Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика русской графики. Графема и буква. Соотношение букв и звуков, букв фонем

Читайте также:
  1. I. Общая характеристика«Каролины»- уголовно-судебного уложения феодальной Германии
  2. I. Соотношение прав человека и полномочий полиций
  3. I.1. Загальна характеристика програми.
  4. I.2 Характеристика основних елементів корпоративної культури
  5. II. Звуки речи. Акустическая характеристика звуков. Речевой аппарат. Артикуляция, ее фазы.
  6. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
  7. IV.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
  8. А. Понятие и общая характеристика рентных договоров
  9. Австрійська конституція 1867 року та її характеристика.
  10. Административно-правовое регулирование экономики: общая характеристика
  11. Административное наказание как средство реализации административной ответственности. Виды наказаний, их юридическая характеристика.
  12. Адміністративні стягнення: поняття, види та загальна характеристика.



Основной представитель и различные модификации фонемы. Гиперфонема.

Сильные и слабые позиции фонем.

По данному вопросу среди ученых разных фонологических школ и даже представителей одной и той же фонологической школы нет единства. По мнению ученых, фонема может реализовываться в виде своего основного представителя, варианта, вариации. М.В. Панов использует термин аллофон.

Основной представитель фонемы – это фонема в сильной позиции.

Варианты фонем реализуются в слабых позициях.

Понятие вариации используют не все ученые, по Панову, например: вариация – это [ы] для гласных, все случаи аккомодированных звуков, йот неслоговой в конце слова [г`], [к`], [х`].

Например : <кино>, [к`ино].

Представители СПБФШ не признают термин вариант, вариация, а пользуются термином оттенок фонемы. Модификация вместо варианта и вариация в последних исследованиях ( для обозначения фонем в слабых позициях).

В работах ученых МФШ широко используется термин “гиперфонема”, предложенный В.Н.Сидоровым*. Его связывали прежде всего с теорией нейтрализации, а всякую нейтрализацию рассматривали как гиперфонемную ситуацию (П.С.Кузнецов. К вопросу о фонематической системе).

Понятие “гиперфонема” использует и детализирует в своей монографии профессор М.В.Панов: “Гиперфонема - это общая часть двух (или нескольких) нейтрализованных фонем… Гиперфонема - функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких нейтрализованных фонем, при отсутствии представителя этой единицы в сигнификативно сильной позиции”

Гиперфонема – это фонема в слабой позиции, слабая фонема, которую нельзя вывксти в сильную позицию . < в о\а к\г зал >.

Представители СПБФШ отвергали идею нейтрализации фонем и соответственно не используют поняия фонема и архифонема.

Попытка разграничить понятия “архифонема” (слабая фонема) и гиперфонема предпринята проф. Л.Л.Касаткиным в учебнике “Современный русский литературный язык” под ред. П.А.Леканта. Так, под архифонемой (или слабой фонемой) он предлагает понимать “языковую единицу, представленную рядом позиционно чередующихся звуков, составляющих общую часть нейтрализованных фонем”, а под гиперфонемой - “архифонему (или слабую фонему), не приводимую в данных морфемах однозначно к одной из нейтрализованных фонем”.

Таким образом, в словах типа кот-код, по мнению проф. Касаткина, в результате нейтрализации возникает архифонема, или слабая фонема, <к>, которую он называет звуком, а в словах типа собака выделяет гиперфонему: с<о/а>бака.

Русское письмо является звуковым. В нем специально условленными знаками (буквами) передаются фонемы.



Раздел языкознания, изучающий совокупность начертательных знаков, а также соотношение между буквами алфавита и обозначаемыми ими фонемами, называется графикой.

Графика определяется авторами энциклопедии «Русский язык» как совокупность всех средств данной письменности, система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также сами начертания знаками.

Основными средствами современной русской графики являются буквы и знаки препинания. А вспомогательными является использование прописных букв, пробелов между словами, абзацев (отступов), различных подчеркиваний, приемов сокращений слов, надстрочные знаки, курсив, жирный шрифт, разрядка, использование различных по цвету букв и слов.

Если звуки речи практически сосчитать невозможно, то фонемы являются считаемыми единицами. Число фонем в разных языках различно, но в каждом языке оно строго ограничено.

Представители различных фонологических школ называют различное количество фонем русского языка: так, количество гласных колеблется в пределах 5-6 фонем, а количество согласных - в пределах 32-37. Существуют различные подходы к определению состава фонем. Одни ученые с этой целью опираются на понятие “фонологическая оппозиция”. Количество гласных фонем определяют по двум самостоятельным (конститутивным) признакам - степени подъема языка и наличию/отсутствию лабиализации, количество согласных - по четырем конститутивным признакам: 1) степени участия голоса и шума; 2) месту образования; 3) способу образования; 4) отношению к палатализации. Проф. В.К.Журавлев в этой связи отмечает: “Фонологические оппозиции - важнейшее понятие фонологии; являясь коррелятом фонологической системы, они служат основным орудием исследования фонемного состава данного языка и его фонологической системы в целом”*.

Другие ученые, в частности проф. М.В.Панов, предлагают определять количественный состав фонем по абсолютно сильной позиции, в которой фонемы реализуются в своем основном представителе (фонемы называются по их основному представителю). Так, например, в абсолютно сильной позиции для гласных фонем (под ударением в абсолютном начале слова) можно выделить 5 гласных фонем:

[а]стра; [о]стров; [у]тро; [э]то; [и]ва

<а> <о> <у> <э> <и>

Что же касается количества согласных фонем, то их состав определяется и с опорой на понятие “фонологическая оппозиция” (по четырем конститутивным признакам), и по абсолютно сильной позиции для согласных (сильной и по звонкости-глухости, и по твердости–мягкости одновременно, например позиция перед гласным непереднего ряда). В абсолютно сильной позиции различаются 34 разных согласных звука, являющихся основными представителями 34 согласных фонем:

[б]- [б’], [п] - [п’], [в] - [в’], [р]- [р’], [г] - [с], [с’], [д]- [д’], [т]- [т’], [ж], [ф] -[ф’],[ж’] , [х] ,

[з] -[з’], [ц] , [й] , [ч’] ,[к] , [ш] , [л]- [л’] , [ш’], [м]- [м’] ,[н] - [н’] .

Ученые МФШ выделяют 5 гласных фонем. В качестве самостоятельной не признают фонему <ы> ввиду того, что она не может находиться в абсолютно сильной позиции (единичные слова типа ыкать, ыканье не могут быть доказательством этого явления в языке). Звуки [ы] и [и] рассматриваются в качестве представителей одной и той же фонемы <и>, т. к. они позиционно чередуются в пределах одной и той же морфемы (выигрывать - подыгрывать) и не могут встречаться в одной и той же фонетической позиции ([и] встречается после мягких согласных, а [ы] только после твердых: мил - мыл). Ученые МФШ предлагают считать звук [ы] вариацией фонемы <и>.

Представители СПФШ признают фонему <ы>. Основание: считают, что она может находиться в абсолютно сильной позиции, т. е. в начале слова (ыкать).

МФШ выделяет 34 согласных фонемы, не включает в качестве самостоятельных мягкие фонемы <г’>, <к’>, <х’>, рассматривая их в качестве вариаций твердых фонем <г>, <к>, <х>. В доказательство этого приводят следующие аргументы: 1) эти фонемы никогда не встречаются в абсолютном конце слова (а это сильная позиция по твердости–мягкости: кон - конь); 2) в исконно русских словах не встречаются перед гласными непереднего ряда [а], [о], [у]; 3) к-к’; г-г’; х-х’ позиционно чередуются, т. е. являются представителями одной фонемы:

река - реки к//к’

дуга - дуге г//г’

соха - сохе х//х’

Представители СПФШ традиционно выделяют 37 согласных фонем, включая в их состав в качестве самостоятельных фонем <г’>, <к’>, <х’>. Основанием для этого считают то, что фонемы <г’>, <к’>, <х’> могут, по их мнению, встречаться в одной фонетической позиции, т. е. перед гласными непереднего ряда [а], [о], [у]: ткя, ткёшь, ткёт (исконно русские слова); купе - кюре; гусь - гюрза; ковёр - хроникёр, ГЭС - герб (в заимствованных словах, топонимах, аббревиатурах).

В настоящее время наметилась тенденция к появлению неологизмов, аббревиатур, в которых могут противопоставляться [г], [к], [х] и [г’], [к’], [х’], что позволяет отдельным представителям МФШ (Л.Л.Касаткин)* признать фонемы <г’>, <к’>, <х’> в качестве самостоятельных, т. е. признать 37 согласных фонем, существующих в русском языке.

Спорным остается вопрос о признании самостоятельными фонемами < ’> и < ’>. Так, проф. Касаткин предлагает говорить о фонемах <ж’> и <ш’>, представленных звуками [ ’] и [ ’] в словах типа вожжи, плащей. Считается, что звук [ ’] в словах вожжи, дрожжи, визжать, можжевельник является результатом комбинаторных процессов (ассимиляции, аккомодации) и обусловлен орфоэпией. Однако нормы литературного произношения допускают в этих словах не только [ ’], но и [ ]. По мнению отдельных ученых, фонема <ж’> – это отмирающая фонема.

Звук [ ’] предлагается рассматривать как сочетание фонем <сч> или <шч>.

Следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция признать фонемы <ж’> и <ш’> особыми фонемами.





Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.178.153
Генерация страницы за: 0.008 сек.