Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры тестовых заданий для самопроверки




ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Цель самостоятельной работы студентов заключается в полном усвоении учебного материала, в совершенствовании навыков научной и учебной работы, формировании потребности постоянного самообразования, что является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования.

Сравнительное правоведение преподается на 1-м курсе заочной формы обучения по магистерской программе, что предполагает глубокое знание студентами теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, конституционного права России, программ других учебных дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла.

Как учебная дисциплина, сравнительное правоведение предусматривает усвоение студентами таких вопросов, как предмет сравнительного правоведения, логика его исследования и изложения, систему определенного комплекса идей, в которых прослеживается взаимосвязь истории и современности. Это обусловливает наличие в дисциплине общей и особенной частей сравнительного правоведения.

Общая часть посвящена теории и историческому развитию сравнительного правоведения с момента его возникновения и охватывает хронологически более полутора веков. Необходимо при изучении общей части ознакомиться с первой частью работы А.Х.Саидова «Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности)», с введением монографии Рене Давида «Основные правовые системы современности» и учебником М.Н.Марченко «Сравнительное правоведение. Общая часть».

В Особенной части рассматриваются основные правовые системы современности и ведущие тенденции их развития. При изучении этой части необходимо использовать литературу, содержащуюся в дополнительном списке, позволяющем найти по каждой теме семинарского занятия монографическое исследование.

Основные этапы овладения знаниями заключаются в следующем:

1) прослушивание и конспектирование вводной лекции;

2) самостоятельная подготовка к семинарским занятиям: работа с учебниками и дополнительной литературой;

3) работа на семинарском занятии, в ходе которого происходит углубление и закрепление полученных знаний;

4) выполнение контрольной работы.

5) подготовка к экзамену

При работе над курсом целесообразно придерживаться следующего порядка. Необходимо, прежде всего, ознакомиться с соответствующим разделом программы, установить круг вопросов, подлежащих изучению. Затем прочитать главу учебника, при этом работа над материалом учебника не должна сводиться к запоминанию только фактов и событий. Необходимо четко представлять связь положений нормативных правовых актов с регулируемыми ими отношениями.

Одновременно с работой над материалами учебника, необходимо знакомиться с дополнительной литературой по сравнительному правоведению. Перечень работ, знание которых обязательно для студентов, предлагается в настоящем УМК. Студент должен обладать навыками самостоятельного изучения литературы – раскрывать содержание, знать основной фактический материал, важнейшие выводы и аргументацию авторов. Материал рекомендуемых для изучений монографий и статей студентам следует использовать в своих ответах на экзаменах.

Для более четкого усвоения и запоминания содержания конкретных тем, полезно составлять конспекты ответов, подготавливаемых к каждому из семинарских занятий и экзаменационных вопросов, а также схем, иллюстрирующих соотношение основных понятий сравнительного правоведения.

Заочная форма обучения предполагает самостоятельную работу студента как основную форму работы в процессе изучения дисциплины. Семинарские занятия являются дополнительной частью работы студентов заочной формы. Занятия направлены на углубление знаний студентов, полученных в результате изучения учебника, дополнительной литературы и нормативных правовых актов.

Важную роль в самостоятельной работе студента играют учебники и учебные пособия. Для студента заочной формы обучения они являются основным источником получения знаний. По сравнительному правоведению издано достаточное количество учебников и пособий, отличающихся по содержанию. Учебник является концентрированным выражением материала, который существует по данной дисциплине. В нем приводятся и объясняются основные понятия и факты, их интерпретация соответствует общепризнанной или доминирующей точке зрения в юридической науке. Работа с учебниками и пособиями должна происходить в течение всего семестра, а его материал - распределяться равномерно, в соответствии с тематическим планом. При подготовке к семинарам и экзаменам повторное чтение учебника позволяет акцентировать внимание на ключевых вопросах, выделить главное.

Для магистров заочной формы обучения предполагается чтение только вводной лекции. Вводная лекция знакомит студентов с предметом, целью и задачами дисциплины. Преподаватель в общих чертах обозначает структуру того материала, который будет изучаться; рекомендует учебную литературу; уточняет правила взаимоотношений студентов и лектора, регламент консультаций преподавателя, условия итогового контроля знаний.

Итоговой проверкой знаний студента является экзамен. В течение сессии, в ходе интервалов между экзаменами необходимо повторить и систематизировать изученный материал, но его полностью выучить, как показывает опыт, невозможно. Для успешной сдачи экзамена рекомендуется:

1) готовиться к экзамену необходимо систематически, в течение семестра.

2) по мере приближения к экзамену усиливается подготовка к нему.

3) в ходе подготовки следует распределить экзаменационные вопросы на первые дни, последний день использовать для повторения курса в целом.

4) при подготовке к экзамену большое значение имеет самостоятельное конспектирование пропущенных и слабо изученных тем.


Специфика выполнения контрольной работы по учебной дисциплине «Сравнительное правоведение» во многом обуславливается особенностями содержания данного предмета. Целый ряд тем предполагает изучение не только теоретико-правовой, но и историко-правовой литературы, трудов по сравнительному правоведению, а также отраслевых и прикладных исследований, носящих сравнительно-правовой характер.

Система источников, лежащих в основе контрольной работы, может быть условно разделена на несколько частей.

Во-первых, это учебная литература. Последняя может быть представлена в виде учебников и учебных пособий по теории государства и права, сравнительному правоведению, истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран и т.д. Некоторые темы предполагают более широкий перечень учебной литературы. При анализе такой темы как «Понятие и система источников романо-германского права» целесообразно также использовать учебную литературу по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран». Можно также использовать другие учебники и учебные пособия.

Учебная литература по возможности должна быть последних лет изданий. Использование более старых учебников допустимо, если в них содержится информация, не нашедшая отражение в учебной литературе последних лет. Стоит помнить, что много полезной и интересной информации может почерпнуть в учебниках, изданных в советский и дореволюционный период.

Игнорировать учебную литературу нельзя. Она является методологической основой, на которой строится все исследование.

Во-вторых, это специальная литература. Сюда можно отнести монографии, журнальные статьи, справочники т.д. При сборе материала студент должен изучить журналы: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Вестник МГУ, серия «Право» и т.д.

Специальная литература может включать в себя труды исследователей по смежным дисциплинам (философии, политологии, истории, культорологии и т.д.)

В-третьих, это нормативный материал. Подавляющее большинство предложенных тем предполагает активное использование нормативного материала.

Иностранный нормативный материал можно найти в хрестоматиях по дисциплине «История государства и права зарубежных стран», а также в хрестоматиях по сравнительным отраслевым наукам.

План должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал тематику контрольной работы, и состоять из введения, в котором кратко обосновывается актуальность темы, основной части и заключения. В заключении формулируются выводы работы.

Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные данной науке, избегать непривычных понятий и символов, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста.

Примерный объем контрольной работы – 15 страниц формата А-4, Текст набирается 14 кеглем в 1,5 интервала.

Тематика контрольных работ:

1. История сравнительного правоведения.

2. Классификация правовых семей современности.

3. Понятие и структура романо-германской правовой семьи.

4. История развития романо-германской правовой семьи.

5. Основные особенности романо-германского права.

6. Понятие и система источников романо-германского права.

7. Правовые системы Франции и Германии (сравнительно-правовой анализ).

8. Судебная практика как источник романо-германского права.

9. Правовой обычай как источник романо-германского права.

10. Нормативно-правовые акты в системе источников романо-германского права.

11. Место правовых систем стран Латинской Америки на правовой карте мира.

12. Роль каудилизма XIXв. и авторитарных режимов XXв. в развитии правовых систем стран Латинской Америки.

13. Латиноамериканские правовые системы и правовая система США: особенности взаимодействия.

14. История развития скандинавских правовых систем.

15. Источники скандинавского права.

16. Романо-германская правовая семья и правовая система России: сравнительный анализ.

17. Понятие и структура англосаксонской правовой семьи.

18. История развития англосаксонской правовой семьи.

