Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подзаконные нормативно – правовые акты




Закон.

Законэто обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно народом (в ходе референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий свойства прямого действия.

Законы.
Конституционные – закрепляют и регулируют основы государственного и общественного строя, устройство государства, систему государственных органов и их компетенцию, права, свободы и обязанности граждан и др. отношения.
Обыкновенные – закрепляют и регулируют общественные отношения в рамках определенной отрасли.
Кодификационные законы (кодексы)
Текущие законы.

 


В Российской Федерации действуют следующие виды законов:

 

1.Конституция РФосновополагающий, фундаментальный правовой акт высшей юридической силы, который закрепляет конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления страны и т.д.

В федеративном государстве может быть несколько конституций: общефедеральная и конституции субъектов федерации.

 

2. Федеральные конституционные законызаконы, предусмотренные Конституцией и органически с ней связанные.

 

3. Федеральные законытекущие, регулирующие различные стороны государственной и общественной жизни.

Такие законы носят временный характер.

 

4. Законы субъектов Федерациинормативные правовые акты, издаваемые представительными органами конкретных субъектов РФ и действующие на территории данного субъекта.

Подзаконный актэто официальный нормативный правовой акт, установленный компетентным органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления, который содержит общеобязательные юридические нормы и регулирует свой круг общественных отношений.

Подзаконные акты по отношению к законам имеют вспомогательный характер, они призваны создавать благоприятные правовые условия для всесторонней и полной реализации предписаний и требований соответствующих законов.

К подзаконным нормативным правовым актам РФ относятся:

 

1) указы Президента РФвысшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

 

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7 ) локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Кодификационные законы (кодексы)

6. Отличительные признаки законов, их виды, порядок и стадии принятия.
6. Ответ: Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1) принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа; 4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; 5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.   Классификация законов может проводиться по различным основаниям:   по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);   по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);   по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);   по сроку действия (постоянные законы и временные);   по характеру (текущие и чрезвычайные);   по сферам действия (общефедеральные и региональные);   по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);   по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);   по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);   по объему регулирования (общие и специальные) и т.д. В Российской Федерации действуют следующие виды законов:   1.Конституция РФ– основополагающий, фундаментальный правовой акт высшей юридической силы, который закрепляет конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления страны и т.д. В федеративном государстве может быть несколько конституций: общефедеральная и конституции субъектов федерации.   2. Федеральные конституционные законы– законы, предусмотренные Конституцией и органически с ней связанные.   3. Федеральные законы– текущие, регулирующие различные стороны государственной и общественной жизни. Такие законы носят временный характер.   4. Законы субъектов Федерации– нормативные правовые акты, издаваемые представительными органами конкретных субъектов РФ и действующие на территории данного субъекта. Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:
  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).
7. Подзаконные акты (понятие, виды).
7. Ответ: Подзаконный акт– это официальный нормативный правовой акт, установленный компетентным органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления, который содержит общеобязательные юридические нормы и регулирует свой круг общественных отношений. Подзаконные акты по отношению к законам имеют вспомогательный характер, они призваны создавать благоприятные правовые условия для всесторонней и полной реализации предписаний и требований соответствующих законов. К подзаконным нормативным правовым актамРФ относятся:   1) указы Президента РФ– высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты; 2) постановления Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;   3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных органов; 7) локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
8. Норма права (понятие, признаки, структура, виды).
8. Ответ: Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное, санкционированное государством в строго определенной форме и охраняемое от нарушений его принудительной силой. Это исходный элемент, первичная «клеточка» права. Из норм права складываются институты, отрасли и система права. Признаки.
  1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведениелюдей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
  2. Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
  3. Многократность применения.
  4. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
  5. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
  6. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.
  7. Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.
Как государственный регулятор общественных отношений имеет особые признаки: 8. Представительно - обязывающий характер нормы права. Предоставляя одному субъекту (управомоченной стороне) право на определенный вариант поведения, норма права одновременно обязывает другого субъекта (обязанную сторону) к соответствующему поведению и указывает на неблагоприятные последствия (меры государственного воздействия) для сторон в случае нарушения установленных норм права. 9. Определенный характер нормы права. Именно четкая определенность нормы права является тем необходимым качеством, которое способствует достижению цели позитивного правового регулирования. Правило, установленное нормой права, должно быть четко сформулированным и достаточно конкретным, чтобы не допустить двойного толкования. 10. Категоричный характер нормы права. Он заключается в том, что норма права представляет собой не просто рекомендацию или пожелание, как вести себя в той или иной жизненной ситуации, а государственное веление в отношениях определенного вида. Структура. Норма права имеет свое внутренне строение – логическую структуру нормы права. Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). А) Гипотеза. Гипотеза – это часть нормы права, в которой описываются условия, при наличии которых следует руководствоваться данным правилом, т.е. фактические обстоятельства, при наличии которых у субъектов возникают юридические права и обязанности. Б) Диспозиция. Диспозиция – это часть нормы права, в которой содержится предписание, каким образом могут и должны вести себя те субъекты, к кому обращена данная норма, т.е. это модель правомерного поведения при наступлении тех условий, которые указаны в гипотезе нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на: 1. Управомочивающие— предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом. 2. Обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия. 3. Запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия. В) Санкция. Санкция – представляет собой описание мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителю правила, установленного диспозицией, т.е. это неблагоприятные последствия для правонарушителя в результате нарушения им нормы права.
Основные виды норм права.
Виды

По отраслям права.
- конституционного права. - административного права. - уголовного права. - иные.
По характеру предписаний.
Иные критерии.
- Управомочивающие – предоставляющие право на совершение опр. действий. - Обязывающие – т.е. обязывающие совершить опр. действие. - Запрещающие – запрещающие опр. действия.
По субъектам.
- Общие – адресованы всем субъектам. - Специальные – адресованы конкретным субъектам.

