Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники финансового права РФ




Термин «источник права» в юриспруденции означает внешнюю форму объективизации, выражения права или нормативной государственной воли.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней.

Источники финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Одним из основных направлений финансовой деятельности государства и местного самоуправления является правотворчество, в результате осуществления которого образуются источники финансового права.

Каждый источник финансового права представляет собой созданную или санкционированную государством определенную правовую форму. Некоторые нормативные правовые акты полностью входят в круг финансово-правовых источников, в то время как другие содержат только отдельные нормы, направленные на регулирование публичных финансовых отношений.

Одновременно отдельные нормы, содержащиеся в источниках финансового права, могут входить в состав источников других отраслей права.

Источники финансового права образуют иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений.

Источником финансового права может считаться любой нормативный правовой акт, содержащий положения относительно финансовой деятельности государства или местного самоуправления, поскольку нормы финансового права часто содержатся в нормативных актах, относящихся и к другим отраслям права.

Источники финансового права — это внешние конкретные фор­мы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права.

Содержанием источников финансового права являются правовые нормы, регулирующие:

- имущественные отношения, складывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности,

- отношения в сфере финансового контроля и

- отношения по привлечению к ответственности за совершение финансового правонарушения.

Источники финансового права выполняют две взаимосвязанные задачи:

во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

во-вторых, источники финансового права представляют собой форму существования финансовых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в финансовых отношениях.

Особенности системы источников финансового права

Финансовое право относится к некодифицированным отраслям права. Однако бюджетное и налоговое право имеют собственные кодифицированные источники — БК РФ и НК РФ. Предпосылки кодификации бюджетного и налогового законодательства складывались объективно и обусловлены процессом раз­вития и расширения сферы финансовой деятельности государства, усложнением способов правового воздействия на бюджетные и налоговые отношения.

Теория разделения властей относит правотворчество к исключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции от правотворчества других ветвей власти — каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Непосредственное правотворчество исполнительной ветви власти выражается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть выполняет правотворческие функции при применении ею аналогии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В правовом регулировании финансовой деятельности государства особое значение приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Таким образом, в системе источников финансового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления — министерств, ведомств и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли).

Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, Министерства РФ по налогам и сборам, ГТК и даже письма и телеграммы Центрального банка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансового права, подлежащие безусловному исполнению.

Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.

К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые от­ношения между РФ и зарубежными государствами (зарубежным государством). В соответствии со ст. 4 БК РФ и ст. 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.

Федеративное устройство России обусловливает трехуровневую систему источников финансового права, в которой выделяются право­вые акты, принимаемые на:

- федеральном,

- региональном и

- муниципальном уровнях.

Конституция РФ в силу ее юридических свойств является главным источником финансового права и основой норматив­но-юридического регулирования общественных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

В механизме правового регулирования финансовых отношений необходимо учитывать влияние положений Конституции РФ на текущее финансовое законодательство и в целом на финансовое право. Подобное воздействие Основного Закона называется конституциализацией. Конституциализация правового регулирования финансовых отношений создает ситуацию, при которой публичные имущественные отношения подвергаются воздействию как со стороны конституционного права, так и финансового права.

Конституционные основы финансовой деятельности подразделяются на политические, экономические и организационные требования.

Политико-правовые основы закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). К ним относятся: федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, равноправие субъектов РФ и др.

Организационно-правовые основы, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также разграничения компетенции между органами власти федерального, регионального и муниципального уровней (ст. 12, 71—73, 130—132). В данную группу включаются и конституционные нормы, определяющие основные начала деятельности государственных органов в финансовой сфере.

Направляющее воздействие Конституции РФ на финансовые отношения осуществляется как принципами-законополо­жениями (т. е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею), так и принципами-нормами (т. е. нормами, не требующими принятия специальных законов).

Конкретизация правового регулирования финансовых отношений осуществляется иными источниками финансового права, целиком специализирующимися на регулировании отношений по аккумулированию, распределению и использованию государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Конституционные нормы устанавливают и прямо обозначают источники права (в том числе финансового) система которых включает:

1) на федеральном уровне:

= федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.);

= федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.);

= указы и распоряжения Президента РФ (ч. 1 ст. 90);

= постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ст. 101) и регламенты па­лат Федерального Собрания РФ (ч. 4 ст. 101);

= постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115);

= Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11, ст. 125),

2) на уровне субъектов РФ:

= конституции (уставы),

= законодательство и

= подзаконные акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 5, ст. 66, 72, 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125);

3) на муниципальном уровне:

= решения органов местного самоуправления (законы МСУ и

= подзаконные акты главы муниципального образования).

Нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ по форме выражения аналогичны федеральным, поскольку правовая система субъекта РФ производна и является составной частью правовой системы России в целом.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований в финансовой сфере носит предварительно санкционированный характер со стороны государства. По этому финансово-правовые нормы, создаваемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах соответствующей компетенции, обладают общеобязательностью и гарантированностью со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм.

Региональное и муниципальное правотворчество по финансовым вопросам осуществляется различными методами. В финансовой сфере государство санкционировало региональное и муниципальное правотворчество только относительно регулятивных норм. Охранительные нормы, содержащие меры государственного принуждения к нарушителям финансового законодательства, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать не вправе.

Во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях принятие нормативных правовых актов по вопросам финансовой деятельности осуществляется по усложненной процедуре: как правило, рассмотрение проектов финансовых нормативных правовых актов представительным органом возможно только при наличии заключения исполнительного органа или согласия главы администрации.

В качестве источников финансового права финансовые нормативные правовые акты субъектов РФ и МСУ, которые имеют следующие характерные признаки:

- обязательное соответствие федеральному законодательству;

- пространственная ограниченность их юридической силы (действу­ют только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования);

- обязательность для исполнения всеми органами власти, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования;

- в некоторых случаях существует необходимость регистрации федеральным органом государственной власти (Министерством юстиции РФ);

- возможность со стороны субъектов финансового права обжалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.

Отношения в сфере публичной финансовой деятельности регулируются и локальными нормативными правовыми актами, содержащими финансово-правовые нормы. Таковыми, напри­мер, являются уставы и решения ученых советов государственных высших учебных заведений в части, устанавливающей по­рядок финансовой деятельности конкретного вуза.

Классификация источников финансового права

Юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то государственными органами.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по различным критериям:

- по юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рас­считаны на неоднократное, длительное применение.

- субъекту можно разделить на: коллегиальные и единоличные.

- по компетенции: общей и специальной.

- по сфере действия: общие, межотраслевые (несколько отраслей) и отраслевые.

- по принципу разделения властей:

а) акты органов представительной власти;

б) акты органов исполнительной власти.

в) акты органов судебной власти.

- по форме

закон, договор, соглашение, указ, приказ, распоряжение, инструкция, положение и др.

- по уровню правотворчества

= федеральные;

= региональные (субъектов РФ);

= муниципальные;

= локальные (предприятие, учреждение).

Наличие системы правовых источников, их соподчиненность и согласованность свидетельствуют о самостоятельности отрасли финансового права в системе российского права.

При этом не следует отождествлять финансовое право и финансовое законодательство: последнему свойственна комплексность, так как помимо финансово-пра­вовых оно содержит нормы и других отраслей права. К тому же термин «законодательство» может пониматься и в собственном смысле слова, т.е. без включения в него нормативных актов незаконодательного характера. Тогда за его пределами остается значительный массив источников финансового права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.