Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели административной юстиции




Критерий 1 - наличие отдельной системы административных судов:

1) административные трибуналы и учреждения, обладающие квазисудебными функциями в странах англо-саксонской правовой системы (США, Англия). Функционируют на стыке исполнительной и судебной ветвей государственной власти: с одной стороны, они активно взаимодействуют с администрацией, что помогает лучше разобраться в существе рассматриваемого дела; с другой стороны, они наделены судебными полномочиями и жестко контролируются общими судами, что определяет правильное решение вопроса с точки зрения закона. Подконтрольность судам общей юрисдикции.

2) административные суды (Германия, Франция) Функционируют независимо от исполнительной власти, имеют вышестоящие административные суды, для них действуют правила универсальной подсудности – в административный суд подается любая жалоба, имеющая публичный характер, без учета сферы общественных отношений.

Критерий 2 - основные способы осуществления правовой защиты граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и их служащих:

1) административный. Проверка вышестоящим в порядке подчиненности органом (должностным лицом) законности, обоснованности и целесообразности принятия и исполнения административных актов, нарушивших, по мнению гражданина, его права и свободы; органы административной юстиции входят в систему органов государственного управления и не являются подконтрольными судам общей юрисдикции (созданы, например, во Франции и Италии);

2) общесудебный. Рассмотрение и разрешение судами общей юрисдикции при использовании гражданско-процессуальной формы жалоб на действия (решения) органов управления, нарушивших права и свободы граждан;

3) "квазисудебный" (англо-американский, "англосаксонский"). Образуется система подконтрольных судам общей юрисдикции специальных трибуналов по рассмотрению административных споров, не включенных в судебную систему (Великобритания, США);

4) административно-судебный ("германский тип"). Административная юстиция характеризуется созданием специализированных судов для разрешения споров по индивидуальным административным делам, возникающим в сфере функционирования органов управления; административные суды входят в единую судебную систему и независимы в осуществлении функции правосудия от административных органов и от обычных судов.

Рекомендуемая литература: Бахрах, Д.Н. Административное судопроизводство и административная юстиция // Современное право. 2005. №5. С.40; Масленников М.Я. Административная юстиция и административное судопроизводство: соотношение с административным процессом, процессуально-правовая регламентация, перспективы развития // Государство и право. 2002. № 9.с. 10-18 Юридический Виртуальный клубhttp://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=797

Модельный закон – рекомендательный законодательный акт, принимаемый законодательным институтом межгосударственного объединения для нормативной ориентации законодательной деятельности его членов.

Муджтихад (араб.) – ученый-юрист, обладающий правом создавать новые нормы поведения и/или давать толкование существующих правил.

Национальная правовая система – конкретно-историческая совокупность источников права, механизмов правового воздействия, юридической практики и господствующей правовой идеологии, сформировавшаяся в пределах юрисдикционной территории государства.

Национальный конгресс – название двухпалатных парламентов в Бразилии, Доминиканской республике, Чили.

Неотдифференцированные правовые системы (религиозно-общинные) – правовые системы, где право функционирует в тесной связи с религией, моралью, обычаями (китайское право, японское право, социалистическое право и др.), юридические элементы функционируют в полной мере необособленно от иных элементов, имеют облик догматизированных, традиционных и в массовом правосознании воспринимаются в качестве таких, где основная регулирующая сила – догма веры, религиозное учение, непогрешимая традиция (например, правовые системы, относящиеся к мусульманскому праву и господствующие в ряде государств Азии и Африки)[1].

Общее право (англ. common law) – главная составная часть и источник англо-саксонской правовой системы, не испытавшей влияния римского права. О.п. по своему происхождению и источникам базируется на прецедентном праве, создаваемом судами в процессе осуществления своей деятельности. Это означает, что решение, вынесенное по какому-либо делу, обязательно для всех судов равной и низшей инстанции при рассмотрении ими аналогичных дел. Право США, основанное на английском праве, также относится к этой группе.

Общее право (англ. common law) – единая система прецедентов, общая для всей Великобритании, одна из составных частей англосаксонской правовой системы наряду с правом справедливости (англ. law of equity). Сложилось в XIII–XIV веках на основе местных обычаев и практики королевских судов. Главным источником права в системе общего права признается судебный прецедент. Общим правом именуется как система законов, так и вид правовой системы, разработанной на основании решений судов и судебных органов, а не с помощью законов или подзаконных актов исполнительной власти. Нормы и принципы общего права распространены преимущественно в тех странах, в которых имеются следы британского правового наследия: Великобритания, США, Канада (без Луизианы и Квебека, там сильно влияние французской правовой системы) и другие бывшие колонии Британской империи.

Общепризнанные принципы права (general principles, allgemeine Rechtsgrundsatze) – категория норм международного права, обязательных для соблюдения «всеми цивилизованными нациями»). Рональд Дворкин подчёркивает, что в отличие от норм jus cogens общепризнанные принципы права не имеют строго определённого стипулирующего характера. К числу таких принципов относят: 1. Недопустимость произвола при толковании закона правоприменителем. 2. Определенность, ясность, недвусмысленность правовой нормы. 3. Принцип поддержки доверия гражданина к закону и действиям государства. 4. Принцип правового государства. 5. Принцип равенства граждан перед законом. 6. Принцип разделения властей. 7. Принцип соразмерности ограничения прав и свобод конституционно значимым целям. 8. Принцип справедливости и соразмерности мер юридической ответственности. 9. Баланс интересов при установлении форм ее применения (юридической ответственности). 10. Принцип уважения достоинства личности как равноправного субъекта во взаимоотношениях с государством. 11. Принцип недопустимости придания обратной силы закону, ограничивающему права граждан, вводящему или ограничивающему налоги, влияющие на уголовную наказуемость деяния. 12. Принцип запрета сверхформализма. 13. Принцип презумпции невиновности.

Рекомендуемая литература: Овсепян Ж.И. Статус общепризнанных принципов и норм международного права в конституционно-правовой системе России // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 7. С. 15 - 26. Taking Rights Seriously by Ronald Dworkin // http://philosophyfaculty.ucsd.edu/faculty/rarneson/DWORKINTakingRightsSeriously.pdf; Бабай А.Н., Тимошенко В.С. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть российской правовой системы // Международное публичное и частное право. 2006. № 6.

Обычное право – совокупность обычаев, используемых населением определенной местности в целях разрешения и предотвращения конфликтов.

Одноуровневые правовые системы – представлены простыми унитарными государствами. В централизованных унитарных государствах осуществляется строгая, симметричная административно-территориальная соподчиненность центра и территориальных частей, отсутствуют автономии последних. В строго централизованном унитарном государстве существует вертикальная (сверху донизу) система назначения органов управления. К этому типу приближаются Китай, Белоруссия, Казахстан. Такое управление способствует концентрации ресурсов, необходимых для решения важных общенациональных задач. Но полное воплощение подобной формы возможно только в военных государствах. Административно-территориальное деление включает в себя от двух до четырех звеньев. В совсем маленьких государствах вообще нет административного деления (Мальта, Науру). Часто местное самоуправление выступает в форме представительных органов местного управления, а вертикаль исполнительной власти проходит от центра до местных исполнительных органов, обеспечивая строгое централизованное административное соподчинение «от столицы до мест» (Казахстан, Латвия, Белоруссия).

Ордонансы – в ряде зарубежных стран акт главы государства, относящийся к сфере законодательной деятельности, но принимаемый в силу исключительных причин, в том числе, когда деятельность парламента прервана.

Отдифференцированные правовые системы – это правовые системы, сформированные на основе западной традиции права (романо-германское и общее право).

Пандит (инд.) – знаток индусского традиционного права, состоявший при суде в качестве эксперта в конце XVIII - первой половине XX веков, когда Индия находилась под властью Великобритании

Параллельные правовые системы, представленные странами, в которых помимо официальных правовых систем существуют и оказывают значительное влияние на национальное право системы, построенные на религиозных воззрениях, обычаях и традициях народа.

Первый Международный конгресс сравнительного права (Congrès international de droit comparé.) – международный конгресс, проводимый в рамках Всемирной выставки во Франции под эгидой французского Общества сравнительного законодательства (основанного в1869 г.). По одной из версий Конгресс считается отправной точкой развития сравнительного права как самостоятельной правовой науки. Однако не все согласны с данным утверждением по причине того, что несмотря на заявление о мировом масштабе конгресса представлены были, в основном, представители европейских государств, а в качестве повестки дня выступала адаптация общего права для романо-германской системы и анализ (с последующей имплементацией) опыта европейской кодификации английскими специалистами. Рекомендуемая литература: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/129640/comparative-w/38902/19th-century-beginnings#toc38903 Clark, David S. Establishing Comparative Law in the United States: The First Fifty Years

Переходные правовые системы (Переходный тип правовой системы) – совокупность национальных правовых систем, существование которых позволяет разделять такое существование на этапы на основе выделения определенных характеристик. Объективным содержанием каждого этапа являются отражающие переходные процессы правовые события. Именно в них измеряется переходное правовое время, фиксирующее масштабы достигнутых результатов правовой реформы. На всем протяжении переходного периода правовая система носит лишь частично завершенный характер. Поэтапные преобразования как раз и призваны приблизить состояние правовой системы к некоторым эталонным значениям ее параметров. Ее приближение к целевому эталону сопровождается переходом от одного уровня организованности правовой системы к другому.

Постсоветская правовая семья – сформировалась на основе сравнительно однорородного правового пространства СНГ. Эта правовая семья в силу своего прошлого и не столь последовательного разрыва с ним находится в переходном режиме между основными объединениями правовых систем с постепенно укрепляющейся тенденцией сближения с континентальным правом. Постсоветская правовая семья включает в себя страны СНГ – 12 государств, бывших союзных республик (кроме стран Балтии). По направленности развития права различают следующие модели: 1. Прозападная – развивают свою пр. систему на основе западной. Грузия, Украина, Молдавия. 2. Провосточная – правовая система с мусульманским правом; турецкое правовое влияние. Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. 3. Пророссийская модель – берут российские образцы. РФ, Казахстан, Киргизия, Белоруссия.

