Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правонарушение и юрид-ая ответственность




По характеру общественной опасности и юрид-им св-вам правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление – совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания (ст.11 УК). Не явл-ся преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности, не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению.

Проступок – все правонарушения, кроме преступлений. В зависимости от того, в какой сфере общественных отношений проступки были совершены, от вида нарушенных норм права, от характера общественного вреда и применяемых санкций выделяют след-ие виды правонарушений:

административные – посягающее на гос-ый или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность;

дисциплинарные – деяние, нарушающее внутренний распорядок предприятий, организаций, учреждений, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, увольнение);

гражданско-правовые – правонарушение (деликт), совершенное в сфере гражданского оборота, т.е. в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Понятие и виды юридической ответственности.

Позитивная (перспективная) ответственность – осознание гражданином своих обязанностей (долга) по отношению к обществу, гос-ву и др. лицам. Ретроспективная ответственность – это обязанность лица претерпевать опред-ые лишения гос-но-властного характера за совершенные правонарушения.

Юрид-ая ответственность – это предусмотренное нормами права гос-ое воздействие на субъектов правовых отношений, кот-ое выражается в форме применения санкций за совершенное правонарушение, возмещения ущерба, морального или физ-го вреда, ограничения или лишения личных или имущественных прав.

Юрид. ответственность м.б. назначена при наличии предусмотренных законодательством правовых и фактических оснований:

-правонарушения с полным или усеченным составом; -общие и частные основания ответственности за причинение вреда; -невыполнение или ненадлежащие выполнение условий договора; -правоприменительный акт, кот-ым опред-ся конкретный вид и мера юрид. ответственности.

Виды юрид. ответственности: -уголовная, -административная, гражданско-правовая, -дисциплинарная.


 

7. Гос-во: понятие, сущность и происхождение (см. в.8). Признаки гос-ва. Функции и формы гос-ва

Гос-во – это политико-территориальная суверенная орган-ия управления общ-ом, состоящая из особого аппара-та, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляю-щего на правовой основе все более широкие соц-ые функ.

Характ-ые признаки: 1.власть ограничена опред-ой терр-ей, 2.власть гос-ва не подчиняется в порядке иерархии иным властям, т.е. она первична, исключительна и самос-тоятельна – суверенна, 3.гос-во немыслимо без сис-мы права (законодательства), кот-ой устан-ся форма гос-ва, его права и обязанности, их гарантии, также возможные действия гос-ва (издание норм-ых актов и пр.), 4.общая цель, т.е. идеология, 5.признание людьми, 6.професс-ый аппарат управления, 7.сис-ма налогов, 8.валюта и мн. др.

От баланса реализованных признаков гос-ва зависит полит-ий режим. Таким образом, гос-во – это: 1)союз людей, имеющий постоянную общую цель, действующий самостоятельно и суверенно исключительно в пределах опред-ой территории, 2)признанная принудительная власть над обществом в интересах самого общ-ва, 3)организация публичной политич. власти, гл. целью к-рой явл-ся достижение компромисса между противостоящими интересами различных групп людей, достижение общего блага, 4)воля людей, возведенная в ранг закона.

Ф-ции гос-ва – это основные направления его деят-ти, вытекающие из его сущности. Ф-ции гос-ва постоянны, м.б. внутренними и внешними, постоянными и временными. Ф-ции гос-ва м.б. реализованы только при наступлении опред-ых юр. обстоятельств (это те жизненные обстоятельства, с кот-ми нормы права связывают возникновение, проведение или прекращение правоотношений): начало войны, стихийное бедствие, совершение преступления и пр.

Все ф-ции гос-ва можно подразделить на 1.регулятивные и 2.охранительные, осуществляемые правовыми и неправовыми методами: 1:-пол-ая – обеспечение гос-ой и общественной безопасности как внутри, так и вовне гос-ва; -регулятивная – регуляция полит-их, культурных и соц-ых процессов, происходящих в обществе; -экон-ая – обеспечение нормального развития экономики и экон-ой. стабильности в общ-ве; -соц-ая – оказание соц-ых услуг членам общ-ва, соц-ое обеспечение граждан и пр.; -правоохранительная – обеспечение охраны правопорядка и соблюдение законности; -культурная – обеспечение развития культуры и образования в общ-ве; -экологическая – охрана экологии, создание благоприятной окруж-ей среды и пр. функции; 2: -активная – стимулирование каких-либо общ-ых процессов; -пассивная – непрепятствование происходящим общественным процессам; -негативная – подавление происходящих в общ-ве процессов. Гос-во может осуществлять свои ф-ции в различных формах.

Форма гос-ва как совокупность его внешних признаков показывает, какова орган-ия гос-ой власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном гос-ве. Форму гос-ва характ-ют 3 элемента: форма правления, форма гос-го устройства и полит-ий режим. На первый взгляд между данными элементами нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции. Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный полит-ий режим, для советской республики – тоталитарный или авторитарный полит-ий режим, а для абсолютной монархии – тоталитарный полит-ий режим и унитарное гос-ое устр-во. Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.