Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование ценообразования. Ответственность за нарушение зак-ва о ценообразовании




Зак-во о ценообразовании составляют:

1) Закон РБ от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании» [160];

2) Указ През. РБ от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в РБ» [134];

3) Постановление Совета Министров РБ «Об утверждении Порядка регистрации ЮЛ и ИП РБ цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных пред. индексов изменения отпускных цен (тарифов)»

4) Пост. Совета Министров РБ «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен» [136];

5) Постановление СМ РБ «О Концепции ценообразования в РБ» [114];

6) Постановление Мин. экономики «Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» [91] и т. д.

В соот. со ст. 7 Закона о ценообразовании регулируемые цены в РБ применяются на:

– товары (работы, услуги) субъектов хоз-я, занимающих доминир. положение на товарных рынках РБ и включенных в гос. реестр;

– отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом РБ или по его поручению СМ РБ.

В целом гос. рег-е ценообразования п.с.воздействие на процессы установления и применения цен со стороны гос. органов путем принятия законодательных, адм., бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. При этом такое рег-е может осуществляться на основе способов прямого и косвенного регулирования.

К прямым способам относятся:

1) фиксирование цен; ф и к с и р о в а н н а я ц е н а — регулируемая цена, установленная субъектом ценообразования в твердой выраженной денежной величине;

2) установление предельных цен; п р е д е л ь н а я ц е н а — регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.

3) установление предельных торговых надбавок (скидок), они п. с. ограничения к регулируемой цене, устанавливаемой гос.и органами, осуществляющими рег-е ценообразования в сфере обращения;

4) установление предельных нормативов рент-ти; указанные норм-вы явл. пред. показателями отношения прибыли к затратам, выраженным в процентах; в частности, предельные уровни рентабельности установлены по продукции (товарам, услугам) предприятий;

5) использование порядка определения и применения цен;

6) декларирование цен;имеется ввиду рег-я цен субъектами предпр. деят-ти, занимающими доминир. положение на товарных рынках респ., в соответствующих органах, осуществляющих рег-е ценообразования;

7) регистрация цен, которой подлежат:

– отпускные цены (тарифы) на платные медиц. услуги и т.д.

Косвенное (экономическое) гос. рег-е процесса ценообразования осуществляется посредством льготного кредитования налоговой, тарифной политики. Эти способы применяются с целью создания экономических условий, стимулирующих субъектов предпр. деят-ти к снижению цен на производимые ими товары.

Юр. и должностные лица, предприниматели несут ответственность за:

– нарушение установленных соответствующими гос.и органами уровней регулируемых цен (тарифов), завышение или занижение цен (тарифов), в том числе предельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения;

– применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок) на товары (работы, услуги), в отношении кот. применяется гос. рег-е;

– нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) при определении цен (тарифов);

– нарушение устан. порядка декларирования и прим-я цен (тарифов).

К ЮЛ, ИП, допустившим нарушения, применяются санкции в виде взыскания в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных гос.и органами, осуществляющими рег-е и контроль за ценообразованием, и наложения штрафа в таком же размере.

Те же действия, совершенные повторно в течение года, влекут взыскание в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных гос.и органами, осуществляющими рег-е и контроль за ценообразованием, и наложение штрафа в двукратном размере такой выручки (суммы средств).

Кроме того, субъекты хоз-я могут нести адм. отв-ть в соотв. со ст. 12.4. КоАП, предусм. отв-ть за нарушение устан. порядка формирования и применения цен (тарифов), ст. 12.9 КоАП, закрепляющей отв-ть за нарушение порядка осуществления торговой посреднической деят-ти.

Угол. отв-ть за нарушение зак-ва в сфере ценообр-я наступает в соот. со ст. 245 УК за установление или поддержание монопольных цен.


38.Понятие м/пол-кой деятельности. Антимонопольное з-во. Органы осуществляющие антим. регулирование, их функции.

Особое место в защите конкуренции в странах с рын. экономикой отводится ограничению м/пол-кой деят-ти на товарных рынках. В зарубежном зак-ве и судебной практике она рассматривается как нарушение права на конкуренцию, которое, в свою очередь, рассматривается как составная часть права на свободу эк. деят-ти.

А н т и м о н. з а к - в о можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения м/пол-кой деят-ти и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное зак-во в РБ состоит из:

– Конституции РБ (ст. 13) [32];

– Гражданского кодекса РБ [9];

– З-на РБ «О противодействии м/пол-кой деят-ти и развитии конк-ии"

– Закона РБ «О естественных монополиях»;

– других актов зак-ва, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

В соот. со ст. 1 Закона о противодействии м/пол-кой деят-ти м о н о п о л и с т. д - т ь п.с.противоречащие зак-ву действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, гос. органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Из определения м/пол-кой деят-ти следует, что она является правонарушением и имеет в своем составе объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Непосредственным о б ъ е к т о м данного правонарушения являются общ. отношения, обеспечивающие создание и эффективное функционирование товарных рынков на основе конкуренции и защиту прав и законных интересов потребителей.