Право Европейского союза – термин «право Европейского Союза» вошел в употребление с начала 1990-х гг. с появлением Европейского Союза, до этого сложившийся правовой массив обозначался как «право Европейских сообществ» Право Европейского Союза) – уникальный правовой феномен, сложившийся в ходе развития европейской интеграции в рамках Европейских сообществ и Европейского Союза. Он является результатом реализации наднациональной компетенции институтов Европейского Союза. Право Европейского союза представляет собой специфический правопорядок, правовую систему, сложившуюся на стыке международного права и внутригосударственного права государств-членов Европейского Союза, обладающую самостоятельными источниками и принципами. Автономность Права Европейского Союза подтверждена рядом решений Европейского Суда. Право Европейского союза это система правовых норм, регулирующая процесс европейской интеграции, порядок создания и функционирования европейских властных институтов и связанные с этим общественные отношения.

Право совета Европы – это совокупность преимущественно конвенциональных норм, принятых в рамках Совета Европы и призванных способствовать развитию политического, социального, культурного и правового сотрудничества и защите человеческих ценностей в Европе. Нормативную базу права Совета Европы составляют более чем 170 европейских конвенций, обязательных для применения государствами-членами Совета Европы. Основополагающий документ – Конвенция о защите прав и основных свобод человека и гражданина 1951 г.

Право справедливости – название набора правовых принципов, действующих в рамках традиции английского общего права, дополняя строгие правила там, где требование их формального исполнения могло бы быть слишком жёстким. В гражданских правовых системах подобные "общие оговорки" позволяют судьям более свободно применять кодексы. Право справедливости сложилось в Англии к XIV веку. Его происхождение связано с тем, что из-за строжайшего формализма общего права большинство людей практически не имело возможности подать иск в королевские суды, что заставляло многих (в том числе тех, кто не был согласен с вынесенными судами решениями) обращаться к королю напрямую, прося его о "милости и справедливости" (отсюда и возникло названия права). Рассматривал жалобы не лично король, а лорд-канцлер от его имени. Число жалоб было высоким и постоянно росло, поэтому при лорде-канцлере был создан специальный орган с установленным порядком рассмотрения дел, позднее получивший название "Канцлерский суд", также известный как "суд справедливости" (поскольку считалось, что, раз он не зависит от системы общего права, то при вынесении решений руководствуется лишь принципами справедливости. В ходе его деятельности возникли основанные на конкретных случаях – прецедентах – нормы, которые впоследствии сформировали систему права справедливости. Чаще всего право справедливости применялось в области гражданских правоотношений.

Правовая карта мира – понятие, используемое в компаративистской литературе, которое употребляется для определения всех существующих на земном шаре национальных правовых систем (употребляются также термины «правовая карта мира» (В.А. Туманов), «юридическая география мира» (В. Кнапп), «сообщество» правовых систем (Ж. Сталев)). При этом следует отвергнуть попытки представить правовую карту мира как наднациональное мировое право или как механическую сумму национальных правовых систем. При раскрытии понятия «правовая карта мира» нужно исходить из общих законов развития человеческого общества. Это наиболее объективный путь изучения правовой карты мира – сложной, многообразной, полной противоречий и противоборства самых различных тенденций[2].

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры (системы) права и исторических традиций его формирования и реализации.

Правовая система – совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, методов, процедур, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, реализует меры юридической ответственности.

Правовая система содружества – обусловленный историческим развитием, уровнем политико-правовой культуры общества и договоренностью субъектов содружества юридический порядок правообразования и правоприменения, установленный в рамках определенной группы государств, объединенных в содружество.

Правовой стиль – совокупность характерных черт данной правовой семьи (системы), включающей в себя: 1) историческое наследие и развитие; 2) форму правового мышления; 3) юридическую технику; 4) технику толкования норм права.

Предмет сравнительного правоведения: 1) методологические проблемы сравнительно-правового исследования; 2) сопоставительное изучения основных правовых систем современности; 3) обобщение и систематизация результатов конкретных сравнительно-правовых исследований; 4) разработка конкретных методических правил и процессов сравнительно-правовых исследований; 5) исследование историко-сравнительных правовых проблем; 6) сравнительное изучение международно-правовых вопросов современности.

Прецедентное право – 1) составная часть права стран англо-американской системы, которую образуют прецеденты судебные, в отличие от статутного права. В рамках П.п. сложились две ветви: общее право и право справедливости; 2) правовая система, в которой основным источником права признается судебный прецедент.

Публичное право – функционально-структурная подсистема права, регулирующая взаимоотношения между гражданином и государственной властью (специально выделяется в романо-германской правовой семье).

Реалистическая школа права – одно из направлений американской правовой науки, возникшее в 20-х гг. 20 в. Сторонники реалистической школы права рассматривают право как результат деятельности судьи, отрицая превалирующую роль стабильного закона, ведущую, по их мнению, к ликвидации творческого характера права.

