Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура органа исполнительной власти




Основополагающим структурным элементом любого государственного органа, в том числе, органа исполнительной власти является должность.

Основным содержанием должности являются полномочия. Наделение физического лица государственными полномочиями связывается, как правило, с замещением им определенной должности в соответствующем государственном органе. Специфика взаимодействия лиц, замещающих должности, в государственном органе исполнительной власти определяется характером их должностных полномочий.

Должностные полномочия устанавливают иерархию и группировку должностей в государственном органе и, в конечном итоге, определяют структуру государственного органа.

В государственном органе исполнительной власти могут быть учреждены государственные должности, должности государственной службы и должности работников по трудовому договору.

Государственные должности характеризуются наличием государственно-властных полномочий. Так, должность федерального министра концентрирует в себе не только управленческие полномочия в определенной отрасли, но и полномочия по осуществлению государственной власти в составе Правительства Российской Федерации.

В большинстве органов исполнительной власти государственные должности отсутствуют, поскольку по своей природе исполнительные органы, как известно, функционируют в целях реализации государственно-властных решений.

Должности государственной службы характеризуются наличием административно-властных полномочий, посредством которых обеспечивается реализация функций и полномочий исполнительного органа.

Должности работников лишены государственных и административно-властных свойств. Они существуют для обеспечения обслуживания нужд государственного органа. Должности работников имеют второстепенное значение и не являются органообразующими.

В органах исполнительной власти существует иерархия должностей. Лица, находящиеся на нижестоящей должности, обязаны подчиняться лицам, замещающим вышестоящие должности, по иерархической линии.

Структура органов исполнительной власти, как правило, выстраивается на основе принципа единоначалия и персональной ответственности.

В каждом органе исполнительной власти имеется должность руководителя. В ней концентрируется самый широкий круг внутренних и внешних полномочий. Лицо, замещающее должность руководителя, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на орган функций. Руководитель имеет своих заместителей, курирующих отдельные направления деятельности органа исполнительной власти, а, в случае необходимости, замещающих его.

В соответствии со своим функциональным предназначением должности в органах исполнительной власти могут быть обособлены в рамках структурных подразделений государственного органа.

К структурным подразделениям орган исполнительной власти относятся центральные и территориальные управления, департаменты, представительства, которые в свою очередь подразделяются на отделы, а отделы - на секторы. Каждое структурное подразделение имеет своего руководителя, отвечающего за вверенное ему направление деятельности государственного органа исполнительной власти.

 

Тема 4. Государственная служба

§ 1. Понятие государственной службы и соотношение её с другими видами публичной службы

Государственная служба является одним из видов социальной, общественно полезной деятельности в обществе. В настоящее время понятие «государственная служба» закреплено в ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". Анализируя данное понятие необходимо обратить внимание, что этот вид деятельности является профессиональным, то есть осуществляется на постоянной основе и квалифицированно. Назначение данного вида деятельности в обеспечении исполнения полномочий публичных субъектов, перечисленных в названном определении. Впервые на нормативном уровне деятельность по непосредственному исполнению полномочий Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, была разграничена ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Можно сказать, что назначение государственной службы в обеспечении принятия и реализации «политических» решений лиц, занимающих государственные должности и государственных органов.

Государственная служба признается разновидностью публичной службы, хотя данный термин в нормативно-правовых актах России не используется, хотя в зарубежном законодательстве и научной литературе он используется достаточно широко, где его применение имеет исторические традиции.

В настоящее время не вызывает в литературе дискуссий объединение под термином «публичная служба» государственной службы и муниципальной службы. Однако в литературе встречаются мнения о целесообразности включения в публичную службу еще и деятельности по исполнению полномочий не только государственных и муниципальных органов, но и других публичных субъектов права – учреждений, предприятий и иных организаций, созданных для выполнения публичных задач, но в силу нормативно закрепленной модели государственной службы данная точка не может стать доминирующей (Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3-х томах. Т. 1. – М., 2002. С. 625).

Публичную службу можно определить как деятельность, направленную на удовлетворение публичного интереса и связанную с реализацией властных полномочий. И государственная и муниципальная служба имеют много общих моментов, но основное их различие заключается в том, что муниципальная служба в первую очередь учреждается для обеспечения решения вопросов местного значения (гл.3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а обеспечение государственных полномочий осуществляется только в порядке делегирования полномочий (ст. 132 Конституции РФ). Кроме того, согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В настоящее время вопросы муниципальной службы урегулированы в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.