КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные особенности
Ответственность в таможенной сфере: понятие и Сущность и разновидности административных таможенных правонарушений Ответственность в таможенной сфере: понятие и основные особенности организация борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела План 3. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела
Ответственность за нарушения в сфере таможенного дела регулируется нормами различных отраслей права, и в этом проявляется комплексный характер таможенного права. Закон различает посягательства различной степени тяжести на таможенное дело — преступления и проступки. Те и другие, по сути, являются нарушениями таможенных правил, но критерием разграничения служит вред, причиненный нарушением. Правонарушения, представляющие наибольшую степень общественной опасности, приобретают характер преступлений. Привлечение к ответственности за их совершение регулируется нормами уголовного права. Преступные посягательства в области таможенного дела отнесены законодателем к группе преступлений против порядка осуществления экономической деятельности (гл. 25 УК). В качестве непосредственного объекта посягательств является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь и отношения, связанные с таим перемещением. Таможенные органы являются органами дознания по уголовным делам о контрабанде, незаконном экспорте объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, об уклонении от уплаты таможенных платежей. Законами может быть отнесено к ведению таможенных органов производство дознания по иным уголовным делам. Дознание по уголовным делам, указанным в п. 1 с. 321 ТК, ведется таможенными органами в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности. Ст. 323ТК определены особенности проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу. Контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем таможенных и иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров. При перемещении товаров через таможенную границу контролируемая поставка проводится в целях предупреждения, выявления, пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров. Иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между ГТК и другим органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории, на основании международных договоров Республики Беларусь или по договоренности с компетентными органами иностранных государств руководитель органа, проводящего контролируемую поставку товаров, о принятом решении незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством. Иные основания и условия проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу, определяются законодательством, регулирующим правоотношения, возникающие при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. При проведении контролируемой поставки перемещаемых через таможенную границу товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством, эти товары могут быть полностью или частично изъяты или заменены в порядке, определяемом законодательством. Товары, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей природной среды либо служащие основой для изготовления оружия массового уничтожения, подлежат замене в порядке, определяемом законодательством. Административными нарушениями по своему характеру и содержанию являются нарушения таможенных правил, основание и порядок привлечения к ответственности за которые регламентируются нормами административного законодательства. Таможенные органы ведут административный процесс в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. «О международных договорах Таможенного Союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам» приняты: — Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств — членов таможенного союза (прилагается); — Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (прилагается). Правительства государств — членов таможенного союза обеспечивают приведение национального законодательства в соответствие с указанными международными договорами в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам. В настоящее время составы уголовных преступлений и административных правонарушений в таможенном законодательстве трех стран в основном схожи. Вместе с тем имеются и незначительные отличия. Например, такое преступление, как контрабанда содержится в уголовных кодексах всех стран Таможенного союза и предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу товаров, которые можно отнести к имеющим повышенную опасность. Это наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, части или компоненты боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения и иные подобные товары. Вместе с тем имеются некоторые различия. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации предусматривается ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу (контрабанду) любых товаров (не только опасных), если их стоимость составляет крупную сумму. Кроме того, к объектам этого преступления относятся стратегически важные сырьевые товары, а также культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу России (независимо от стоимости). Аналогичная статья Уголовного кодекса Беларуси таких норм не содержит. В Республике Беларусь предусматривается ответственность за незаконное перемещение (контрабанду), кроме вышеперечисленных, также товаров, которые отнесены к категории ограниченных либо запрещенных к перемещению через таможенную границу, если их стоимость превышает 2 тыс. базовых величин. В то же время, в отличие от УК Российской Федерации, ответственность предусмотрена за незаконное перемещение составных частей оружия или его компонентов, что позволяет предотвратить ввоз оружия по частям. В Уголовном кодексе Казахстана