Регламентарная власть – в некоторых странах (Испания, Франция и др.) право правительства регулировать общественные отношения – актами (регламентами), юридическая сила которых ниже чем у закона, но это не подзаконные акты, поскольку могут издаваться по вопросам которые не регулируются законом. (В России регламентарная власть до некоторой степени соответствует понятие – указное право.)

Рекомендуемая литература: Бахрах, Д.Н. Административное судопроизводство и административная юстиция // Современное право. 2005. № 5. С.40.; Масленников М.Я. Административная юстиция и административное судопроизводство: соотношение с административным процессом, процессуально-правовая регламентация, перспективы развития //Государство и право. 2002. № 9.с. 10-18 Юридический Виртуальный клубhttp://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=797

Рекомендуемая литература: Д. В. Дождев. Римское частное право: Учебник для вузов/Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. 2-е изд., изм. и доп. М:. Норма, 2005 С. 6; Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, пер. и доп. Под ред. Е.А.Суханова.

Рекомендуемая литература: Диссертация Ющенко Ю.А."Сущность формационного и цивилизационного подходов к типологии истории, их специфика и взаимосвязь в рамках субстанциально-деятельностной парадигмы", 2001г.

Рецепция римского права (от лат. receptio – принятие) – заимствование, включение норм римского частного права в состав действующего права стран континентальной Европы (Германии, Испании, Италии, Франции).

Романо – германская правовая семья – эта система возникшая на основе римского права. Одним из источников этой системы является закон, которому отдана приоритетная роль. Отличительными чертами этой системы являются: признание за конституцией высшей юридической силы; проведение кодификации законодательства; деление систем прав на отрасли; преимущество международного права перед внутренними законами; признание деления права на частное и публичное;

Сакральные (праведные) ученья. Сакральным (от лат. sacer (sacri) – священный) считается все, что относится к священным и имеющим тайный смысл и значение религиозным обрядам и ритуалам. Сакральный смысл в простых действиях и словах подразумевает таинство божественного замысла или таинство общения с божественным планом. Сакральными учениями называются учения, ведущие человека к общению с Богом. Считается, что в сакральное знание и учение человек должен быть обязательно посвященным, иначе он не узрит священных, тайных смыслов и значений. Сакральный смысл и значение также могут вкладываться в символику, например, тайных обществ, магических орденов и т.д. У каждого самого простого действия и знака может быть свой сакральный смысл, который для посвященного человека играет свою определенную роль и ничего не значит для обычного человека (профана).

Синкретизм (греч. synkretismos – соединение) – сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу. Особенно широко использовался в позднюю эпоху античности при смешении религий. В 16 в. синкретистами называли философов, которые пытались занимать промежуточное положение между учениями Платона и Аристотеля. Под синкретизмом в широком смысле понимается стремление вернуться к прошлому, в частности в результате страха перед отпадением от целого, стремление возвратиться к тотему, к вождю, к социальному порядку. Именно это и составляет культурную основу синкретического государства, которое несмотря на отход от синкретизма тем не менее пыталось на его культурной основе вернуться к обществу, где собственность, власть, жреческо-идеологические функции слиты в едином носителе Правды.

Смешанные правовые системы (Смешанный тип правовой системы) – совокупность национальных правовых систем, которые имеют общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития на основе восприятия элементов правовых систем романо-германского (континентального) и англо-американского типа. В смешанном типе правовой системы доминирует правовой акт как юридический источник права. Норме права как эталону поведения отведена основная роль в регулировании общественных отношений. Судебная практика занимает существенное, но не основное место в системе источников права. Точнее этот тип правовой системы можно назвать гибридным типом.

Смешанный процесс – один из исторических типов уголовного процесса, сочетающий черты розыскного (инквизиционного) и состязательного процессов. С одной стороны, в нем выражены демократические принципы судебного разбирательства (устность, гласность, состязательность, непосредственность), а с другой – элементы более ранних форм, что проявляется в виде различных ограничений процессуальных прав обвиняемого и защиты на предварительном следствии (одновременное выполнение следователем функции расследования и принятия решения по ряду вопросов и делу в целом). Смешанный тип уголовного процесса существует в современной Франции, Германии, других странах континентальной Европы, а также в РФ.

Специализированные суды США – специализированные суды США занимаются рассмотрением дел узкоспециальных категорий, например, касающихся налогов, земельных споров, споров о наследовании, претензий к властям, нарушений правил дорожного движения и так далее. Среди них важное место занимают суды по делам несовершеннолетних, часто берущие на себя обязанности семейных судов. Важное место в списке специализированных судов США занимает Претензионный суд. Под его юрисдикцию попадают гражданские иски на сумму более 10 000 долларов, направляемые частными лицами и корпорациями к правительству Соединенных Штатов. В подобных исках обычно содержатся требования о возмещении ущерба, который был причинен в результате нарушения договоров, а также по ряду иных оснований. В судебной системе США также имеется суд по внешней торговле. В его состав входят 9 судей, которые имеют право выносить единоличные решения. Заседания данного суда проходят в его штаб-квартире в Нью-Йорке или в каком-либо другом портовом городе США. Есть среди специализированных судов Соединенных Штатов Америки и самостоятельный Налоговый суд, который рассматривает споры, связанные с вопросами определения размеров федеральных налогов и порядка их уплаты. Перечень специализированных судов в США достаточно широк, в них решается множество правовых вопросов, касающихся как жизни простых американцев, так и работы корпораций. Наличие большого количества таких судов связано с тем, что конгресс США имеет право свободно создавать федеральные суды, если в этом усматривается необходимость.