 


В зависимости от вида государственного органа, установившего нормы права, все они могут классифицироваться на нормы закона и нормы подзаконных актов.

9. Система права (понятие, структурные элементы)
9. Ответ: Система права – внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связь между ними. Включает в себя:правовые нормы, правовые институты, отрасли права. Правовая норма – базовый, первичный элемент системы права.Это общеобязательное правило поведения, установленное, санкционированное государством в строго определенной форме и охраняемое от нарушений его принудительной силой. Правовые институты – совокупность правовых норм, регулирующих опр. вид общ. Отношений внутри отрасли (подотрасли) права. Предмет – более узкий, чем у отрасли, метод – сохраняется отраслевой. Регулирует вид общественных отношений. Классификация институтов права: По сфере распространения –отраслевые и межотраслевые. По правовому характеру –материальные (содержит права и обязанности субъектов, модель общественных отношений) и процессуальные (регулируют процедурные отношения). По функциям – охранительные (защита правы, когда покушение на нарушение прав носит императивный характер) и регулятивные (устанавливают статус участников, устанавливает их права и обязанности) Отрасль права – совокупность правовых норм, институтов, регулирующих опр. сферы (род) общественных отношений. Характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования, т.е. каждой отрасли соответствует свой предмет правового регулирования и своя группа методов правового регулирования. Для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений. Могут быть также выделены субинституты и подотрасли права. Субинститут – совокупность родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующего сходные общ. отношения (пример, в уголовном праве – субинститут преступления против собственности). Подотрасль права - это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида. Деление норм права на отрасли и подотрасли происходит на основе предмета и метода правового регулирования.
 
  Деление норм права по отраслям основано на разграничении предмета и метода правового регулирования. Метод правового регулирования – это способы (приемы) воздействия права на общественные отношения. Предмет правового регулирования – это регулируемые правом общественные отношения.
Отрасли права.
Каждой отрасли права соответствует свой предмет правового регулирования и своя группа методов правового регулирования.

1.По особенностям юридических режимов:

Основные (базовые).
Комплексные.
Специальные.
Относятся отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право;
Правовые режимы модифицированны, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, семейное право, исправительно-трудовое право.
Характерно соединение разнородных институтов базовых и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право.
Отрасли права.


2.

Материальные.
Регулируют непосредственно общественные отношения.
Процессуальные.
Регламентируют порядок правового регулирования материальных отраслей.


Распространены в странах романо-германской правовой семьи.
Отрасли права.
3.

Публичное.
Частное.
Характеризуется тем, что: • имеет в качестве предмета регулирования общественные отношения в области государственного управления; • опирается на императивный (субординационный) метод правового регулирования; • имеет главным образом вертикальные, властные связи между субъектами; • объединяет в себе отрасли конституционного, административного, финансового, уголовного права и иные отрасли.
Характеризуется тем, что: • регулирует общественные отношения между частными лицами; • опирается на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования; • имеет горизонтальные связи равных субъектов; • объединяет отрасли гражданского, предпринимательского, семейного права и иные отрасли.

10. Правоотношения (понятие, признаки, структура, виды).
10. Ответ: Правоотношение- это регулируемое правом общественное отношение, стороны которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности. Признаки:   1. Возникает на основе нормы права, в которой содержатся указания на субъективные права и юридические обязанности сторон (ст. 8 ГК РФ);   2. Это двустороння связь, где присутствуют как минимум две стороны – управомоченная и обязанная (должник и кредитор, покупатель и продавец, работодатель и работник, налогоплательщик и налоговый орган и др.);   3. Права и обязанности взаимосвязаны (индивидуализированы) и соответствуют друг другу (коррелируются), т.е. всегда юридически определены (заимодавец – заемщик, страховщик – страхователь и т.д.);   4. Имеет волевой характер (возникает по воле одного из участников);   5. Возникает по поводу реального блага (материального или нематериального), в результате чего субъекты приобретают и реализуют субъективные права и юридические обязанности;   6. Охраняется и обеспечивается государством. Структура.
Правоотношение.
Структура правоотношенияэто внутреннее строение и взаимосвязь его элементов: субъектов, юридических прав и обязанностей, объекта.

Объект.
Субъект.
Юридическое содержание.
Юридические обязанности.
Субъективные права
Те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение.
Участники правоотношения, выступающие в качестве управомоченной (имеющей субъективные права) либо обязанной (несущей юридические обязанности) стороны, либо одновременно и управомоченной и обязанной.
Мера должного (обязанного) поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной.
Это гарантируемая и обеспеченная правом мера возможного поведения управомоченной стороны в целях получения блага, по поводу которого возникло правоотношение.

  • 11. Юридические факты (понятие, виды).
11. Ответ: Юридические факты – это факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Виды. 1. В соответствии с характером юридических последствий:  
Юридические факты.
Правообразующие.
Правоизменяющие.
Правопрекращающие.
Представляют собой факты, влекущие возникновение правоотношений. Например, заключение трудового договора влечет возникновение трудовых правоотношений.
Факты, влекущие изменение уже существующих правоотношений. Например, перевод на другую работу влечет изменение трудовых правоотношений.
Факты, влекущие изменение правоотношений.   Например, увольнение с работы является основанием для прекращения трудовых правоотношений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.