Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие фонемы в интерпретации различных фонологических школ. Основные функции фонемы в языке

Читайте также:
  1. C. исследования функции внешнего дыхания
  2. I. Краткая история письменности. Происхождение и основные этапы истории письма. Предметное «письмо». Пиктография. Идеография. Фонография.
  3. I. Новация трудового договора. Переводы на другую работу: понятие и виды
  4. I. Основные закономерности химических процессов
  5. I. Основные положения
  6. I. Основные положения
  7. I. Основные положения
  8. I. Основные экономические процессы на предприятии.
  9. I. Понятие и социально-экономическая сущность гражданского права РФ.
  10. I. Понятие международного экологического права.
  11. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  12. II. Звуки не выполняют ни лексической, ни морфологической функции.



Московская фонологическая школа.

Пражская лингвистическая школа.

Для выяснения основной фонологической единицы и основного понятия фонологии - фонема - Н.С.Трубецкой исходит из понятия “оппозиция”: “Понятие различия предполагает понятие противоположения, или оппозиции”.

Н.С.Трубецкой. Основы фонологии, 1960.

“Под фонологической оппозицией (прямой или косвенной) мы понимаем такое противоположение звуков, которое в данном языке может дифференцировать интеллектуальные значения. Каждый член такой оппозиции мы называем фонологической (или смыслоразличительной) единицей”.

Н.С.Трубецкой. Основы фонологии, 1960.

Представители МФШ особо подчеркивают, что фонема - составная часть морфемы, за пределами которой она немыслима. Эти ученые подходят к фонеме только как к компоненту морфемы, подразумевая под фонемой звуковой ряд, выделяемый из фонетических вариантов одной и той же морфемы. Так, например, в корнях слов зубы-зуб-зубчатый представлена фонема <б>, которая реализуется в виде своего основного представителя звука [б] и варианта звука [п]. Т. е. в корневой морфеме имеет место чередование звуков б//п в пределах фонемы <б>. В корнях слов море-моря представлена гласная фонема <а>, которая реализуется в виде своего основного представителя звука [о] и в виде своего варианта звука [L].

Наиболее последовательно эта идея получила отражение в работах проф. М.В.Панова: “Если мы хотим знать видоизменения, варьирования фонетической единицы, то мы должны быть уверены, что все наблюдаемые видоизменения (варьирование) обусловлены только фонетически; следовательно, надо устранить все морфологические различия. А это значит - взять ту же морфему” (№ 8, с. 119).

Фонологическая школа – направление в изучении фонологической системы языка. В отеч. Языкознании ведущее положение занимали 2 фонологические школы; Московская и Петербургская.

За рубежом фонологические идеи развивались ещё и Пражской фонологической школой.

СПФШ возникла раньше Московской и Пражской. Основатель Л.В.Щерба развил учение Куртене о фонеме. Свои взгляды впервые изложил в магис.диссертации «Русская грамматика в нач. и количествен. отношений».

Фонема – наименование звуковой единицы, представляющей собой звуковой тип. Идеи Щербы разрабатывали его ученики и последователи:Зиндер,Матусевич,Гвоздев,Бондарко,Буланин,Вербицкая.

МФШ – создатели Трубецкой и Р.О.Якобсон. Представителей всех фонологич. Школ объединяют исходные положения Куртене. Общее – рассмотрение фонемы в функциональном аспекте.

Различия:

1.Интерпретация понятия фонема, исходная единицы для выявления фонемы;



2.Количественный состав фонем;

3.Функции фонем;

4.Способности реализации фонемы в речи;

5.Нейтрализация фонем;

До настоящего времени не существует единого представления об объекте исследования фонологии. Об этом свидетельствует существование многочисленного определения фонемы и отказ от попытки дать определение.

Критерии выделения фонемы:

1.это миним.единица

2.функции фонемы

3.как совокупность признаков

4.фонема определяется как единица языка, звук – единица речи

5.абстрактное,а не материальное

6.позиционное чередование звуков

Ученые МФШ и СПФШ определяют фонему как звукотип, объединяющий множество звуков речи, сходных в артикуляционно-акустическом отношении.

МФШ – фонема- функциональная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления морфем и слов. Реформатский отвечал: «Фонема не простое, а сложное явление, т.к. она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно вне фонемы».

Представителями разных ФШ по-разному определяется набор функций фонем степень их важности.

СПФШ выделяет дистинктивную (смысло-различительную) и конститутивную (строительную)

МФШ – Аванесов выделяет смысло-различительную; Панов и Касаткин – сигнификативную(смысло-разл.) и перцептив(опознават.);Князев и Пожарицкая – еще и конститутивную, которая обеспечивает возможность записи знаковых единиц в памяти

Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции:

· перцептивную — способствовать отождествлению значимых единиц языка — слов и морфем;

· сигнификативную — способствовать различению значимых единиц.

Применение морфологического критерия опирается как на перцептивную (по мнению сторонников МФШ, опознавание и отождествление говорящими слов и заметно видоизменяющимися в зависимости от контекста морфем основано не только на единстве значения, но и на тождестве фонемного состава), так и на сигнификативную функцию фонем (позиционно чередующиеся звуки не участвуют в смыслоразличении)[

Т.о. основные функции фонем:

1.Смысло различительная = дистинктивная = сигнификативная

2.перцептивная = отождеств. = определитая

3.строительная

· дистинктивная (различительная) функция - выражается в том, что фонема служит для фонетического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включает в себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смысл оразличительную) функции

·

· перцептивная функция - функция доведения зву­ков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем

·

· сигнификативная функция — смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка — морфем и слов.

·

· делимитативная функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфемами, словами). Звуковые элементы служат пограничными сигналами, например, сигналом наличия границы слова. В отличие от дистинктивной, не проявляется регулярно, однако о наличии ее свидетельствуют существующие в каждом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи.





Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 23.20.13.165
Генерация страницы за: 0.007 сек.