Сравнение – это процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, различий, преимуществ и недостатков) объектов.

Сравнение правовых систем. Наряду с появлением идей об определяющих и второстепенных чертах противоположных правовых систем в научной юридической литературе стала развиваться доктрина т. н. «межтипового» и «внутритипового» сравнений. Она также свидетельствовала о смягчении позиций авторов, ранее не допускавших возможности сравнения социалистической и капиталистической правовых систем как несовместимых и противоположных друг другу систем. Внутритиповое и межтиповое сравнение подчеркивает специфическую особенность современной стадии развития сравнительного правоведения, характеризующуюся существованием не только разных по своим основным параметрам, но и противоборствующих друг с другом систем.

Рекомендуемая литература: М.Н. Марченко «Проблемы общей теории государства и права» в 2-х томах, том 1 «Государство». М., 2011; П. Эминеску «К вопросу о сравнимости различных правовых систем. Сравнительное правоведение» отв. редактор В.А. Туманов. М., 1978.

Сравнительное правоведение – юридическая наука, направленная на изучение приемов и способов анализа права различных государств, их сопоставление и применение полученных результатов.

Статут – законодательный акт, принимаемый парламентом Великобритании и формально являющийся высшим источником права.

Статутное право (англ. Statutory law или statute law) – в странах англосаксонской правовой системы совокупность норм права, создаваемых законодательными органами (аналогично романо-германским законам). В статутное право также включаются акты органов местного самоуправления (local ordinance). Для статутного права характерна иерархия правовых актов: акты законодательных органов обладают большей юридической силой, чем акты исполнительных органов; акты государственных органов обладают большей юридической силой, чем акты местных органов. Ancient Statute of Merton считается первым из английских статутов.

Рекомендуемая литература: Кананыкина Е.С. Систематизация английского законодательства // История государства и права. 2011. № 1. С. 35–42. 1788 – Before European Settlement // http://www.parliament.nsw.gov.au/prod/web/common.nsf/key/HistoryBeforeEuropeanSettlement

Судебная система США – система связанных между собой судебных и административных органов власти, осуществляющих правосудие в Соединенных Штатах Америки и управление судебными органами. Состоит из различных государственных органов на федеральном уровне, на уровне штата и на местном уровне. В Соединенных Штатах Америки параллельно работают единая федеральная система судов и имеющие самостоятельность суды каждого из пятидесяти штатов страны, четырех федеральных территорий и округа Колумбия. Федеральная судебная система США состоит из Верховного суда, апелляционных и окружных судов, а также в нее входят специальные суды. В каждом из американских штатов действует своя система судов. В большей части случаев отсутствие единой вертикальной структуры судов объясняется историческими условиями, в которых формировалась судебная система каждого отдельного штата. Чаще всего здесь работают состоящие из двух или трех ступеней системы общих судов, а дополняют их всевозможные суды со специальной или ограниченной юрисдикцией. В небольших штатах обычно работает двухступенчатая судебная система, подразумевающая наличие судов первой инстанции и высшего судебного органа. Трехступенчатая система с промежуточной и апелляционной юрисдикцией характерна для штатов с большой площадью и численностью населения. Основным звеном судебной системы каждого штата является суд общей юрисдикции. В нем рассматриваются по первой инстанции практически все уголовные дела, за исключением малозначительных, а также гражданские дела независимо от суммы иска, кроме тех дел, которые должны рассматривать специализированные суды.

Судебный прецедент (от лат. praecedens, родительный падеж praecedentis – предшествующий) – решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного судопроизводства. Прецедент – случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для аналогичных действий в настоящем. Судебный прецедент – решение высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел.

Суды общей юрисдикции США – это суды первой инстанции, рассматривающие дела по существу. Они принимают к производству более сложные уголовные и гражданские дела по сравнению с теми, которые подсудны местным судам ограниченной юрисдикции, и заново рассматривают те дела, по которым решения этих судов были обжалованы. Суды общей юрисдикции имеют различные наименования, например, «высшие» или «окружные» суды. Решения судов общей юрисдикции обжалуются в верховный суд штата либо в промежуточный апелляционный суд (в тех штатах, где они существуют).

Суды ограниченной юрисдикции США – низшее звено судебной системы штата. Названия судов ограниченной юрисдикции самые различные – «мировые», «полицейские», «муниципальные». Объединяет их то, что они рассматривают малозначительные уголовные дела и гражданские дела с небольшой суммой иска, выдают ордера на арест, обыск, проводят предварительное слушание дела. Производство в этих судах не протоколируется; их решения обжалуются в суд общей юрисдикции, который пересматривает дело заново и в полном объеме. К компетенции каждого из судов специальной юрисдикции отнесена конкретная категория дел. Существуют, например, суды по делам несовершеннолетних, суды по делам о семейных отношениях, суды по делам о нарушении правил дорожного движения и др.

Сунна (араб.) – собрание имеющих юридико-нормативное значение преданий (хадисов) о жизни и высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников.

Территориальное право – комплекс норм, не связанных с религией и обычаями, применяемых в крупнейших портах Индии к лицам, статус которых трудно определить.

Территориальные суды США – Для осуществления судебной власти на территориях, принадлежащих или находящихся под контролем США, но не являющихся отдельными штатами и не относящихся ни к одному из штатов, созданы территориальные суды США. На таком положении в настоящее время находятся следующие территории: округ Колумбия, Пуэрто-Рико, остров Гуам, Северные Марианские и Американские Виргинские острова. На островных территориях, не инкорпорированных прямыми актами конгресса в состав США, безусловному применению не подлежат ни законы отдельных штатов, ни конституция Соединенных Штатов. Однако право создавать территориальные суды США у конгресса страны имеется, поэтому неприсоединившиеся, но ассоциированные с Соединенными Штатами территории пользуются возможностями их правовой системы. В зависимости от положения той или иной территории определяется специфика работы территориальных судов. Практически во всем их деятельность соответствует общепринятым на федеральном уровне и на уровне штатов правилам, однако есть и свои особенности. Так, для территориальных судов, работающих на всех ассоциированных с США островных территориях подсудны не только дела, относящиеся к федеральной юрисдикции, но и та категория дел, которая возникает на основе применения местных нормативных актов. Мировые суды США в Соединенных Штатах Америки мировые суды, равно как и в остальных странах, являются низшими судами, имеющими ограниченную компетенцию. Мировые судьи в США, вершащие правосудие в таких судах, могут избираться тремя различными путями. Чаще всего их выбирает население несложной процедурой голосования, либо назначает законодательное собрание штата. В отдельных случаях мировые судьи назначаются губернаторами. Срок полномочий судьи мирового суда для каждого штата свой, он составляет от 2 до 6 лет. Деятельность мировых судей в большинстве штатов оплачивается по гонорарной системе непосредственно спорящими сторонами. В данном случае предполагается, что вознаграждение судьи рассчитывается в процентах от суммы подлежащего взысканию штрафа, денежного выражения иска, размера заплаченного адвокату гонорара и прочих подобных критериев. В некоторых штатах мировым судьям выплачивается официальное жалованье. Мировые суды в США также принято называть институтом магистратов по аналогии с одноименным названием общественных должностей, существовавших в Древнем Риме. Мировые суды в США занимаются рассмотрением практически всех мелких правонарушений. В их компетенции также находится право определять условия, на которых обвиняемые могут освобождаться из-под стражи. Кроме того, они также могут выполнять прочие обязанности, которые посчитает необходимым возложить на них окружной федеральный суд. К примеру, сюда может входить оказание помощи окружному судье при осуществлении подготовки дел к слушанию, а также предварительное рассмотрение петиций по вопросам обоснованности заключения обвиняемых под стражу.

Траст – один из основных институтов англо-американского права, сущность которого в том, что одно лицо – доверительный собственник – управляет имуществом, переданным ему другим лицом – учредителем.

Третий уровень правовой системы – целостный комплекс правовых явлений, в котором системообразующим фактором выступают нормы права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты, в совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Унификация – деятельность американской Национальной конференции уполномоченных штатов по формированию единообразного модельного законодательства и сближению правовых систем отдельных штатов.

Урф – правовые обычаи, сложившиеся в арабском обществе, источник мусульманского права, производный от шариата.

Фа (кит.) – позитивный закон, созданный государственной властью в целях рационального и эффективного регулирования общественных отношений.

Федеральные апелляционные суды США (англ. Federal judiciary) – органы судебной власти США федерального уровня. Федеральные суды в США существуют параллельно с судебными системами штатов. К ним относятся специализированные и общие федеральные суды, апелляционные суды, Верховный суд. К компетенции федеральных судов относятся споры по вопросам, регулируемым федеральными законами, Конституцией США. Существует круг вопросов, отнесённых к исключительной компетенции штатов. Споры по таким вопросам не могут рассматриваться в федеральных судах. Апелляционные суды – 11 апелляционных судов рассматривают апелляции на решения федеральных районных судов. Апелляционный суд по федеральному округу (англ. United States Court of Appeals for the Federal Circuit) рассматривает апелляции на решения специализированных судов. Географически компетенция суда рспространяется на всю территорию Соединённых штатов. Создан в 1982 году. Расположен в Вашингтоне, округ Колумбия. Сокращение Fed. Cir. или C.A.F.C.