имеются два схожих состава преступления «Контрабанда»: «Экономическая контрабанда» и «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено». Объекты преступного посягательства этих статей практически совпадают с объектами «контрабанды» в Уголовных кодексах Беларуси и России. Вместе с тем установлена повышенная ответственность за перемещение наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере. В УК России предусмотрена уголовная ответственность за «незаконный экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание слуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений, военной техники». В этой статье более детально перечисляются объекты преступления. Аналогичное преступление в УК Беларуси («Незаконный экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля») предусматривает ответственность как за оконченное перемещение, так и за покушение в виде передачи объекта преступления в целях экспорта. А в УК Казахстана уголовная ответственность за данное деяние не предусмотрена. Есть различия и в наказаниях за уклонение от уплаты таможенных платежей. Такое преступление, как «Уклонение от платы таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц», в Уголовном кодексе России предусматривает более квалифицированный состав, чем «Уклонение от уплаты таможенных платежей» в Уголовном кодексе Беларуси. То есть в российском законодательстве речь идет об уклонении от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере. А в Уголовном кодексе Казахстана «Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов» предусматривает повышенную ответственность за совершение преступления должностным лицом с использованием служебного положения и организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией). В остальном эти статьи совпадают. Существенно отличается и величина крупного размера. В УК Казахстана — это 1000 МРП (месячных расчетных показателей), или около 270 тыс. российских рублей, в УК России— 500 тыс. российских рублей, в УК Беларуси — 2 тыс. базовых величин, или примерно 776 тыс. российских рублей. Что касается составов административных правонарушений, то значительная их часть частично либо полностью совпадает. Отличия имеются в терминологии, что является следствием различной терминологии в таможенном законодательстве. Субъекты административной ответственности также практически совпадают. При этом в Беларуси повышенную ответственность несут физические лица — индивидуальные предприниматели, в России — должностные лица. В Беларуси должностные лица повышенную ответственность не несут, хотя должностным лицом вред может быть причинен значительно больший, чем обычным гражданином. В Казахстане кроме физических лиц, должностных лиц и юридических лиц, субъектами административной ответственности являются юридические лица — субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства, а также юридические лица— некоммерческие организации. Имеются существенные различия в величине административных штрафов. Их размеры в Беларуси значительно выше, чем в России и Казахстане. Так, минимальный размер штрафа за перемещение товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (ч.1 ст. 421 КоАП РК, ч.1 ст. 16.18 КоАП РФ, ст. 14.2 КоАП РБ) на физическое лицо составляет в Казахстане юридические лица 5 МРП (около 1350 российских рублей), в РФ юридические лица около 1500 российских рублей, в Беларуси юридические лица 20 базовых величин, или примерно 7777 российских рублей. Страны Таможенного союза договорились о единообразном подходе к привлечению к уголовной и административной ответственности, соблюдении принципов равенства перед законом, равенства защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном и административном процессах на территории Таможенного союза. С этой целью 5 июля 2010 г. стороны подписали два вышеназванных международных документа: Договором с учетом общепризнанных принципов и норм международного права для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов ТС определены принципы и порядок привлечения к уголовной и (или) административной ответственности за нарушения таможенного законодательства. Контроль за соблюдением таможенного законодательства возложен на таможенные органы трех стран. Установлены единые нормы для привлечения к уголовной ответственности за совершение уголовных преступлений на территории нескольких государств-участников. В частности, лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той стороны, на территории которой выявлено это административное правонарушение. В данном случае административный процесс (производство) осуществляется по законодательству той страны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности. Соглашение также учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права. Документ призван обеспечить более широкое содействие в расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях и повысить эффективность сотрудничества в этой области, определяет порядок взаимодействия при расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях и информационного обмена. Практическая реализация соглашения будет способствовать обеспечению соблюдения таможенного законодательства, четкого применения его норм, устанавливающих уголовную и административную ответственность за нарушения. Это повысит оперативность в расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях, а также качество их расследования. Таким образом, принятые документы позволят таможенным службам Беларуси, Казахстана, России действовать согласованно и, несмотря на некоторые различия в законодательствах трех стран, применять единые подходы к привлечению к ответственности за нарушения таможенного законодательства.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |