Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право в условиях глобализации




Глобализация - объективная закономерность, и воспрепятствовать ее развитию
не в состоянии никакие силы. Задача состоит в том, чтобы поставить ее на службу
человеку. А это требует существенного повышения уровня управляемости международной
системой, чтобы использовать позитивные возможности глобализации и предотвратить
ее негативные последствия. Сегодня проблема управления - ключевая глобальная
проблема, от ее решения зависит урегулирование иных крупных проблем.
Одним из важных условий решения глобальных проблем, включая проблему управления, является повышение уровня политического мышления и массового сознания. Особая ответственность за достижение указанной цели ложится на средства массовой информации, роль которых в современном обществе чрезвычайно возросла. Без их активного участия эффективное управление невозможно ни на национальном, ни на международном уровне.
Для повышения уровня политического мышления и приведения его в соответствие
с современными требованиями первостепенное значение приобретает роль государства
в условиях глобализации. Заметим в этой связи, что государство гораздо более
интернациональное явление, чем принято думать.
Организация взаимодействия с внешней средой - одна из основных функций государства,
оказывающая влияние на его политическую и экономическую системы. Все это свидетельствует
об особой актуальности исследования роли государства в условиях глобализации.
Глобализация привела к тому, что ни одно государство не в состоянии существовать
без активного взаимодействия с международной системой. В документах ООН подчеркивается,
что сегодня существует глобальный аспект почти у всех человеческих дел.
Государства вынуждены совместно решать не только международные проблемы,
но и задачи, которые еще вчера были чисто внутренними. Все большее количество
общественных отношений выходит за пределы государственных границ, и их регулирование
возможно только путем взаимодействия государств.
Углубление взаимосвязанности государств ограничивает их свободу выбора
в области как внешней, так и внутренней политики. Для решения своих национальных
и интернациональных задач государство нуждается в активном международном сотрудничестве.
Политика государства в целом в растущей мере определяется его местом в международной
системе. Глобализация расширяет сферу функциональной ответственности государства
и одновременно ограничивает его способность самостоятельно решать возникающие
проблемы. В этом видится одно из основных противоречий современного государства.
Единственный путь его преодоления - высокий уровень сотрудничества.
Неспособность государства самостоятельно решать растущее число своих
проблем явилась питательной средой для теорий, предрекающих коренное изменение
самого понятия государственности или даже исчезновение государства. Пишут
об упадке роли государства как главного образования общества и даже констатируют
конец национального государства и т.п.
По мнению С.Сюра, у государства имеются два возможных пути: а) международный
федерализм и б) "более мучительный и трагический выход, реализующийся в конвульсивном
распаде, в планетарном трайбализме". Вместе с тем, под влиянием событий в
Сомали, Руанде, Югославии ученый признает катастрофические последствия, порождаемые
распадом государства.
Примером умеренной концепции влияния глобализации на государство могут
служить взгляды немецкого профессора С.Хобе. Он исходит из того, что новые
моменты в мировом развитии требуют от государства способности отражать их
и приспосабливаться. Учет этих требований повлек за собой "коренные внутренние
перемены в том, что касается понятия государственности". Главное состоит в
открытости государства для международного сотрудничества, которое рассматривается
как "центральная задача государственности". Власть может в настоящее время
пониматься "только как отношения сотрудничества между правительством государства
и властью международных организаций". "Открытость государства для международного
сотрудничества уже является конститутивным элементом самой государственности".
Непонимание или принижение роли государства встречается и в российской
научной литературе, прежде всего экономической, а также в средствах массовой
информации. Для иллюстрации рассмотрим концепцию авторитетного ученого-экономиста
А.И. Неклессы. Он утверждает, что экономическое развитие ставит "под сомнение
сам принцип нового мирового порядка, формируя своеобразную "обратную" историческую
перспективу - подвижный и зыбкий контур новой мировой анархии". Экономика
"начинает проявлять себя не только как способ хозяйствования, но и как доминирующая
система управления обществом: как политика,...становясь, по сути, новой властной
системой координат". В результате "новое мироустройство постепенно замещает
прежнюю национально-государственную модель более сложным, полифоническим
сочетанием геоэкономических районов".
Никто не станет отрицать, что глобализация повышает роль экономических
факторов и требует существенных перемен в механизме управления мировой системой.
Однако это ни в коей мере не означает подмены политики экономикой. Более того,
необходимо повышение эффективности таких политических институтов, как государство
и право, международные организации и международное право.
В этом плане представляет интерес отчет Всемирного банка за 1997 г. "Государство
в меняющемся мире". Десятилетиями Банк боролся против власти национальных
государств и "все подавляющей бюрократии". Ныне же он признает, что без государства
невозможно устойчивое экономическое, социальное развитие. Оно призвано играть
важную роль в экономическом и социальном развитии, но "скорее как партнер
и содействующий фактор, а не руководитель". Таким образом, Банк считает, что государство призвано обеспечить порядок в стране и в соответствующих международных связях, без государства не обойтись и в таких сферах, как мировая экономика и финансы.
Заговорили даже о крушении системы национальных государств. Подобную теорию обосновывал такой авторитет, как Э.Тоффлер, считая, что система национальных государств постепенно вытесняется миром транснациональных корпораций, "требующим совершенно новых политических рамок, которые были бы способны обеспечить нечто подобное мировому порядку".
Более умеренные теории исходят из того, что управление, имеющее кардинальное
значение для рыночной экономики, не должно отождествляться с государством.
Утверждают, что глобальная политика отделяет управление от государства и его
органов власти. Поэтому политики должны в этой области передать свои функции
иным акторам и учреждениям, находящимся в лучшем положении для реализации
политики общества. Речь идет об учреждениях, подобных Всемирному банку, Международному
валютному фонду, и, разумеется, о крупном бизнесе.
Проблема взаимодействия государства с крупными компаниями имеет самое непосредственное отношение к управляемости на национальном и международном уровне. Наряду с общими для всех промышленных стран элементами решение проблемы связано также с национальной спецификой.