19. Основные особенности общего права.

20. Понятие и система источников англосаксонского права.

21. Судебный прецедент как источник общего права: понятие, правила признания и применения.

22. Закон как источник права в Англии и в США (сравнительно-правовой анализ).


1. Что такое сравнительное правоведение?

1) Часть теории государства и права.

2) Частно-правовой метод.

3) Метод, научная дисциплина, учебный курс.

 

2. Назовите основные виды сравнительных исследований правовых систем.

1) Социологические, статистические и синхронное.

2) Частноправовое, публично-правовое и функциональное.

3) Диахронные и синхронные, внутреннее и внешнее, нормативное и функциональное.

3. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны»:

1) Система права.

2) Правовая система.

3) Система законодательства.

 

4. Подберите понятие к следующему определению: «Совокупность взаимосвязанных черт правовых систем, соответствующих определенной общественно-экономической формации, характеризующихся единством экономической основы и классовой сущности».

1) Форма права.

2) Правовая семья.

3) Тип права.

5. Какая категория служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей, правовой культуры:

1) Национальная правовая система.

2) Группа правовых систем.

3) Правовая семья.

 

6. Римское право являлось:

1) Правом государства.

2) Правом организаций.

3) Правом частных лиц.

 

7. Каковы характерные черты романо-германской (континентальной) правовой системы:

1) Основной источник права - доктрина.

2) Рецепция (восприятие, заимствование) римского права. Основные источники права - нормативные акты. Деление права на частное и публичное.

3) За судебными органами, согласно законам, признается право на нормотворчество.

 

8. Деление на частное и публичное право свойственно:

1) Романо-германской правовой семье.

2) Англосаксонской правовой семье.

3) Мусульманской правовой семье.

 

9. Назовите страну, право которой относится к континентальной (романо-германской) правовой системе:

1) Великобритания.

2) Франция.

3) Новая Гвинея-Папуа.

 

10. Страна, не относящаяся к англосаксонской правовой системе:

1) Великобритания.

2) Австралия.

3) Голландия.

 

11. Решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел и с помощью которого может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство, это:

1) Норма права.

2) Правовой обычай.

3) Правовой прецедент.

 

12. Каковы характерные черты англосаксонской правовой семьи? Это:

1) Деление права на публичное и частное.

2) Основные источники права - нормативные акты.

3) Преобладание права, созданного судьями. Ос­новной источник права – судебный прецедент.

 

13. В какую правовую семью входит российское право по характеру доминирующих источников:

1) В религиозно-традиционную.

2) В романо-германскую (континентальную).

3) В англосаксонскую.

 

14. В чем состоит специфика российской правовой системы:

1) Основным источником права является юридический прецедент.

2) Опора не столько на технико-юридические, сколько на государственнические и духовные начала. Самобытность государственности и условий экономического развития. Включает несколько национальных правовых систем.

3) По основным признакам тяготеет к романо-германской правовой семье.

 

15. Нормативно-правовые акты в России, издаваемые только Президентом и определяющие структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений, носят название:

1) Указы.

2) Манифесты.

3) Регламенты.

 

16. Нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников и прежде всего - единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов:

1) Коран.

2) Иджма.

3) Сунна.

 

17. Комментарии священных текстов в мусульманском праве носят название:

1) Иджма.

2) Фикх.

3) Кийас.

 

18. Похвальные деяния по мусульманскому праву, которые вознаграждают с в следующей жизни, но неисполнение которых не наказывается, называются:

1) Махрух.

2) Махзур.

3) Мандуб.

 

19. Категория правонарушений, за которые шариат устанавливает точную санкцию, основанную на эквивалентном возмещении, называется:

1) Кисас.

2) Тазир.

3) Хадд.

 

20. Обычное право у мусульманских народов, представляющее собой совокупность местных обычаев и народной юридической практики в сфере имущественных и семейных отношений, называется:

1) Иджтихад.

2) Адат.

3) Шариат.

21. Знаток индусского традиционного права, состоявший при суде в качестве эксперта в конце XVIII - первой половине XX веков, это:

1) Кади.

2) Муджтахид.

3) Пандит.

 

22. Одно из главных направлений древнекитайской мысли, ориентированное на примат закона над ритуалом:

1) Конфуцианство.

2) Рецепция римского права.

3) Легизм.

 

23. Обычай, предписывающий заключение брака за пределами определенной общности, это:

1) Корпоративность.

2) Экзогамия.

3) Унилинейность.

 

24. Получение защиты со стороны рода человеком, включенным в наследственные отношения, называется:

1) Баен.

2) Линидж.

3) Раджи.

 

25. Назовите основные этапы развития сравнительного правоведения.

1) XIX нач. XX; 1-ая пол XX; 2-я пол. XX по н. вр.

2) XVIII-XIX вв.; XX в.; XXI в.

3) С древнего времени до XIX в., XIX в., XX в.

 

26. Кто автор одного из главных произведений сравнительного правоведения: «Основные правовые системы современности»:

1) Ансельм,

2) Давид,

3) Цвайгерт.

 

27. Что такое правовая семья?

1) Группа правовых систем.

2) Группа государств.

3) Семья, основанная на праве.

 

29. Назовите основные источники романо-германской правовой семьи:

1) Судебный прецедент, нормативный договор, юридическая доктрина.

2) Нормативно-правовой акт, правовой обычай, судебная практика.

3) Нормативный договор, священные книги, принципы права.

 

29. Что такое рецепция права?

1) Заимствование.

2) Систематизация.

3) Наследование.

 

30. Чей правовой опыт был широко использован в Японии?

1) Российский и французский.

2) Английский и итальянский.

3) Германский и американский.

 

31. Назовите основные источники английского права.

1) Судебный прецедент, правовой обычай, юридическая доктрина, закон.

2) Закон, договор, прецедент.

3) Принципы права, юридическая доктрина, правовой обычай.

 

32. Назовите источники права США.

1) Закон, судебный прецедент, правовой обычай.

2) Юридическая доктрина, принципы права, нормативно-правовой акт.

3) Нормативный договор, юридический прецедент, принципы права.

 

33. Когда возникла социалистическая правовая семья?

1) 1917 г.

2) 1945 г.

3) 1995 г.

 

34. Назовите основной источник мусульманского права.

1) Коран.

2) Закон.

3) Юридическая доктрина.

 

35. Назовите правовые системы, входящие в романо-германскую правовую семью.

1) Правовые системы континентальной Европы, Латинской Америки и некоторых стран Азии и Африки.

2) Правовые системы Северной Америки, Австралии и Европы.

3) Правовые системы Европы, Северной Африки и Америки.

 

36. Назовите правовые системы, составляющие семью англо-саксонского общего права.

1) Правовые системы Великобритании, Америки и Австралии

2) Правовые системы Англии и Уэльса, большинства государств Британского содружества и США.

3) Правовые системы Англии, США, Австралии и Японии.

 

37. Назовите правовые системы, составляющие семью социалистического права в начале XXI в.

1) Правовые системы КНР, КНДР, Вьетнама, Лаоса и Кубы.

2) Правовые системы СССР, Китая, государств центральной Африки и Латинской Америки.

3) Правовые системы Китая, Кореи, Индии, Вьетнама.

 

38. Назовите правовые системы, составляющие семью мусульманского права.

1) Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Сирия, Иордания, государства Аравийского полуострова. Ливия, Марокко, Мавритания, Тунис.

2) Государства Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки.

3) Государства Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии.

 

39. К какой правовой семье относятся Израиль и ЮАР?

1) Англосаксонской семье общего права.

2) Романо-германской правовой семье.

3) К смешанным правовым системам.

 

40. Назовите основные источники права правовой системы Израиля.

1) Иудейское право, судебная практика, нормативно-правовой акт.

2) Судебный прецедент, правовой обычай, закон.

3) Закон, нормативный договор, юридическая доктрина.

 

41. Когда сложилась семья мусульманского права?

1) VIII-IX вв.

2) XII-XIII вв.

3) Х-XV вв.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.