Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и особенности административной ответственности




Административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, которая выражается в применении в рамках административной юрисдикции (во внесудебном порядке) уполномоченным органом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Отечественная теория административного права относит административную ответственность к разновидностям административного принуждения (см. Гл. 10) и считает её реализацию особым охранительным административным правоотношением.

Административная ответственность обособилась от других видов ответственности как принудительная мера обеспечения исполнения решений административных органов.

История развития административной ответственности восходит к началу 1920-х гг., к Декретам ВЦИК и СНК РСФСР от 23.06.1921 «О порядке наложение административных взысканий», от 27.07.1922 «О порядке издания обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке», и Постановлению от 30.03.1931, утвердившему Положение об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке.

В этих правовых актах было предусмотрено, что при издании административных постановлений исполнительные комитеты и отделы управления уездного и губернского уровня вправе устанавливать определенные взыскания (в том числе штрафы, ограниченные максимальной суммой) за неисполнение их распоряжений. В течение многих лет административная ответственность существовала исключительно на подзаконном уровне за неисполнение актов административных органов.

Только в начале 1960-х годов стали появляться законодательные акты об административной ответственности, первым из которых стал Указ Президиума ВС СССР от 21.06.1961, утвержденный Законом СССР от 8.12.1961 года (Ведомости ВС СССР. 1961. N 50. Ст. 516) "О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке". В частности, этот Указ запретил административную ответственность предприятий, учреждений и организаций, т.е. юридических лиц.

Окончательное законодательное оформление институт административной ответственности получил в начале 1980-х, с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях от 23.10.1980 (Ведомости ВС СССР. 1980. N 44. Ст. 909) и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984 ("Ведомости ВС РСФСР", 1984, N 27, ст. 909).

Однако и во второй половине XX в. административная ответственность сохранила некоторые изначально присущие ей особенности, которые позволяют по-прежнему выделять её среди других видов юридической ответственности. Исходя из нормативно-правового регулирования административной ответственности можно выделить следующие её особенности, отличающие её от иных видов юридической ответственности.

  1. Одна из основных особенностей административной ответственности, изначально ей присущих – это применение за нарушение подзаконных нормативных актов, т.е. административно-правовых актов, с помощью которых органы исполнительной власти реализуют принадлежащие им полномочия. При этом сама ответственность в соответствии с конституционными принципами ограничений прав человека только законом может предусматриваться только законодательными нормами, что порождает проблему соотношения действия во времени законодательства об административной ответственности и актов, за нарушение которых она наступает (см. след. §).

Однако в настоящее время административная ответственность сфера применения административной ответственности стала шире, и она обеспечивает действие не только административно-регулятивных норм, но и норм других отраслей права, в том числе установленных на законодательном уровне. В этом случае административная ответственность фактически превращается в «малую уголовную» ответственность.

  1. Административную ответственность объединяет с уголовной ответственностью её публично-правовой характер. Административная ответственность наступает перед государством, а размер применяемых санкций напрямую не связан с размером причиненного вреда, а увязывается с характером и степенью общественной опасности правонарушения. Административная ответственность носит карательный, а не компенсационный характер (в отличие от гражданско-правовой или материальной ответственности).
  2. В то же время ряд признаков отличает административную ответственность от уголовной.

Во-первых, административная ответственность наступает за административное правонарушение (административный проступок), которое отличает от уголовного преступления меньшая степень общественной опасности (менее значительная угроза охраняемым общественным отношениям). Степень общественной опасности может выражаться как в характере самого деяния, так и в значительности наступивших общественно-опасных последствий.

Во-вторых, меры административного наказания носят менее суровый характер по сравнению с уголовным наказанием. Это может выражаться в видах наказания, размерах отдельных видов наказаний и пределах ограничения прав (в связи с административной ответственностью не наступает судимости).

В-третьих, административная ответственность выступает такой мерой публично-правовой ответственности, которую несут не только физические, но и юридические лица, что позволяет отметить определенную экономическую основу такой ответственности.

Наконец, в-четвертых, в отличие от уголовной ответственности, привлечение к административной осуществляется в упрощенном порядке, по административно-юрисдикционной процедуре, не требующей состязательного процесса и позволяющей реализовать меры ответственности более оперативно.

  1. Реализация мер административной ответственности осуществляется не судом, а уполномоченными должностными лицами государственных органов с тем, чтобы обеспечить оперативность её применения.
  2. Привлечение к административной ответственности осуществляется в отношении тех лиц, которые не находятся в прямом подчинении лиц и органов, применяющих меры ответственности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.