О б ъ е к т и в н а я с т о р о н ам/пол-кой деят-ти заключается в противоречащих законодательству действиях (бездействии) на товарном рынке хозяйствующих субъектов и гос. органов. Действия обычно связаны с установлением монопольно высоких или монопольно низких цен. Бездействие может быть связано с нежеланием субъекта м/пол-кой деят-ти ликвидировать искусственно созданные препятствия, ущемляющие интересы других субъектов на данном товарном рынке.

Ограничение м/пол-кой деят-ти не означает ущемление прав хозяйствующих субъектов, а только препятствует злоупотреблению правом на конкуренцию, устанавливает баланс прав всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке. Это ограничение устраняет экономическое (фактическое) неравенство субъектов рыночных отношений и восстанавливает их юридическое равенство. Абсолютная свобода хозяйствующих субъектов привела бы к полному господству монополий на рынке и к бесправному положению потребителей.

К субъектному составу данного правонарушения законодатель относит субъекты хозяйствования и гос. органы.

В РБ существуют отдельные структуры, совмещающие функции органов управления и хозяйствующих субъектов. (концерны «Белнефтехим», «Беллегпром», «Белбиофарм» и т.д., которые выступают как объединения одинаковых по профилю орг-й).

Субъективная сторона м/пол-кой деят-ти характеризуется прямым умыслом.Законодатель считает деят-ть м/пол-кой только в том случае, если она в качестве своей непосредственной цели имеет недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причинение вреда правам, свободам и законным интересам потребителей.

Основные признаки м/пол-кой деят-ти:

1) это запрещенная эк. деят-ть, связанная с производством, распространением и потреблением товаров (работ, услуг), она не имеет ничего общего с законным предпр-вом и свободой эк. деят-ти;

2) м/пол-кая деят-ть – антипод конкуренции;

3) это деят-ть, являющаяся правонарушением;

4) ее субъектами являются физ. и ЮЛ, имеющие право осущ. ПД;

5) она совершается только целенаправленно (умышленно);

6) м/пол-кая деят-ть может выражаться как в форме действий, так и бездействия;

7) она выступает в качестве системной категории, состоящей из нескольких подгрупп:

а) деяния, заключающиеся в злоупотреблении хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке;

б) соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, имеющих целью ограничение конкуренции;

в) стандартные условия сделок, могущие привести к монополизации рынка и ограничению конкуренции;

8) м/пол-кую деят-ть ее субъекты могут осуществлять как сами по себе, так и в различных вариантах действий хозяйствующих субъектов, согласованных между ними.

Виды монополий

1. Г о с у д а р с т в е н н а я м о н о п о л и я — система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деят-ти имеет гос-во в лице определенных гос. органов или иных спец. уполн. субъектов права.

2. Е с т е с т в е н н а я м о н о п о л и я система общественных отношений, санкционированная гос-вом, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

3. Ч р е з в ы ч а й н а я м о н о п о л и я — система общ. отношений на товарном рынке, санкционированная гос-вом на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена;

4. П р а в о м е р н а я м о н о п о л и я — государственная, естественная или чрезвычайная монополии.

Виды м/пол-кой деят-ти субъектов хозяйствования:

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.

Согласно постановлению Министерства экономики «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках РБ» [76] доминирующим положением на товарном рынке признается искл. положение хоз-щего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Запрещается и признается в установленном порядке неправомерной деят-ть хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деят-ть имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:

– создания препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

– изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамер. повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусст. вызывающих их рост или падение;

– установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

– заключения и (или) исполнения д-ра при условии принятия контрагентом обяз-в, не относящихся к предмету д-ра или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении д-ра;

– заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами;

– применения к хоз. партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хоз. субъектами;

– согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

– осуществления иных действий (бездействия), приводящих к указанным результатам.

2. Соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции.

Запрещ. и в установленном порядке признаются недейств. вступление в объединения или их создание, заключение и осуществление в любой форме соглашений между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деят-ти, если это имеет целью или результатом:

– раздел товарного рынка по тер. принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

– искл-е или огранич-е доступа на товарный рынок других хоз. суб-ов;

– необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;

– необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;

– отказ от заключения д-ров с опред. продавцами или покупателями;

– иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию.

Хоз. субъекты, намеревающиеся заключить соглашения, в которых имеются признаки, указанные выше, вправе запросить заключение антим. органа о соот. положений этих соглашений антим. зак-ву.

3. Стандартные условия сделок. п. с. любые заранее сформулированные условия, предназначенные для многократного использования, которые одна договаривающаяся сторона устанавливает для другой договаривающейся стороны при заключении д-ра и которые в деталях не согласовывались сторонами д-ра независимо от того, изложены ли эти условия во внешне обособленной составной части д-ра или в основном тексте д-ра, а также от их числа, способа оформления самого договора (в простой письменной или нотариальной форме) и соответствующих условий его.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.