Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование ВЭД




Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется:

Президентом Республики Беларусь;

Национальным собранием Республики Беларусь;

Правительством Республики Беларусь;

иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь

нормами международного права, действующими для Республики Беларусь.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

осуществляется с учетом следующих основных принципов:

реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

единства таможенной территории Республики Беларусь;

приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

 


32)Внешнеторговый договор: понятие, существенные условия договора

Договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг, является внешнеторговым. Указ № 178 устанавливает особые требования к заключению и исполнению внешнеторговых договоров.

В подп.1.16.4 п.1 прежней редакции Указа № 178 содержались особые требования к внешнеторговому договору: каждый внешнеторговый договор должен был содержать: дату и место заключения договора; предмет договора; количество, цену и (или) стоимость товара (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг; условия расчета и поставки товаров, наименования и банковские реквизиты договаривающихся сторон, местонахождение нерезидента-контрагента. После внесения Указом № 104 существенных корректив подп.1.16.4 п.1 Указа № 178 устанавливает, что резиденты обязаны предусмотреть в документах, посредством которых проводятся внешнеторговые операции, условия расчета. При этом под условиями расчета понимается установленное внешнеторговым договором обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной.

Итак, из всех условий, которые должны были содержаться во внешнеторговом договоре, осталось одно - условия расчета. Однако необходимо отметить некоторые важные особенности данного вопроса.

1. В соответствии со ст.1099 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) иностранное право не применяется в случаях, когда его применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Республики Беларусь, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законодательными актами. В этих случаях применяется право Республики Беларусь. В соответствии с п.1 ст.1100 ГК правила настоящего раздела не затрагивают действия императивных норм права Республики Беларусь, регулирующих соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. Смысл вышеизложенных норм означает, что если законодательство Республики Беларусь предусматривает наличие в договоре каких-либо существенных условий, то они должны быть в нем независимо от выбранного сторонами права.

В соответствии со ст.402 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, внешнеторговый договор помимо условия расчета в зависимости от вида договорных обязательств (купля-продажа, оказание услуг, выполнение работ и т.д.) должен содержать существенные условия, предусмотренные для данного вида договора. Следует обратить внимание, что контроль за правомерностью заключения внешнеторгового договора и наличия в нем существенных условий, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, не входит в функции банка как агента валютного контроля. Это полностью сфера ответственности клиента.

2. Однако в соответствии с подп.19.3 п.19 Инструкции по выполнению банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 27.06.2006 № 89 (далее - Инструкция № 89), при осуществлении контроля исполнения обязательств по внешнеэкономическим договорам, представляемым клиентами, банк проверяет наличие во внешнеэкономическом договоре предмета договора; количества, цены и (или) стоимости товара (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), имущества, сданного в аренду, выполнения работы, оказания услуги; суммы займа, кредита и процентов за пользование им; условий расчетов; наименований и банковских реквизитов сторон (кроме договоров, заключенных с физическими лицами - нерезидентами, предусматривающих расчеты в наличной форме); местонахождения нерезидента-контрагента. Под условием расчета понимается установленное внешнеэкономическим договором обязательство осуществления одной стороной платежа(ей) до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной; под банковскими реквизитами - наименование банка и банковский идентификационный код.

Причем в соответствии с подп.20.1 п.20 Инструкции № 89 банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случае непредставления клиентом в банк документов, необходимых банку для осуществления валютного контроля данной операции, либо несоответствия представленных документов (платежных инструкций) требованиям, указанным в п.19 Инструкции № 89.

Таким образом, до внесения изменений в Инструкцию № 89 во избежание конфликтных ситуаций с банками настоятельно рекомендуем субъектам внешнеэкономической деятельности предусматривать во внешнеторговых договорах условия, предусмотренные в Инструкции № 89.

Важной особенностью применения Указа № 178 является запрет при экспорте на расчеты в белорусских рублях резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, если иное не определено Нацбанком РБ. Иными словами, резидент не вправе заплатить резиденту-экспортеру по экспортному внешнеторговому договору белорусские рубли за нерезидента.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.