженностей общества), контактируя с регистратором (депозитарием) общества, бухгалтерией и другими подразделениями общества.

Силовое подразделение должен быть обеспечен собственными охранниками и охранной фирмой, отношения с которой основываются на договоре о предоставлении охранных услуг. Возможно также создание общественного формирования по охране общественного порядка по месту работы согласно Закону Украины "Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы". В "мирное время" можно провести учения с участием охранников и трудового коллектива по противодействию нападению рейдеров на территорию объектов общества. Развертывание подразделения обеспечивается за счет определенной договором с охранной фирмой возможности увеличения количества объектов, находящихся под охраной и охранников, а также - за счет лояльных представителей трудового коллектива и членов общественного формирования по охране общественного порядка. При этом желательно четко представлять, к которым охранных фирм следует обращаться в случае, если охранная фирма откажется от договора.

Информационное подразделение в период нормального функционирования общества должен быть представлен пресс-службой общества, то есть - лицом или группой лиц, имеющих связи с журналистами, телеканалами и время от времени обеспечивают короткие публикации о деятельности общества и сюжеты на телевидении. Развертывание подразделения обеспечивается за счет актуализации связей.

В рамках защитной доктрины следует разработать и закрепить в уставе общества средства замены ключевых должностных лиц общества в случае их выбытия (например - назначение наблюдательным советом исполняющего обязанности председателя правления в случае его ареста). В случае оставления территории общества, место жительства председателя правления целесообразно изменить с учетом удобной подсудности, поскольку споры по иску председателя правления о восстановлении на работе и признании незаконным решения общего собрания акционеров подведомственные сейчас общему суду по месту жительства председателя правления (ч. 2 ст. 110 ГПК Украины).

Мобилизационный план должен предусматривать этапы и объемы развертывания антирейдерских подразделений в случае конфликта по защитной доктрины и определять источник финансирования такого развертывания. Такой источник должен быть внешним относительно общества, поскольку одним из первых действий рейдера является, во многих случаях, блокирование счетов общества.

Второй, негативный блок состоит в профилактической работе по планомерному и максимально полного устранения каких-либо предпосылок для рейдерского нападения.

Предотвращения возникновения «пятой колонны». Рейдер может воспользоваться внутренним конфликтом в обществе, т.е. конфликтом между главными акционерами и назначенным ими правлением с одной стороны и миноритарными акционерами, членами трудового коллектива - с другой, особенно, если такие лица являются членами правления, наблюдательного совета или ревизионной комиссии. Нелояльные акционеры или сотрудники могут продать свои акции рейдеру, сообщить ему важную инсайдерскую информацию, впоследствии - давать показания в пользу рейдера в суде, и интервью СМИ, наконец - занять пассивную позицию непосредственно в момент нападения, или даже предложить рейдеру свои услуги в качестве членов новых органов управления.

Итак, главным акционерам и правлению следует: культивировать корпоративную лояльность акционеров и трудового коллектива; скупать акции недовольных миноритариев во всех случаях, когда это возможно сделать за разумную цену; платить акционерам дивиденды а трудовому коллективу - заработную плату; справедливо решать трудовые конфликты, особенно - с должностными лицами.

Минимизация задолженности общества. Для многих предпринимателей уплата долга только при наличии судебного дела является принципом ведения бизнеса. Впрочем, наличие задолженностей общества является главной предпосылкой для возбуждения дела о банкротстве, которая может стать основным или дополнительным рейдерским сценарию.

Связи с властью. Как уже было отмечено, характерной чертой рейдерства является использование государственного принуждения в личных целях заказчика рейдерства, определенная "приватизация" властных полномочий. К поглощению всегда приобщаются суды и государственные исполнители, а также, в зависимости от возможностей рейдеров ГКЦБФР, налоговые органы, органы внутренних дел, прокуратура, органы местного самоуправления и депутаты советов разных уровней.

Следовательно, обществу следует четко понимать, какие из государственных органов могут принять эффективные меры по защите прав предприятия от недружественного захвата, лишь формально выполнять обязанности, хотя и не прибегнут к противоправных действий, а активно способствовать захватчикам.

Формализация созыва и проведения общего собрания акционеров. "Альтернативные" общее собрание акционеров, проведенные рейдером, является распространенным средством замены органов управления общества. Таким образом, несмотря предусмотренную ч. 1 ст. 43 Закона Украины "О хозяйственных обществах" возможность выбора издания, в котором публикуется объявление о проведении общего собрания, устав общества должен безальтернативно определять как центральную, так и местную газеты, и обязывать уведомить акционеров о собрании с вложением почтового отправления и уведомлением о вручении. С тем, чтобы предотвратить проведение общего собрания в месте под полным контролем рейдера, где он может по своему усмотрению "отрегулировать" явку акционеров, устав должен определять, что общее собрание общества проводятся не "как правило", как указано в ч. 1 ст. 43 Закона Украины "О хозяйственных обществах", а "исключительно" по его местонахождению.

2. Работа в период угрозы недружественного поглощения

"Мирное время" для общества субъективно продолжается до того момента, когда будет обнаружен систематический сбор информации об обществе, быстрое скупку его акций или долгов. С получением этой информации общество должно быть переведено в режим "предвоенного" времени, в течение которого общество можно скорее разворачивает все антирейдерские подразделения, актуализирует все связи и пытается установить, кто рейдером. Анализируя полученную информацию, следует реконструировать персоналии рейдерской группы, выявить заказчика и круг их связей. Информационном подразделения следует обеспечить последнюю позитивную публикацию перед ожидаемым шквалом "черного пиара". Силовое подразделение обеспечивает особый режим посещения объектов собственности общества. Скупке акций рейдерам следует противопоставить собственно скупки. Юридическое подразделение должно обеспечить возможность сохранения имущества общества из-за его "эвакуации": объекты недвижимости должны быть переданы в залог контролируемым главными акционерами юридическим лицам и перезаложены.

3. Работа в период открытого корпоративного конфликта.

Первый обнаружен иск, жалоба, проверка или негативная публикация относительно общества должны переводить общество в "военное положение". Поскольку общество является стороной, защищаемой стратегическая инициатива в таком конфликте принадлежит корпоративному захватчику. Впрочем, система защиты общества должна сочетать симметричные ответы на действия захватчика с асимметричными контрмерами.

Конечно, конкретные антирейдерские действия отличаться в зависимости от схемы, выбранной корпоративными захватчиками, но эти действия значительно легче совершать при наличии системы защиты акционерного общества от недружественного поглощения, институциолизованои в указанных подразделениях, оборонной доктрины и обеспеченной источниками финансирования мобилизационного плана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.