Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды источников права. Общая характеристика




В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.
1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.
3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).
4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).
5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.
6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.
7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.
Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

 

27. Государственная власть: понятие и виды

Государственная власть является неотъемлемым свойством государства, в первую очередь выражает интересы и волю тех социальных сил, которым она принадлежит.

Государственная власть всегда решает как свои собственные, так и общенациональные задачи. Государственная власть верховенствует над всеми видами власти общества – ее веления обладают безусловной обязательностью, она независима и не подчиняется никакой другой власти. Одной из важнейших черт гос.власти является ее единство. Характерным признаком – возможность использовать силовые методы, осуществлять принуждение при помощи спец. органов и учреждений. Гос.власть должна быть легальна. Гос.власть является легитимной, т.е. обеспечена поддержкой общества, основана на реальном народном волеизъявлении.

Компоненты гос.власти:

6) Субъект гос.власти – непосредственный носитель – социальные и национальные общности, классы, народ.

7) Объект гос.власти – граждане, их объединения, соц.слои, классы, общество в целом. В демократическом обществе субъект и объект власти очень близки и даже совпадают, в недемократическом – резко разграничены.

8) Один из сущностных структурных элементов гос. власти – властоотношения – возникают в процессе взаимодействия между носителем власти и подвластными субъектами; в рамках властоотношений властвующий навязывает свою волю подвластным.

9) Средства, методы и способы осуществления гос.власти зависят от многих факторов. Если интересы и воля влавствующих и подвластных совпадают, то властоотношения реализуются без принуждения.

10) Ресурсы государственной власти – совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление гос.власти. Утилитарные – материальные и др. блага. Принудительные – меры государственно-властного, карательного воздействия. Нормативные – ценностные ориентации, регулирование отношений в обществе путем правового регулирования. Существует классификация ресурсов власти в зависимости от важнейших сфер жизни общества: экономические (материальные), социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.

Материальные ресурсы: гос.собственность, гос.казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.д. Они составляют экономическую базу гос.власти.

Социальные ресурсы образуют соц.основу гос.власти, которая предназначена организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения, разрешать соц.конфликты. Для реализации этих задач гос.власть добивается доверия и поддержки населения.

Культурно-информационные ресурсы – знания, информация, а также средства их получения и распространения. Особенно велика роль исторических и национально-культурных традиций. Если власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе.

Одной из существенных черт государственной власти является ее суверенность

Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

Существует несколько признаков государственной власти:

1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.

2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.

3) Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».

4) В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.

5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти.

В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих президентов (республики в России и Югославии). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).

Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):

1. Монополия на издание общеобязательных велений;

2. Монополия на применения государственного принуждения

Любое общество нуждается в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп ради достижения общих целей. Власть – одна их основных форм управления, которая отличается от других тем, что осуществляется путем подчинения одних людей другими. Подчинение связано с возможностью применения к управляемым принуждения как необходимого признака власти.

28.Правовая система: понятие и типология

Правовая система общества - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Правовая система включает в себя, в первую очередь, действующее право, правовую идеологию, правовую психологию, правовые отношения, юридическую практику, правовые учреждения. Активным и важным элементом правовой системы выступает правотворчество.

Типология правовых систем современности основывается на выделении социально значимых факторов формирования и эволюции права, присущих определенным группам стран. Единой точки зрения относительно основных критериев классификации правовых систем современности нет. Как правило к ним относят: 1) общность исторической судьбы (возникновение, развитие); 2) единство исторических корней; 3) правовую культуру и правовые традиции; 4) категориальный аппарат (понятия, принципы, определения); 5) источники права и их систему и др.

Одновременно с понятием «правовая система» используется понятие «правовая семья». Этим понятием объединяются несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, которые обладают определенной общностью.

Понятием «правовая система» отечественное правоведение оперирует примерно с середины 80-х годов, но к настоящему времени эта категория, наряду с категориями экономической, политической, социальной систем, прочно вошла в научный и повседневный обиход. Она объединяет все элементы правовой материи, позволяет увидеть связи между ними, степень их разработки, нацеливает правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы на решение практических задач.