54. Концепция поколений прав человека: исторические версии и современность

Права человека - это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.

Несмотря на возможность констатации и фиксации прав человека как таковых, как объективно существующих явлений, их механизм воплощения в жизнь, механизм выхода на поведенческий уровень достаточно сложен. Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность реализации прав человека зависит и от их нормативного оформления, включения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества.

В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в целом выделяют несколько поколений прав человека.

Первое поколение - права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др.

Второе поколение - социальные, экономические и культурные права:
право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение;
право на отдых; право на образование и др.

Третье поколение - коллективные права (стали формироваться после второй мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др.
При всем современном многообразии прав человека и различии теоретических подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополагающие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, "стартовое" равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права человека на всех людей планеты. Права и свободы человека с этого момента перестали быть только внутренним делом государства.

Кроме названной Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). На основании этих документов человек стал субъектом международного права. Эти международно-правовые акты имеют приоритет над внутренним законодательством стран-участниц, и их гражданин имеет право обратиться в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (аналогичная норма содержится в ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Наряду с органами ООН действует европейская система защиты прав человека, созданная на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.), - Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Вынесенное Европейским судом решение по индивидуальной жалобе носит обязательный характер, является окончательным и обжалованию не подлежит.
В ноябре 1991 г. в России была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая стала органичной частью (глава 2) Конституции Российской Федерации 1993 г.

Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина. Механизмы внутригосударственного права имеют важнейшее значение для осуществления прав человека. 4 марта 1997 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

 

55. Правовой нигилизм: понятие, причины и формы

Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

Причинами возникновения правового нигилизма считают:

1) деспотичный характер государственной власти;

2) особенность исторического развития государства;

3) использование репрессивного законодательства;

4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;

5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;

6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;

7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;

8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:

1) широкое распространение и повсеместность;

2) неподконтрольность;

3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления;

4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.);

5) соединение нигилизма с разными формами протеста;

6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.

Правовой нигилизм выражается в следующих формах:

1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);

2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм;

3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;

4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;

5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;

6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.

Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве: 1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; 2) укрепление режима законности на территории государства; 3) осуществление верховенства основного и других законов государства; 4) совершенствование правовой системы государства;

5) осуществление правового порядка в государстве;

6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов; 7) проведение в государстве правового воспитания.

Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.

Юридические гарантии законности представляют собой определенную особенностями общественно-экономического строя систему средств и условий, которые направлены на обеспечение законности в государстве. Определяющее значение среди таковых имеют экономические и политико-идеологические (а именно: различные виды собственности и соответственный им способ производства, бескризисное развитие народного хозяйства, степень занятости населения в общественно полезном труде, идеология, состояние культуры) гарантии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 7231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.