Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное управление и исполнительная власть




Разделение властей и государственное управление

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть Российской Федерации на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание (статья 94 Конституции Российской Федерации), исполнительную – Правительство (статья 110 Конституции Российской Федерации), судебную – суды (статья 118 Конституции Российской Федерации). Государственную власть Российской Федерации осуществляет и Президент Российской Федерации (статья 11 Конституции Российской Федерации), который ни к одной ветви власти не отнесен, но наделен полномочиями, относимыми к разным видам государственной власти и аккумулированными в институте президентства для обеспечения системы сдержек и противовесов, а также единства государственной власти.

Государственная власть субъектов Российской Федерации также должна быть организована на основе разделения на ветви власти. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации формируются государственные органы законодательной и исполнительной власти. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе» судебную власть на территории субъектов Российской Федерации осуществляют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации. К судам субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи, входящие в систему судов общей юрисдикции, и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Поскольку государственное управление имеет своим предназначением обеспечение осуществления государственной власти, то разделением властей определяется и разделение, специализация государственного управления.

Во-первых, государственное управление разделяется на федеральное государственное управление и государственное управлениесубъектов РФ. Федеральное государственное управление имеет своим предназначением обеспечение осуществления федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации и воплощения в жизнь общенациональных интересов; региональное государственное управление направлено на обеспечение осуществления государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их территорий и реализацию региональных интересов. При этом региональное государственное управление осуществляется автономно по отношению к федеральному государственному управлению, а органы государственного управления субъектов Российской Федерации действуют самостоятельно и независимо от федеральных органов власти и управления.

Во-вторых, и федеральное государственное управление и региональное государственное управление подразделяются по видам государственной власти на государственное управления по обеспечению осуществления законодательной власти, государственное управления по обеспечению осуществления исполнительной власти и государственное управления по обеспечению осуществления судебной власти.

Например, обеспечение осуществления судебной власти выполняется органами судейского сообщества, Управлением судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, аппаратами судов, Администрацией Президента Российской Федерации и т.д.

В-третьих, осуществление власти конкретным органом государственной власти обеспечивается соответствующей автономно реализуемой государственно-управленческой деятельностью. Так, осуществление Президентом Российской Федерации своей власти обеспечивается деятельностью Администрации Президента Российской Федерации и подведомственными ему федеральными исполнительными органами государственной власти. Точно также реализация компетенции Правительства Российской Федерации обеспечивается аппаратом Правительства Российской Федерации и подведомственными ему федеральными исполнительными органами государственной власти, а осуществление полномочий Государственной Думы, Совета Федерации, судов обеспечивается аппаратами соответствующих органов государственной власти. При этом государственное управление по обеспечению реализации государственной власти соответствующим органом государстве6нной власти осуществляется самостоятельно и независимо от иных видов государственно-управленческой деятельности.

В-четвертых, разделение властей и формирование механизма сдержек и противовесов является необходимым условием для выведения из подведомственности политической власти (законодательной и исполнительной) и формирования подлинно самостоятельных видов государственно-управленческой деятельности. Например, прокурорский надзор, осуществляемый органами прокуратуры, финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой, государственное управление банковским делом, осуществляемое Центральным Банком, государственное управление в области защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляемое Уполномоченным по правам человека и т. д.

 

С момента провозглашения принципа разделения властей и признания самостоятельной сущности исполнительной власти в российской науке административного права одной из наиболее острых остается проблема соотношения исполнительной власти и государственного управления. На сегодняшний день сложились два основных подхода в ее разрешении.

Одни исследователи полагают, что поскольку Конституция Российской Федерации не содержит понятия государственное управление, то существование данного феномена отрицается либо заменяется понятием «исполнительная власть». Следовательно, исследуемые понятия в лучшем случае можно рассматривать как тождественные.

Другие исходят из того, что государственное управление является объективно существующим феноменом независящим от упоминания в Конституции и законодательстве. При этом исполнительная власть не тождественна государственному управлению. Исполнительная власть реализуется в нем. Государственное управления является формой практической реализации исполнительной власти.

Чтобы точнее определить соотношение государственного управления и исполнительной власти необходимо обратиться к исследованию природы исполнительной власти. Следует различать исполнительную власть в политическом смысле и исполнительную власть в административном смысле.

Исполнительная власть в политическом смысле характеризуется следующими признаками.

  1. Исполнительная власть является одним из трех видов государственной власти, наряду с законодательной властью и судебной властью. Исполнительная власть появляется и существует только в условиях разделения властей. Ее природа неразрывно связана с законодательной и судебной властями. При отрицании сущности одной из этих властей отрицается сущность исполнительной власти и наоборот.
  2. Исполнительная власть является верховной властью. По своему значению она сопоставима и с законодательной властью и с судебной властью. В компетенционных пределах осуществления исполнительной власти нет власти выше ее, за исключением учредительной власти народа.
  3. Исполнительная власть также как и законодательная, судебная власть непосредственно зиждется на народовластии и черпает из него свою силу и властный потенциал. Исполнительная власть учреждена волей народа, выраженной в Конституции.
  4. Исполнительная власть осуществляется уполномоченными государственными органами – государственными органами исполнительной власти. В соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно другим положениям Конституции РФ отдельными функциями исполнительной власти наделяется и Президент Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации исполнительную власть осуществляют государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: высшее должностное лицо (губернатор, президент, мэр) субъекта Российской Федерации, высший государственный орган исполнительной власти) и иные государственные органы в соответствии с уставом (конституцией) субъекта Российской Федерации.
  5. Исполнительная власть осуществляется самостоятельно и независимо от иных видов государственной власти. Органы законодательной и судебной власти не вправе вмешиваться в компетенцию органов исполнительной власти.
  6. Исполнительная власть имеет своим предназначением исполнение Конституции и законов. Посредством исполнительной власти реализуется воля народа, выраженная в акте народовластия – Конституции, и воля государства, оформленная в нормативном правовом акте государства – законе. Отсюда и самоназвание рассматриваемого феномена «исполнительная власть».

Исполнительная власть в административном смысле или административная власть обладает следующими особенностями.

  1. Исполнительная (административная) власть производна от публичной власти (государственной, муниципальной либо общественной). Она учреждается и наполняется содержанием соответствующими органами публичной власти. Иными словами административная власть имеет своим источником власть публичную.
  2. Исполнительная (административная) власть подчинена публичной власти. Властные предписания субъектов публичной власти обязательны для субъектов административной власти. Так, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обязательны для федеральных органов исполнительной власти.
  3. Исполнительная (административная) власть обладает силой и мощью публичной власти. Предписания, проистекающие из административной власти, обязательны для их адресатов. Неисполнение предписаний влечет неблагоприятные последствия.
  4. Исполнительная (административная) власть осуществляется уполномоченными публичной властью субъектами управления. Административная власть может осуществляться государственными, муниципальными, общественными и корпоративными органами публичного управления, а также индивидуальными субъектами публичного управления. В практической деятельности этих субъектов реализуется соответствующий вид административной власти: государственная, муниципальная, общественная, корпоративная и индивидуальная.
  5. Исполнительная (административная) власть имеет своим предназначением обеспечение осуществления публичной власти во всех ее разновидностях.

Таким образом, определение соотношения государственного управления и исполнительной власти зависит от того, какое смысловое значение вкладывается в понятие «исполнительная власть». Соотношение государственного управления и исполнительной власти в политическом смысле заключается в том, что посредством государственно-управленческой деятельности обеспечивается осуществление государственной власти, в том числе, и исполнительной власти; а соотношение государственного управления и исполнительной (административной) власти выражается в том, что государственное управление является формой практической реализации государственной административной власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.