Фикх – теория мусульманского права. В его компетенцию входят правила государственной, религиозной и гражданской жизни, правила отправления культа, семейное, наследственное и уголовное право, этические нормы и законы административного управления. Фикх разделяется на теоретическую и прикладную части. В одном случае предписываются обязательства по отношению к Аллаху (ибадат), в другом случае – линия поведения к себе подобным (муамалат). Фикх «осуществляет религиозную ориентацию личной и общественной жизни мусульманина. Он устанавливает культовые предписания относительно порядка исполнения мусульманами своих религиозных обязанностей, нормы, регулирующие отношения людей». Рекомендуемая литература: Рассказов Л.П., Кангезов М.Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. 2010. № 1. С. 2426.Сигалов М.К. Традиционное исламское правопонимание // История государства и права. 2011. № 8. С. 2024.

Фирман – источник мусульманского права, представлявший собой распоряжение халифа. Должен соответствовать номам шариата.

Формационный подход – тип понимания исторического процесса, как поступательно-прогрессивную, закономерную и необходимую смену особых социальных образований – общественных формаций. Данный подход развивали К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин. Марксистская теория общественного процесса, возникшая в середине XIX века, представляла развитие истории как естественноисторический процесс, причем в основание периодизации истории К. Маркс и Ф. Энгельс положили экономические факторы, особые типы производственно-экономических отношений, которые определяют собой и детерминируют все другие отношения и стороны жизни общества и факторы его развития. В качестве фундаментальных категорий материалистического понимания истории основоположники марксизма использовали категории «общественные отношения», «производственно-экономические отношения», «общественно-экономическая формация».

Функциональный метод сравнительного права – совокупность методов, приёмов и способов науки сравнительного права с точки зрения одного из направлений данной науки. Указанная методика имеет следующие черты: фактографичность (предметом изучения не нормы права, а их эффект, не научные концепции и их обоснование, а фактические явления, объектами функционального исследования зачастую являются судебные решения как ответы на конкретные жизненные ситуации); правовые системы сравниваются путем анализа присущих им различных способов судебного разрешения похожих ситуаций. Во-вторых, функциональное сравнительное правоведение совмещает присущий ему фактографический подход с теорией, согласно которой объекты функционального исследования должны познаваться исходя из тех функций, которые они выполняют в обществе. В-третьих, функция сама по себе играет роль tertium comparationis. Институты, как правовые, так и неправовые, при этом даже различающиеся на доктринальном уровне, сравниваются, если они являются функционально-эквивалентными, если они выполняют схожие функции в различных правовых системах. Четвертым элементом, включаемым не во все разновидности функционального метода, является возможность функциональности выступать в качестве критерия оценки. Благодаря этому элементу функциональное сравнительное правоведение становится "сравнением с целью выбора лучшего права": лучшим из сравниваемых законов является тот закон, который выполняет свою функцию лучше остальных. В настоящее время функционализм разделился на множество направлений, по своему трактующих функциональный метод: финализм, адаптационизм, классический функционализм, инструментализм и т.д. Рекомендуемая литература: Михаэльс Р. Функциональный метод сравнительного правоведения // Вестник гражданского права. 2010. № 1. С. 242 - 297.

Халифат (араб.) – мусульманское теократическое государство, вся полнота духовной и светской власти в котором сосредоточена в руках халифа (верховного правителя).

Цивилизационный подход – тип понимания исторического процесса, в основу которого были положены духовные факторы человеческой деятельности, объективированные в культуре как символической системе средств программирования и осуществления самой этой деятельности, которая и образует интеграционное ядро тех или иных цивилизаций. Исходным в цивилизационном подходе выступает понятие «цивилизация». Наиболее полно данный подход представлен в социально-философских концепциях истории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина, Н. Элиаса, А. Кребера, Дж. Нидема, Ш. Эйзенштадта и т.д. Они дали определение понятию «культура» и ее исторических модификаций, представив эту культуру как «душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации».

Частное право – совокупность норм различных отраслей права, регулирующих отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных юридически равных собственников в их имущественной деятельности и личных отношениях (выделяется в романо-германской правовой семье).

