КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценность права. Правовая аксиология
Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах, являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством. Права и свободы человека – мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать все, что не запрещено законом.
Личные права определяют статус личности в РФ, т.е. человека одновременно как биологического существа (жизнь, здоровье и др.) и наделенного разумом, чувствами, способностями, имеющего свои интересы и живущего в обществе.
Основные политические права в РФ составляют:
Основными экономическими правами человека в РФ являются:
Социальные права призваны обеспечить нормальные условия жизни человека, поддержать (в том числе материально) слабозащищенные категории граждан – инвалидов, сирот, пенсионеров, матерей с малолетними детьми и т.д. К ним относятся:
Права человека в области культуры и образования включают в себя:
Особой разновидностью основных прав человека являются права в области правосудия (права по защите прав). В России это:
К основным обязанностям человека и гражданина в РФ относятся обязанности:
Гарантии прав и свобод человека: Семья мусульманского (религиозного) права. 1. Семья мусульманского права - совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия,- Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Пакистана, некоторых других государств. Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то, что: одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, - Коране, Сунне, Иджме; в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов. 2. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы стран мусульманской правовой семьи являются: признание Божественного происхождения права, а следовательно, его обязательности и нерушимости; переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями; вторичное значение нормативно-правовых актов; незначительная роль судебной практики; большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей); непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм; приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов. Сходные особенности имеют правовые системы стран религиозного немусульманского права (например: индуистского - Бангладеш, Непал, Гайана), однако мусульманское право является самым распространенным видом религиозного права. 48. Социальное назначение и функции права.Назначение права в обществе состоит в регулировании, упорядочении общественных отношений. В этом проявляется и его ценность. Регулирующее свойство права выражается в его функциях. Функции права вытекают из его юридической природы и социальной сущности. Это основные направления регулирующего воздействия права. С точки зрения социальной направленности, социального содержания функции права совпадают с функциями государства, коль скоро право выступает основным средством осуществления функций государства (экономическая, социальная, экологическая, охранительная). С точки зрения чисто юридической характеристики, способов воздействия на общественные отношения выделяются регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная функции права. Функции права: охранительная,регулятивная,воспитательная,динамическая,статическая Под ними обычно понимаются основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества.
2. Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране (профилактика и расследование правонарушений, разбирательство дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности). 49. Семья традиционного права К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Признаками данной правовой семьи являются следующие: 1.доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; 2.обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами; 3.обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; 4.нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше; 5.судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права; 6.судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; 7.юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; 8.архаичность многих ее обычаев и традиций. Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак - все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина. В странах,образующих «семью традиционного права»(Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные).Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»). 50. Правосознание и правовая культура.Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей (классов, наций, народа) к действующему и желаемому праву. В правосознании традиционно выделяют в качестве элементов правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология - это идеи, теории, убеждения, понятия, взгляды, выражающие отношение людей к действующему и желаемому праву. Правовая психология - это чувства, эмоции, переживания, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права: издания юридических норм, их реализации, законности и др. Можно сказать, что правовая психология - это своего рода чувство права и законности. Роль главного и активного элемента в правосознании принадлежит правовой идеологии как систематизированному, научно обоснованному, теоретизированному отражению правовой действительности. С точки зрения социального уровня разделяют обыденное правосознание, профессиональное (правосознание юристов) и научное (правоведение). С точки зрения общности - массовое (классов, наций, народа), групповое (коллективные представления и чувства формальных и неформальных групп), индивидуальное правосознание (конкретного индивида). Основными функциями правосознания являются познавательная, оценочная и регулятивная. В литературе называют также функции правового моделирования, прогностическую, воспитательную и др. Регулирующая роль правосознания проявляется в совершении лицом правомерных поступков даже при отсутствии знания тех или иных конкретных правовых предписаний. Категории правосознания дают общую нормативно-правовую ориентацию индивида. Правовая культура - это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода "юридическое богатство" общества. В целом возможна оценка правовой культуры, как и культуры вообще, по ее уровню, который определяется прежде всего уровнем развития компонентов правовой системы. При этом оцениваются: а) уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования; б) уровень законности; в) уровень совершенства законодательства; г) уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то есть состояние правосудия в обществе. Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры. Ценности - это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества Понять социальную ценность права - значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем. Правовая аксиология является одним из направлений аксиологии, т. е. теории о ценностях, теории общезначимых принципов, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. Идущее от Канта понятие ценности связано с разграничением бытия и блага. При этом ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Проблема ценностей связана проблемой культуры, что находит свое выражение в выделении в качестве определяющих ценностей: истины, добра, красоты и святости, наряду с ними существуют такие ценности культуры, как: религия, правопорядок, искусство и наука, — это ценности, блага культуры. Для правовой аксиологии важно обратить внимание на разграничение норм и ценностей. В своем существовании ценность становиться нормой, если с ней сообразуется некоторый субъект. При этом ценности тем выше, чем они долговечнее, чем глубже удовлетворение, которое они дают.В качестве правовой ценности выступает справедливость, которая мыслится как порядок отношений, в котором каждому принадлежит свое место и причитается то, что принадлежит. Идея такого порядка создает определенную целостность, органическую связь. Существование реализованных ценностей, на почве общего взаимного признания, и есть порядок общественной справедливости, служащий основой для идеи права. При этом для действенности правовой системы внешнему статусу справедливости должен соответствовать внутренний статус добродетели, ошибочно порой именуемой минимумом нравственности.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |