Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность кредитной организации за нарушение банковского законодательства




Тема 9. Правонарушения в банковской сфере и ответственность за их совершение

Клиринговые расчеты.

Кл и ринг (англ. clearing, от clear — очищать, вносить ясность).

Клиринг - система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств.

Клиринговую деятельность осуществляют клиринговые организации, к которым относятся юридические лица, получившие право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности. Лицензии на осуществление клиринговой деятельности выдаются в соответствии с порядком, установленным ФЗ от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности".

Клиринговая деятельность - деятельность по оказанию клиринговых услуг в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга, зарегистрированными в установленном порядке Центральным банком РФ.

Клиринговую деятельность осуществляют специализированные организации. Такие организации именуются клиринговыми организациями.

Основные цели создания клирингового учреждения:

- ускорение и оптимизация расчетов между банками и другими кредитными учреждениями в Российской Федерации, с другими государствами;

- повышение достоверности и надежности расчетов;

- развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (чеков, векселей, кредитных карточек и др.);

- наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов банков;

- внедрение современных международных технологий, стандартов, постепенное вхождение в мировую банковскую систему;

- создание современной информационной банковской структуры.

Сущность клиринга заключается в том, что равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу погашаются, а платежи с использованием реальных денег осуществляются лишь на разницу (сальдо). Участники клиринга сохраняют имеющиеся денежные средства, что повышает их ликвидность.

В настоящее время на территории Российской Федерации работает ряд небанковских кредитных организаций (клиринговых палат). Среди них: Московская Биржа клиринговая организация ЗАО АКБ "Национальный Клиринговый Центр", Закрытое акционерное общество «Клиринговый центр РТС», Закрытое Акционерное Общество Депозитарно-Клиринговая Компания".

 

Совокупность мер юридической ответственности в банковской сфере может быть подразделена на гражданско-правовую, административную, финансовую и уголовную.

 

Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов). При выявлении нарушений банковского законодательства Банк России направляет обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные ст. 74 Закона о ЦБР меры воздействия. По своей природе это меры банковской ответственности, задачей которых является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России.

Нередко их отождествляют с мерами административного наказания, а ответственность в банковском праве – с административной ответственностью. Однако это самостоятельные юридические категории, различие которых проявляется в следующем.

Во-первых, административная ответственность устанавливается нормами административного законодательства, которое в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ включает только КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, ни в каких иных законах или подзаконных актах, в том числе и в Законе о Банке России, не могут содержаться составов административных правонарушений и устанавливаться ответственность за их совершение. Между тем, правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, Законом о банках, Законом о Банке России, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России (ч.2 ст.2 Закона о банках).

Во-вторых, в силу ст. 2.1 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности лишь при наличии его вины. В банковском же праве применение мер воздействия не связано с необходимостью устанавливать вину кредитной организации в нарушении федеральных законов или актов Банка России.

В-третьих, составы правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, достаточно формализованы, а их формулировки категоричны. В свою очередь банковское право предоставляет Банку России широкой простор для оценочной деятельности. Например, ЦБР может оценить деятельность конкретного банка, не нарушающего каких-либо юридических норм, как рискованную, основываясь лишь на данных бухгалтерских расчетов.

В-четвертых, в числе видов административных наказаний, перечисленных в ст. 3.2 КоАП РФ, нет санкций банковского права, предусмотренных Законом о ЦБР.

В-пятых, установлены различные сроки давности привлечения к административной (2 или 3 месяца, а по отдельным составам – 1 год со дня совершения административного правонарушения – ст. 4.5 КоАП) и банковской (5 лет со дня нарушения норм банковского законодательства – ч. 4 ст. 75 Закона о Банке России) ответственности.

Однако сказанное не исключает возможности привлечения кредитных организаций к административной ответственности.

Субъектами банковской ответственности являются банки и небанковские кредитные организации, нарушившие банковское законодательство.

Субъектами, в компетенцию которых входит применение соответствующих мер воздействия, являются Банк России и его территориальные органы (далее – надзорные органы).

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные [8] , выбор которых производится ими самостоятельно исходя из положений федеральных законов и нормативных актов Банка России с учетом:

- характера допущенных кредитной организацией нарушений;

- причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

- общего финансового состояния кредитной организации;

- положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

Применение предупредительных мер воздействия связано с выполнением ряда условий:

- ранние стадии возникновения недостатков в деятельности кредитной организации в случаях, непосредственно не угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков;

- ответственный, конструктивный подход органов управления, а в соответствующих случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности;

- надлежащее взаимодействие кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами, выражающееся в принятии соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной организации.

Основаниями для применения предупредительных мер воздействия являются:

- ухудшение показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;

- наличие по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности признаков, свидетельствующих об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации;

- несоблюдение требований федеральных законов и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности;

- несоблюдение кредитной организацией требований Банка России:

а) по разработке Правил построения расчетной системы кредитной организации в условиях отсутствия на последнюю отчетную дату у филиалов неоплаченных расчетных документов клиентов или при их наличии длительностью не более 3 дней;

б) по своевременному проведению филиалами платежей с корреспондентских субсчетов, открытых им в Банке России, в случае наличия у филиалов на отчетную дату неоплаченных расчетных документов длительностью не более 3 дней;

- иные более серьезные нарушения в деятельности кредитной организации. В этом случае применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.

Содержание предупредительных мер воздействия включает:

- доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;

- изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

- предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);

- установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. Данные меры оформляются, как правило, в виде предписания.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются:

- нарушение (невыполнение) кредитной организацией требований банковского законодательства и предписаний Банка России;

- непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации;

- создание реальной угрозы интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).

К принудительным мерам воздействия относятся:

- штрафы;

- требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;

- требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации в соответствие с п. 2 ст. 12 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

- требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;

- ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до 6 месяцев;

- запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;

- запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

- требование о замене руководителей кредитной организации;

- назначение Временной администрации по управлению кредитной организацией;

- отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Контроль за выполнением кредитной организацией требований предписания осуществляется надзорным органом, направившим его.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных.

Срок давности привлечения кредитной организации к ответственности за нарушение банковского законодательства составляет 5 лет со дня его совершения.

 

2. Административно – правовая ответственность кредитных организаций.

Административная ответственность кредитных организаций установлена КоАП РФ.

Среди правонарушений, совершаемых кредитными организациями в банковской сфере, можно выделить следующие группы:

- нарушающие установленный государством порядок осуществления банковской деятельности;

- непосредственно посягающие на надлежащий, установленный действующим законодательством порядок расчетов и ведения кассовых операций;

- посягающие на интересы вкладчиков и собственников кредитных организаций.

Проанализируем каждую из выделенных групп.

На установленный государством порядок осуществления банковской деятельности посягают такие деяния кредитной организации, как:

- осуществление предпринимательской деятельности (т.е. банковской деятельности) без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), а также с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (чч. 2, 3 ст. 14.1 КоАП РФ);

- осуществление производственной, торговой или страховой деятельности (ч.1 ст. 15.26 КоАП РФ);

- нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований (ч.2 ст. 15.26 КоАП РФ):

- неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля (ст. 15.27 КоАП РФ);

- разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (ст. 13.14 КоАП РФ).

К правонарушениям, непосредственно посягающим на надлежащий, установленный действующим законодательством порядок расчетов и ведения кассовых операций, за которые юридические лица – кредитные организации и их должностные лица несут административную ответственность в виде штрафа, относятся следующие:

- нарушение порядка открытия счета налогоплательщику, т.е. без предъявления организацией или индивидуальным предпринимателем свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также при наличии решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица (ст. 15.7 КоАП РФ);

- нарушение установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (ст. 15.8 КоАП РФ);

- осуществление расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам (ст. 15.9 КоАП РФ);

- неисполнение поручения органа государственного внебюджетного фондао зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат (ст. 15.10 КоАП РФ).

Среди правонарушений кредитных организаций, посягающих на интересы вкладчиков и собственников данных организаций, выделяются следующие:

- фиктивное банкротство, т.е. заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности (ч.1 ст. 14.12 КоАП РФ);

- преднамеренное банкротство, т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица (ч.2 ст. 14.12 КоАП РФ);

- неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ);

- воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации (ст. 14.14 КоАП РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.