Правовая система — это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система включает действующее право, правовую идеологию, правовую психологию, правовые отношения, юридическую практику, правовые учреждения. Этим она отличается от юридической надстройки, отражая правовую составляющую.

Активным и важным элементом правовой системы выступает также правотворчество, без которого нормы права потеряли бы свою надежность и не выполняли бы необходимых функций, направленных на поддержание правовой системы.

 

К ее основным элементам относятся:

1) явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика);

2) право и выражающее его законодательство;

3) правовые отношения;

4) юридическая практика;

5) юридическая техника.

Правовая система является важнейшим инструментом общественно-экономического развития и преобразования многих сторон социальной жизни.

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем. Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым системам национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Исходя из группы критериев, включающих, во-первых, историю правовых систем, во-вторых, систему источников права, в-третьих, структуру правовой системы - ведущие институты и отрасли права, он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью общего права, мусульманскую, индусскую правовую семью, семью обычного права и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. Историческое развитие признается главным образом в определении их способностей. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических государств, стран Азии и правовая система Республики Куба, которые, естественно, имели и имеют много общего, а также особенного и единичного.

В рамках той или иной правовой семьи возможны более удобные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право, и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англосаксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании.

29 Политическая система: понятие, элементы и функции.

Политическая система начала складываться в условиях буржуазного общества, когда наряду с организациями находившейся у власти буржуазии и организациями поддерживающими ее, возникают и крепнут политические организации, противостоящие господствующему классу. Это были организации рабочих, новой интеллигенции, среднего класса, крестьянства.

Политическая система – это универсальная система государственно-организованного общества, элементы которой связаны, прежде всего, политическими отношениями.

Все субъекты политической системы заинтересованы в государственной власти, каждая из единиц политической системы стремиться иметь наибольший политический вес, наибольший политический авторитет и наиболее массовую соц.опору среди других элементов политической системы, чтобы не только овладеть государственным механизмом, но и как можно дольше его удерживать.

Для правильного понимания политической системы необходимо определить критерии отбора ее элементов. Основными требованиями являются – внутренняя упорядоченность (организационный критерий) и политическая направленность деятельности (политический критерий). Особое значение имеет второй критерий, который для разных элементов политической системы означает: во-первых, способность выражать политические интересы определенного класса, группы или любой иной социальной общности; во-вторых, быть участником политической жизни и носителем политических отношений; в третьих, иметь непосредственное или опосредованное отношение к гос.власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно в форме взаимодействия с гос.органами, но и противостоя им; в-четвертых, руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами.

В зависимости от политического критерия к числу непосредственно политических организаций относят – государство, все политические партии и отдельные общественные организации.

К не собственно политическим организациям относятся такие, которые возникают в силу экономических и других неполитических причин. Это профсоюзные, кооперативные и иные организации, которые свою деятельность осуществляют в производной, социально-бытовой, культурной и иных сферах жизни общества.

Отдельную группу составляют организации, у которых полностью отсу4тствует политический аспект. Они возникают и функционируют на основе интересов того или иного слоя людей. Политический интерес они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных или иных политических органов или организаций, но отнюдь не как субъекты.

Политическая система, будучи универсальной, всеохватывающей системой всех политических отношений, политических структур, организаций и т.д., синтезирует политические явления и процессы государственно-организованного общества: политические институты, организации, субъектов, участвующих в них, политические нормы, политическую практику, политическую идеологию и политическую культуру.

Таким образом, политическая система – это совокупность государственных и негосударственных организаций, участвующих в политической жизни общества на основе сложившейся политической практики или действующих политических норм.

Функции политической системы:

1. Ф-ция управления - определение стратег. целей и перспектив обществ.развития.

2. Интегративная функция – обеспечение существования общества как единого целого.

3. Регулятивная функция связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе.

4. Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

5. Дистрибутивная функция, направленная на распределение ресурсов и ценностей между его членами.

6. Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.