Чилийский гражданский кодекс. Действующий чилийский ГК 1855 г. (вступил в силу 1 января 1857 г.) является одной из первых оригинальных кодификаций гражданского права в Латинской Америке. Он. был подготовлен венесуэльским юристом Андресом Белло. В основу были положены нормы римского права, положения отдельных частей испанской средневековой кодификации "Семь партид" 1263 г., Французский гражданский кодекс (ФГК) 1804 г. Белло удачно соединил французские источники и традиционные институты римского права, при этом он использовал некоторые категории испанского права, в частности положения «Семикнижья» и идеи Савиньи.Кроме того, Бельо использовал в ходе работы над проектом многие современные ему зарубежные кодификации, в частности австрийское Гражданское уложение 1811 г., гражданские кодексы Голландии, Сардинии, Сицилии, прусское и баварское уложения, комментарии Блэкстона в области англосаксонского права. Чилийский ГК сохранил значительное сходство с ФГК; нормы вещного и обязательственного права сформулированы в нем без значительных отличий от последнего. В то же время он во многом отступил от французской модели. Так, в первой части ГК, посвященной правовому положению лиц, юридические лица (именуемые "фиктивными лицами") выделяются в особый подраздел, признаются договоры в пользу третьих лиц и детально регулируется вопрос фидуциарной собственности, что не было известно ФГК. В сфере регистрации вещных прав на недвижимость предпочтение было отдано подходу, закрепленному в германском законодательстве (принципы достоверности, гласности, старшинства зарегистрированных вещных прав), то же касается ипотеки. Структура чилийского Кодекса более совершенна, чем структура ФГК. Основная часть включенных в него норм размещена в 4 (а не в 3, как в ФГК) книгах: I – "О лицах"; II – "О вещах, собственности, владении, пользовании и распоряжении"; III – "О посмертном наследовании и прижизненных дарениях"; IV – "Об обязательствах вообще и о договорах" (всего 2524 статьи). Кроме того, Кодекс имеет водный титул (53 статьи), где сосредоточены нормы о порядке принятия законов, их толковании и определении отдельных специальных терминов, а также порядке отмены законов. В первой книге важное значение имели нормы: о равенстве перед законом всех лиц, независимо от возраста, пола, происхождения и социального положения; запрещении рабства, сословных привилегий и др. Однако гражданское совершеннолетие наступало только по достижении 25-летнего возраста; внебрачные дети по общему правилу не обладали наследственными или иными правами в отношении имущества родителей. Семейные отношения регламентировались Кодексом с позиций канонического права и старого испанского законодательства. В этой сфере ГК 1855 г. ограничивается регулированием только достаточно узкого круга имущественных прав; личные отношения целиком отданы под действие канонического права; прекращение брака посредством развода не допускалось; бесспорным главой семьи объявлялся муж, осуществлявший не только родительскую (отцовскую), но и семейную власть, что влекло ограничение дееспособности вступавшей в брак женщины. Защиту своих имущественных прав замужняя женщина могла получить только посредством суррогата развода – сепарации, которая означала разделение имущества, право на отдельное проживание, но не расторгала брачные узы и допускалась в ограниченном числе указанных в законе случаев. Право собственности трактуется Кодексом как абсолютное; его ограничение допускается только в силу закона или прав третьих лиц (ст.582). Ограничения права собственности не выходили за рамки обычного перечня прав на чужие вещи: узуфрукт, узус, сервитуты, право проживания. Наследственное право в ГК 1855 г. основывалось на испанском законодательстве. Принцип свободы завещания не был воспринят. Лицо, имевшее супруга или ближайших родственников, не вправе было составить завещание, т.е. распорядиться судьбой своего имущества. Нормы об обязательствах занимают почти половину всего объема чилийского ГК. Основным, закрепленным в этом разделе, принципом является автономия воли. ГК Чили 1855 г. сыграл весьма значительную роль в формировании гражданского права во многих государствах региона, став образцом для подражания. В период своего действия чилийский ГК подвергался неоднократным реформам, которые не меняли, однако, его структуры и первоначальной нумерации статей. В 1884 г. был принят Закон о гражданском браке, полностью разграничивший его гражданскую и церковную формы; правовые последствия признавались только за браком, зарегистрированным в государственных органах записи актов гражданского состояния. Расторжение брака допускалось по иску о признании его недействительным. Начиная с 1925 г. (1925-1952 гг.) в Кодекс стали вноситься новые коррективы, в результате которых была изменена редакция ряда статей (понижен возраст полной дееспособности, упразднена недееспособность замужней женщины, улучшены права внебрачных детей, введен институт усыновления, сокращены наполовину давностные сроки (15 лет). Чилийский гражданский кодекс послужил образцом для появившихся вслед за ним Гражданских кодексов Эквадора (1860 г.) и Колумбии (1873 г.) и многих других центральноамериканских государств. Он оказал также значительное влияние на Гражданские кодексы других латиноамериканских стран – Венесуэлы (1862 г.) и Уругвая (1868 г.).

Шариат – свод мусульманских правовых и теологических императивов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений.

Ши (кит.) – правила ритуального поведения.

Электронная демократия (э-демократия) – форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений – электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях – начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным. В основе представления об эффективности э-демократии лежат как теоретические исследования (информационная теория демократии), так и экспериментальные данные, полученные, например, в ходе исследований коллективного разума.

Этап развития переходной правовой системы – совокупность тех преобразований, которые закономерно осуществляются по мере изменения сущности правовой системы. Каждый из таких этапов отличается своим набором правовых событий, которые для него своевременны и/или характерны. Сама идея стадиальности развития переходной правовой системы предполагает плавное, последовательное, т.е. эволюционное осуществление необходимых преобразований.

Юридическая коллизия – противоречие между существующим правопорядком и намерениями и действиями по его изменению.


[1] Алексеев С.С. Право на пороге третьего тысячелетия. М., 2000. С. 55.

[2] Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) / Учебник. М., 2003.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.