КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По способу воздействия на поведение (деятельность) участников общественных отношений
Классификация норм права Соотношение нормы права и статьи закона Строение нормы права Понятие нормы права Норма права есть отдельная клетка единого организма — системы права. Таким образом, признаки нормы права совпадают с признаками права: а) непосредственно исходят от государства и им же охраняются; б) общеобязательны; в) взаимосвязаны, составляют многоуровневую систему; г) регулируют общественные отношения, устанавливая права и обязанности участников. Норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза — место, временя и другие обстоятельства, при которых действует правило поведения данной нормы. Диспозиция — само правило поведения или деятельности. Санкция — меры принуждения, применяемые в случае несоблюдения данного правила поведения. Включение в одну статью закона всех трех элементов нормы права не практикуется. Обычно в одной статье излагаются либо два, либо один элемент нормы, либо часть одного элемента. Остальные элементы располагают либо в других статьях того же закона, либо в других законах. Это обусловлено: а) системностью права (связью норм разных отраслей друг с другом); б) необходимостью компактного изложения текста закона. В связи с этим на практике различаются: а) норма-предписание — положение статьи закона, которое обычно содержит от одного до трех элементов правовой нормы; б) логическая норма — находится в системе законодательства, всегда содержит три элемента. Статья закона может содержать одну или несколько норм. Норма же в свою очередь может располагаться в одной или нескольких статьях закона. По виду регулируемых общественных отношений а) конституционные; б) гражданские; в) уголовные; г) и других отраслей права. По роли норм в регулировании общественных отношений: 1. Типичные — содержат правило поведения (деятельности) а) регулятивные — рассчитаны на правомерное поведение; б) правоохранительные — рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность); 2. Нетипичные — не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм: а) общезакрепительные — закрепляют определенное состояние общественных отношений; б) нормы-принципы — закрепляют принципы поведения (деятельности); в) нормы-определения — определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении; г) коллизионные — определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу. По возможности выбора участниками правоотношения (по степени обязательности): 1) императивные — не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения; 2) диспозитивные — позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм; 3) поощрительные — санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность; 4) рекомендательные — рекомендуют определенное поведение (деятельность); не содержат санкции. 1) управомочивающие — описывают права одной из сторон правоотношения; 2) обязывающие — описывают обязанности одной из сторон правоотношения; 3) запрещающие — описывают обязанность обязанной стороны правоотношения в форме запрета на совершение определенных действий. Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законодательстве, административного проступка в административном праве, отдельных видов сделок в гражданском праве и т.д. Нормы-дефиниции выполняют главным образом эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирования. Их отсутствие в системе права лишило бы законодательство ясности, а процесс его применения стал бы невозможным либо крайне затруднительным. Нормы предписания — нормы права, из которых непосредственно вытекают права и обязанности участников регулируемых отношений и которые содержат указания на меру должного или возможного их поведения. Это нормы, сформулированные по типу правила, в котором есть указание на права и обязанности, условия, при которых они реализуются, государственно-правовые стимулы их осуществления. Нормы-предписания поэтому имеют классическое строение, хотя видовые особенности этих норм имеют некоторое отступление от этой схемы (конструктивные особенности строения регулятивных норм отличны от охранительных и т.д.). Все нормы-предписания подразделяются на регулятивные и охранительные группы норм, каждая из которых, в свою очередь, имеет собственное подразделение.овные понятия, термины. 34. Современное конституционно-демократическое государство: понятие и структура. Государство, организация и деятельность которого направлены на признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина. Провозглашение Российской Федерации демократическим государством закреплено в ряде конституционных положений: возложение на государство, его органы и должностных лиц обязанности признавать, соблюдать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); признание многонационального народа носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации (ч. 1 ст. 3); закрепление за народом права осуществлять свою власть (реализовывать суверенитет) как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3); признание Основным Законом референдума и свободных выборов высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3); конституционный запрет на присвоение власти кем бы то ни было (ч. 4 ст. 3); закрепление принципа разделения властей (ст. 10), идеологического и политического многообразия (ст. 13); конституционная возможность граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32); наличие демократических процедур создания и деятельности общественных объединений (ст. 30) и др. 35. Правоотношение: понятие и классификация Правоотношения представляют собой разновидность общественных отношений, т.е. связь между людьми, их поступками, поведением, деятельностью. Правоотношения - одно из главных средств реализации права. В юридической литературе правоотношения определяются как общественные отношения, урегулированные нормами права. Это юридическая связь между субъектами данного отношения. С возникновения правоотношения начинается процесс реализации, норм права, т.е. воплощения их предписаний в фактическое поведение, соответствующее их требованиям. В связи с этим правоотношение иногда называют «нормой права в жизни», «нормой права в действии» для того, чтобы отличить его от «нормы права на бумаге», какой являются правила, записанные в статьях нормативных правовых актов. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение: правоотношение – это возникающая на основе норм права правовая связь, участники которой наделены субъективными взаимными юридическими правами и обязанностями.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |